ТАСС
11 декабря 2025, 02:30
Разработана улучшенная версия фундаментального элемента электронных схем
Ученые Новгородского государственного университета (НовГУ) представили усовершенствованную версию фундаментального элемента электронных схем - гиратора, сообщили ТАСС в пресс-службе Минобрнауки РФ. Эта разработка особой тороидальной, то есть "бубликообразной", формы открывает путь к созданию принципиально более компактной, точной и энергоэффективной электроники для аэрокосмической отрасли, систем связи и робототехники.
"В НовГУ успешно усовершенствовали гиратор - устройство, отвечающего за преобразование электрического тока в напряжение и обратно в электрических цепях. Это прорыв для техники, где важна компактность и точность: от спутников до роботов. Основное преимущество разработки ученых НовГУ - это уменьшение габаритов и стоимости устройства за счет устранения необходимости в громоздких, тяжелых и дорогих индукторах. Такое устройство будет полезно в радиолокации, авиации и космической технике, где требуется наиболее точная передача информации, минимизация помех", - сообщили в пресс-службе.
Гиратор считается пятым базовым элементом электрических цепей после резистора, конденсатора, катушки и трансформатора. Его основная функция - преобразовывать ток в напряжение и обратно. Проблема традиционных схем в том, что катушку индуктивности практически невозможно миниатюризировать. Новгородские исследователи решили эту задачу, создав гиратор, который имитирует свойства катушки с помощью компактной композитной структуры.
Устройство и принцип работы
Инновационный гиратор представляет собой трехслойную симметричную структуру. Внешние слои выполнены из магнитострикционного материала, а внутри расположен пьезоэлектрический элемент. Вся конструкция заключена в магнитопровод, который полностью "запирает" магнитное поле внутри устройства, не позволяя ему рассеиваться. Принцип работы основан на двойном преобразовании: электрический ток создает магнитное поле, вызывающее деформацию внешних слоев, эта деформация передается на пьезоэлектрик, генерируя напряжение. Процесс также обратим - подача напряжения приводит к появлению тока на выходе.
Благодаря отказу от объемной катушки в пользу плоских электродов удалось достичь радикальной миниатюризации компонента. Использование уникального наноструктурированного аморфного сплава "Амаг" и особая тороидальная, то есть "бубликообразная", форма конструкции сводят к минимуму потери энергии, повышая КПД устройства. Это не только делает электронику компактнее, но и значительно дешевле в производстве. Кроме того, замкнутое магнитное поле исключает электромагнитные помехи, влияющие на соседние компоненты схемы, что критически важно для высокоточной аппаратуры.
Разработка уже востребована в высокотехнологичных отраслях, где на первый план выходят требования к миниатюрности, надежности и точности. Это прежде всего космические спутники, авиационная электроника, радары, системы дуплексной связи и прецизионная робототехника.
На данный момент создан и проходит испытания опытный образец.
"В НовГУ успешно усовершенствовали гиратор - устройство, отвечающего за преобразование электрического тока в напряжение и обратно в электрических цепях. Это прорыв для техники, где важна компактность и точность: от спутников до роботов. Основное преимущество разработки ученых НовГУ - это уменьшение габаритов и стоимости устройства за счет устранения необходимости в громоздких, тяжелых и дорогих индукторах. Такое устройство будет полезно в радиолокации, авиации и космической технике, где требуется наиболее точная передача информации, минимизация помех", - сообщили в пресс-службе.
Гиратор считается пятым базовым элементом электрических цепей после резистора, конденсатора, катушки и трансформатора. Его основная функция - преобразовывать ток в напряжение и обратно. Проблема традиционных схем в том, что катушку индуктивности практически невозможно миниатюризировать. Новгородские исследователи решили эту задачу, создав гиратор, который имитирует свойства катушки с помощью компактной композитной структуры.
Устройство и принцип работы
Инновационный гиратор представляет собой трехслойную симметричную структуру. Внешние слои выполнены из магнитострикционного материала, а внутри расположен пьезоэлектрический элемент. Вся конструкция заключена в магнитопровод, который полностью "запирает" магнитное поле внутри устройства, не позволяя ему рассеиваться. Принцип работы основан на двойном преобразовании: электрический ток создает магнитное поле, вызывающее деформацию внешних слоев, эта деформация передается на пьезоэлектрик, генерируя напряжение. Процесс также обратим - подача напряжения приводит к появлению тока на выходе.
Благодаря отказу от объемной катушки в пользу плоских электродов удалось достичь радикальной миниатюризации компонента. Использование уникального наноструктурированного аморфного сплава "Амаг" и особая тороидальная, то есть "бубликообразная", форма конструкции сводят к минимуму потери энергии, повышая КПД устройства. Это не только делает электронику компактнее, но и значительно дешевле в производстве. Кроме того, замкнутое магнитное поле исключает электромагнитные помехи, влияющие на соседние компоненты схемы, что критически важно для высокоточной аппаратуры.
Разработка уже востребована в высокотехнологичных отраслях, где на первый план выходят требования к миниатюрности, надежности и точности. Это прежде всего космические спутники, авиационная электроника, радары, системы дуплексной связи и прецизионная робототехника.
На данный момент создан и проходит испытания опытный образец.
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 10, 2025
Аэрофлот открыл мемориальную доску в честь "фельдъегеря Победы" - легендарного пилота, доставившего в Москву Акт о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии в мае 1945 года
Декабрь 8, 2025
Участники Авиационного пресс-клуба соберутся на юбилейную XXV встречу
Декабрь 8, 2025
Путешествие без перегруза
Декабрь 11, 2025
Чемпионат по BMX-фристайлу в аэропорту Домодедово отменили