Госкорпорация Ростех
13 сентября 2024, 13:33
Титановый стандарт: как проверяют авиадвигатели
Все авиационные двигатели, которые производят предприятия Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха, проходят типовой цикл испытаний перед отправкой заказчику. Здесь выпускают двигатели для практически всей отечественной военной и гражданской авиации, для космических программ, а также наземные и морские газотурбинные установки.
Разбираемся, через какие проверки проходят авиадвигатели перед установкой на самолет.
С точностью до микрона
Перед запуском в серию новые силовые установки проходят масштабные и длительные сертификационные испытания. Уже получившим сертификат и все необходимые разрешения авиадвигателям суровые проверки не требуются, но и они перед отправкой заказчикам подвергаются детальному анализу. Эти испытания – обязательный шаг на пути к полету для любого двигателя – нового или прошедшего обслуживание.
Первый этап - визуальный и измерительный контроль. На этом этапе инспекторы осматривают двигатель на наличие внешних дефектов: царапин, трещин, следов коррозии. Осматриваются также все разъемы, крепежные элементы и другие внешние части двигателя.
Затем проводят детальный измерительный контроль, используя высокоточные приборы. Например, лазерные сканеры или программируемые станки позволяют проверить геометрические параметры компонентов двигателя с точностью до микрометра.
Дефекты или отклонения от нормы в размерах могут повлиять на работоспособность двигателя и его безопасность, поэтому важен строгий контроль. Например, если лопатка турбины или компрессора изготовлена с отклонением всего в 10 микрометров от заданного размера, эффективность двигателя снизится на 1-2%. В результате будет создаваться излишняя турбулентность и повышенные вибрации.
Такие вибрации способны вызвать преждевременный износ подшипников, а в экстремальных случаях - даже разрушение лопатки, что может привести к серьезным последствиям, таким как отказ двигателя в полете.
Проверить, не разрушая
Следующим важным этапом является неразрушающий контроль, который включает методы ультразвуковой дефектоскопии, рентгенографии, вихретокового и магнитопорошкового контроля. Так выявляют скрытые дефекты в материале - трещины, пустоты, расслаивания, которые невозможно обнаружить невооруженным глазом.
Например, метод вихретокового контроля широко применяется для проверки лопаток компрессора и турбины авиадвигателя, которые испытывают значительные нагрузки во время работы. Рентгенографический метод позволяет увидеть внутреннюю структуру компонентов и выявить дефекты, такие как пористость или инородные включения в материале.
Добро пожаловать на стенд
После успешного прохождения комплекса контрольных операций двигатель отправляется на стендовые испытания. Этот этап включает отладку двигателя, начиная с его запуска и прогрева до рабочей температуры. Дальше на стенде двигатель работает в различных режимах, имитирующих реальные условия эксплуатации.
Проверяются параметры работы двигателя, такие как давление и температура на входе и выходе из компрессора и турбины, расход топлива, уровни вибраций и шума. Эти данные затем анализируются, чтобы убедиться в соответствии двигателя всем установленным нормам и требованиям.
Один из самых строгих тестов - испытание на предельную мощность и предельную выносливость. Двигатель запускают на максимальной мощности в течение определенного времени, проверяя его способность выдерживать экстремальные нагрузки. Затем следуют длительные тесты на выносливость, во время которых двигатель работает в течение продолжительного времени при различных режимах. Цель этих испытаний - выявить любые потенциальные недостатки в конструкции или материалах, которые могут привести к отказу двигателя в будущем.
После завершения всех стендовых испытаний проводится анализ образцов масла и топлива, отобранных из двигателя. Этот анализ помогает выявить возможные признаки износа или повреждения внутренних компонентов, такие как наличие металлических частиц или других загрязнений.
Шаг на пути в небо
Каждая авиационная силовая установка, выпущенная предприятиями ОДК, проходит типовой цикл проверок перед отправкой заказчику.
Например, испытания российских авиационных двигателей ПС-90А проводятся на загородной испытательной станции (ЗИС) предприятия "ОДК-Пермские моторы". Здесь специалисты проверяют все основные показатели: мощность, тягу, характеристики двигателя при работе на разных режимах, а также проводят замеры давления разных жидкостей, температурные измерения.
Даже на малом газу авиадвигатель при испытаниях дает шум в 100 дБ. Чтобы не создавать проблем жителям окрестных населенных пунктов, на испытательной станции "ОДК-Пермские моторы" установлен огромный "глушитель" размером 50 м.
Двигатели ПС-90А устанавливаются на самолеты Ил-96-300/400, Ту-204 и -214, транспортные Ил-76ТД/МД-90/А.
Тестирование авиадвигателей перед установкой на самолет - это филигранный и дорогостоящий процесс, требующий предельной точности и строгости. Тем не менее именно благодаря такой скрупулезности удается минимизировать риски и подтвердить, что каждый выпущенный двигатель полностью готов к полетной работе.
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Октябрь 15, 2024
Группа "Аэрофлот" предлагает 260 направлений в зимнем расписании
Октябрь 14, 2024
COMAC проводит ребрендинг регионального самолёта
Октябрь 15, 2024
Ученые Томского политеха синтезировали первые образцы экологичного авиатоплива из биосырья
Октябрь 15, 2024
Вертолет Ми-8 будет кружить по ночам над Новосибирском - что он будет искать