О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ЦАГИ представил доклады на международной конференции МАИ

Обмен опытом между научными специалистами в области авиационной и ракетно-космической отрасли - важное условие для формирования алгоритмов решения технологических задач для опережающего развития наукоемких отраслей России. Одной из площадок для эффективного взаимодействия представителей вузовского сектора, академического и бизнес-сообществ является Международная конференция "Авиация и космонавтика". В ее научной программе принял участие Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского"). Организатор мероприятия - Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет).

Инженер Андрей Крекнин представил доклад "Исследование процесса безопасного отделения стойки основных опор шасси (ООШ) при разрушении слабых звеньев" (соавторы - Е.А. Пигусов, В.В. Чедрик). В соответствии с требованиями норм летной годности шасси пассажирских самолетов должны быть сконструированы таким образом, чтобы в случае превышения расчетных нагрузок и разрушения не допускалась утечка топлива. Это может спровоцировать возникновение пожара. Выполнение этого требования обеспечивается внедрением в конструкцию шасси так называемых "слабых звеньев" - конструктивных элементов с заведомо сниженной несущей способностью. Разработаны рекомендации по проектированию ООШ с внедрением в конструкцию "слабых звеньев".

Об опыте применения комбинированной аэродинамической модели для исследования компоновок самолетов нетрадиционных схем рассказал Евгений Пигусов (соавтор А.А. Крутов). В докладе освещены аспекты исследований компоновок магистральных самолетов нетрадиционных схем в аэродинамических трубах. Актуальной задачей при разработке перспективных компоновок является корректное сравнение нетрадиционных решений с классической схемой, в частности при исследовании аэродинамических характеристик. Представлен опыт применения комбинированной модели для исследования нетрадиционных схем. Модель позволяет в равных условиях провести испытания в аэродинамической трубе трех основных вариантов компоновок, которые в настоящее время рассматриваются аэродинамиками. Это классический с круглым фюзеляжем и два альтернативных с овальными фюзеляжами. Один из них имеет низкорасположенное крыло, другой - среднерасположенное крыло с интегральным наплывом между консолями крыла и фюзеляжем. Такое решение позволит увеличить аэродинамическое качество и несущие свойства на малых скоростях, что даст возможность уменьшить потребную длину взлетно-посадочной полосы. Использование овального фюзеляжа снизит расход топлива и увеличит место для пассажиров, тем самым повысив комфортность перелета. Кроме того, в самолете расширится нижняя палуба, где можно будет перевозить больше грузов.

Однако, в сравнении с классической, проверенной в десятках уже летающих объектов компоновкой, рассматриваемые нетрадиционные схемы недостаточно изучены и нуждаются в детальных длительных исследованиях. Результаты испытаний комбинированной аэродинамической модели использованы для выбора наиболее перспективной компоновки.

Доклад научного сотрудника Олега Виноградова был посвящен разработке технической концепции измерительно-вычислительного комплекса для исследования экранного эффекта в аэродинамической трубе. Ученый рассмотрел решения по реализации исследований экранного эффекта различными способами, такими как метод зеркального отражения, метод "бегущей дорожки" и при помощи отсоса пограничного слоя на статичном экране. Экранный эффект представляет собой повышение подъемной силы и аэродинамического качества летательного аппарата при движении вблизи экранирующей поверхности. Данные исследований могут применяться в интересах создания экранопланов - летательных аппаратов, которые позволяют быстро доставлять грузы по морю, не требуют аэродромов и потребляют меньше топлива по сравнению с самолетами.

24-я Международная конференция "Авиация и космонавтика" прошла с 17 по 21 ноября 2025 года в рамках XII Международной недели авиакосмических технологий Aerospace Science Week. Ее цель - расширение способов и инструментов научного взаимодействия, выявление новых научно-технических результатов в области авиации и космонавтики, определение новых "точек роста" и прорывных цифровых технологий развития промышленности.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" входят следующие предприятия: ФАУ "ЦАГИ" (г. Жуковский, Московская область); ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (г. Москва); ФАУ "ГосНИИАС" (г. Москва); ФАУ "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" (г. Новосибирск); ФКП "ГкНИПАС" (пос. Белозерский, Московская область).


Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка