О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Реституция - ничто: московский арбитраж отдал "Перспективе-2011" в аренду часть земель саратовского авиазавода

Не привлекая лишнего внимания, в московском арбитраже рассматривается принципиально важный для Саратова спор. Проигрыш в этом деле будет и обидным, и чреватым бюджетными потерями в десятки миллионов рублей.

Все, кто следил за процессом возвращения государству земель саратовского авиазавода, наверняка помнят, с чего все начиналось - с введения процедуры банкротства ЗАО "САЗ" в середине 2000-х. Гигант авиастроения располагал не только территорией в 342 гектара, но и огромной массой имущества, так что дружной пензенской команде, которая проникла на территорию "стратега" благодаря банкротству, было чем поживиться.

В ходе двух банкротств, закончившихся ликвидацией юрлица, предприятие лишилось всей своей территории и более 260 объектов. Многие активы были выведены на дружественные пришельцам фирмы.

Например, саратовское ООО "Перспектива-2011" стало владельцем нескольких участков земли, в том числе, огромного массива размером в 200 га. Это часть заводского аэродрома, занимавшего 250 гектаров, который в 2009 году был выведен пензенскими деятелями в ОАО "Аэродром "Южный". Затем совет директоров ОАО передал порядка 200 га аэродромной территории в качестве взноса в уставный капитал дочернего общества ООО "Перспектива-2011".

Далее последовало банкротство ОАО, в ходе которого земля была продана по цене однокомнатной квартиры и вернулась в конечном итоге в собственность "Перспективы-2011", но уже в размере 171 гектара. Все остальное было распродано под застройку.

В 2016 году 171 га попал под арест в рамках уголовного дела по факту преднамеренного банкротства ЗАО "САЗ" и был тем самым спасен от распродажи и застройки. Дело было возбуждено Третьим следственным управлением СК России благодаря долгим усилиям депутатов Госдумы Ольги Алимовой и Валерия Рашкина.

А в 2018 году теруправление Росимущества по Саратовской области начало через суд возвращать в собственность РФ земли авиазавода. Идти на этот шаг ведомство категорически не желало и первый иск о возвращении в собственность РФ скромного участка в 606 кв.м направило в областной арбитраж при очень настойчивых рекомендациях облпрокуратуры.

Иски о реституции земель авиазавода базировались на достаточно сложном правовом фундаменте. САЗ был преобразован в коллективное предприятие по постановлению Совета Министров СССР от 10.01.1991 года. В 1992 году коллективное предприятие выкупило госимущество на сумму 115,3 млн рублей и по распоряжению Госкомитета РСФСР по управлению госимуществом от 27.05.1992 № 181-р получило Свидетельство о собственности на приватизированное имущество.

Но к тому времени уже вступило в силу постановление Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации…", по которому оборонные предприятия, как и объекты ГО и ЧС, не подлежали приватизации и оставались строго в федеральной собственности. К тому же разрешение на приватизацию давал орган СССР, а в 1992 году такого государства уже не существовало, следовательно, дать разрешение на передачу имущества в собственность коллективного предприятия должно было правительство РФ.

А оно этого разрешения не давало! Вот поэтому в заводском пакете документов на приватизацию нет главного - акта приема-передачи имущества. Стало быть, де-юре имущество из госсобственности не выбывало и выданное в 1992 году Свидетельство о праве собственности юридически ничтожно.

Причем даже в этом документе не было земли, она оставалась федеральной. "Ноги" заводской территории самоуправно приделал экс-мэр Саратова Юрий Аксененко, подписав в 1998 году постановление, по которому администрация Саратова передавала в собственность ЗАО "САЗ" участки, из которых состояла заводская территория, а взамен приняла заводские соцобъекты. После того, как арбитражные суды признавали постановление недействительным - ведь федеральной землей мэрия не имела права распоряжаться, ничтожными становились все сделки с заводскими участками.

Легко понять, что по постановлению ВС РФ №3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации" предприятия ВПК не подлежали приватизации целиком - не только территории, но и постройки, оборудование и т.п. Вот и рабочая группа при правительстве области (была создана по инициативе спикера Госдумы Вячеслава Володина), координировавшая реституцию, в 2021 году поднимала вопрос о возвращении через суд уцелевших после пензенского нашествия зданий.

По приблизительным подсчетам, "живых" объектов осталось порядка 17, уничтоженных - свыше 200. При этом уничтоженные могут стать серьезной проблемой, так как многие числятся по документам как существующие, и это дает владельцам повод в дальнейшем потребовать компенсаций за снос либо же инициировать тяжбы из-за земли.

Было решено пропустить через суд все строения, хотя раньше позиция руководителя ТУ Росимущества Екатерины Мережниковой была такой: изымать участки уничтоженного предприятия правомерно, так как земля не вошла в объем приватизации, но цеха коллектив предприятия выкупал, поэтому здесь с точки зрения закона все безупречно.

Однако и арбитражи всех уровней, и Верховный суд констатировали: коллектив САЗа оплатил имущество в 1992 году, когда уже вступило в силу постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации", где четко запрещается приватизация оборонных предприятий, а также имущества ГО и ЧС.

Однако решение рабочей группы выполнено не было, иски по деприватизации зданий авиазавода ведомство так и не подало, в итоге постройки остались в частных руках, располагаясь на федеральной земле. Конкретно на участке, оставшемся от заводского аэродрома, до сих пор стоит большое здание бывшего цеха, внутри которого находится убежище ГО и ЧС. В 2020 году вопрос о возвращении убежища в госсобственность дошел даже до Верховного суда.

Естественно, убежище было возвращено государству, а вот цех остался в руках "Перспективы-2011", которая еще в 2016 году сменила саратовскую регистрацию на московскую, а в 2020 году подала иск о собственном банкротстве. Введенная столичным арбитражем процедура наблюдения в 2022 году перешла в конкурсное производство, в 2024 году его возглавила назначенная судом Наталья Павленкова.

Сразу после этого назначения банкрот внезапно вспомнил про свой цех на территории бывшего авиазавода и решил оформить в аренду участок земли, на котором стоит постройка. Как сказано в материалах суда - для использования по функциональному назначению. А для этого из участка в 171 га, который был по суду изъят в пользу РФ у ненадлежащего собственника (той самой компании "Перспектива-2011"), потребовалось выделить участок площадью 4,1 гектара, на котором стоит здание цеха.

Право владельца здания получить в аренду без конкурса участок, на котором стоит постройка, закреплено в Земельном Кодексе РФ. Но ТУ Росимущества по Саратовской области, куда были поданы документы, отказалось предварительно согласовать аренду без торгов, так как ведомству "не удалось установить наличие права" ООО "Перспектива-2011", у чиновников "отсутствуют сведения о завершении мероприятий конкурсного производства и их юридических последствиях", кроме того, само наличие конкурсного производства свидетельствует о неплатежеспособности компании.

Однако московский арбитраж вполне резонно напомнил ведомству, что в ЗК РФ перечень оснований для отказа в предварительном согласовании аренды без торгов исчерпывающий и доводы ТУ Росимущества в нем не значатся. Так что ссылки на отсутствие сведений о завершении либо продлении процедуры в "Перспективе-2011", равно как и на предполагаемую неплатежеспособность компании, несостоятельны. Право собственности компании на здание зарегистрировано в ЕГРН, достоверность сведений, внесенных в ЕГРН, не опровергнута, в судебном порядке не оспорена.

Буквально на днях саратовские чиновники обжаловали свой проигрыш в 9 ААС. Доводы апелляционной жалобы неизвестны, перспективы ее рассмотрения сложно оценить как благоприятные: право собственника объекта недвижимости оформить аренду участка, на котором объект стоит, - одно из основополагающих.

Замысел "Перспективы-2011", в свое время отчаянно воевавшей против реституции, представляется вполне очевидным: массив в 171 гектар - прекрасный плацдарм для городского развития. Никаких токсичных производств здесь не было, так что на этой территории можно строить любую социалку. Но огромный цех и участок, который по закону можно будет оформить в собственность, способны стать большой помехой. В банкротстве "Перспектвиы-2011" уже засветилась публика из пензенской когорты, в свое время жонглировавшая землями бывшего аэродрома. Так что нет никаких сомнений в чьих руках окажется право аренды, а затем и выкупа участка в 4,1 га.

Причем арендатор имеет право выкупить землю за какие-то проценты от кадастровой стоимости, а вот Саратов будет выкупать и цех, и землю по рыночной цене! Сколько это будет миллионов? Десятки или сотни?

Еще в 2020 году рабочая группа анализировала список владельцев заводских построек и констатировала, что деятели, из рук которых уплывали огромные куски земли, за каждую сарайку-развалюшку постараются содрать по максимуму. Так что за процессом в московском арбитраже наверняка следят и видный пензенский строитель Валерий Чубукин, владевший зданием ЛТО на бывшем аэродроме, и самарский миллиардер Гамаль Замальдинов, чьи компании контролируют ТЦ "Оранжевый", а это здание бывшего цеха, под которым ни много ни мало 7,6 гектара земли!

Депутат Госдумы Ольга Алимова считает, что происходящие сейчас события были вполне ожидаемы:

- Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять зачем ушлые частники держатся за заводские развалины, платят налоги, несут расходы. Конечно, тут расчет на будущее и может быть даже скоординированная политика: один оформил себе гектар, другой сто метров, третий еще что-то откроил. Казалось бы, мелочь, ведь мы выиграли через суды 290 гектаров, но так и получится, что будем спотыкаться о какие-то будки, сторожки, сидеть в судах, тратить миллионы из бюджета! Почему Росимущество пять лет назад, имея все права, не застолбило за государством все эти постройки? Легко же было доказать, что они из федеральной собственности даже и не выбывали!

Апелляционная жалоба ТУ Росимущества в Саратовской области будет рассматриваться в 9 ААС 15 сентября 2025 года.
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-вектор». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка