ТАСС
12 мая 2025, 06:15
Создан алгоритм, который поможет в борьбе с обледенением крыльев самолета
Ученые разработали физико-математическую модель, которая позволяет рассчитать длину скольжения капель воды при их соударении с наклонной водоотталкивающей поверхностью, сообщили в пресс-службе ТПУ
В пресс-службе отметили, что обледенение является актуальной проблемой в авиационной промышленности. Накопление льда на поверхности лопастей ветровых турбин и крыльев самолетов снижает аэродинамическую эффективность. Одним из способов предотвращения обледенения деталей самолетов является придание их поверхности супергидрофобности. Водоотталкивающий эффект достигается за счет микро- и наношероховатостей, а также нанесения различных химических составов.
"Ученые разработали физико-математическую модель, которая позволяет быстро и точно рассчитать длину скольжения капли воды до отскока после удара о наклонную водоотталкивающую поверхность. Разработанный подход имеет практическое значение для технологий производства и эксплуатации самоочищающихся, противообледенительных, противообрастающих и водоотталкивающих покрытий для различных отраслей промышленности, например, для самолетостроения, ветроэнергетики и строительства скоростных поездов", - сказано в сообщении.
В исследовании физики предложили уникальный подход к моделированию максимального диаметра растекания капель воды, учитывающий проникновение жидкости в микроразмерные неоднородности текстур поверхности. Кроме того, ученые доказали, что физико-математическая модель позволяет использовать прогнозные значения максимального диаметра растекания при моделировании скольжения капли до отскока. Погрешность расчетов составляет допустимые 10-20%.
На сегодняшний день ученые работают над физико-математической моделью, которая могла бы учитывать еще больше факторов, влияющих на прогноз поведения капель жидкости. Например, была увеличена скорость соударения капель воды с водоотталкивающей поверхностью до 20 м/с с использованием разработанной аэрогидродинамической трубы открытого типа, имитируя реальные сценарии соударения капель с функциональными конструкциями - попадание осадков на лопасти ветряков, элементы летательных аппаратов и так далее. Новое исследование также учитывает естественные температурные режимы, исследователи начали охлаждать поверхность соударения и дозируемую воду до низких температур, как это происходит в природе.
Исследование поддержано грантом РНФ. В нем принимали участие сотрудники и учащиеся Научно-образовательного центра И. Н. Бутакова Инженерной школы энергетики ТПУ, Института теплофизики им. С. С. Кутателадзе СО РАН и Новосибирского государственного университета. Результаты работы опубликованы в журнале International Journal of Multiphase Flow (Q1, IF: 3.6).
Авторские права на данный материал принадлежат «ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2025
Аэрофлот запустил бесплатный онлайн-сервис по оформлению справок для пассажиров
Декабрь 17, 2025
Две российские команды по гонкам дронов выступят на Играх Будущего в ОАЭ
Декабрь 17, 2025
В Туве открылся первый авиационный класс
Декабрь 17, 2025
В МАИ разработали установку для ультразвукового сверления высокопрочной керамики