О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Выбирайте пути облета: почему над Антарктидой нет авиамаршрутов

"Уважаемые пассажиры, наш полет проходит над Антарктидой", - велик ли шанс услышать такое объявление на борту воздушного судна? К сожалению для тех, кто мечтает полюбоваться шестым континентом из иллюминатора, сделать это во время регулярного гражданского рейса, скорее всего, не получится. И для этого есть целый список причин, где неблагоприятные погодные условия - лишь один из пунктов. О том, почему риски превышают потенциальную пользу от полетов пассажирских авиалайнеров над самым южным материком планеты, рассказывает доцент кафедры 106 "Аэродинамика, динамика и управление летательных аппаратов" Московского авиационного института, кандидат технических наук Михаил Тяглик.

Первым делом безопасность

Формальных препятствий для пересечения воздушного пространства над Антарктидой гражданскими лайнерами нет - официальный запрет, введенный в 1959 году, действует лишь для военных самолетов. Однако при планировании регулярных рейсов на первое место выходит вопрос безопасности.

- На всем континенте есть только три взлетно-посадочные полосы, которые были построены для авиации, обеспечивающей деятельность научных и исследовательских экспедиций. Работают они нерегулярно - в зависимости от погоды. И в случае возникновения нештатной ситуации на борту совершить посадку будет весьма непросто, - отмечает Михаил Тяглик.

Даже если приземлиться удастся, то проблемой для пассажиров и экипажа станет экстремальный холод. Средняя температура в Антарктиде зимой составляет около минус 60, а летом - минус 30 °C. Ждать помощи в таких условиях без специальных средств обогрева просто невозможно.

- Кроме того, из-за истонченного озонового слоя в районе материка длительный полет над ним приведет к тому, что люди на борту получат повышенную дозу космической радиации. Регулярные перелеты по маршруту могут негативно отразиться на здоровье, - добавляет эксперт.

Испытание для техники

Суровый климат Антарктиды несет угрозу не только для людей, но и для техники. Экстремально низкие температуры создают сложные условия для работы двигателей, а высокая плотность воздуха приводит к преждевременному износу их элементов и увеличивает расход топлива. В конечном итоге полеты здесь становятся просто невыгодными.

- Также выполнению регулярных рейсов препятствуют зачастую нулевая видимость, монохромный белый пейзаж и проблемы с навигационными системами вблизи полюса из-за электромагнитных аномалий, наблюдающихся на материке, - уточняет Михаил Тяглик.

Кроме того, пересечение воздушного пространства над Антарктидой целесообразно лишь для небольшого количества маршрутов, где нет существенного пассажиропотока. В частности, это касается рейсов с юго-восточного побережья Южной Америки в сравнительно малонаселенную юго-западную часть Австралии и из Южной Африки в Новую Зеландию. Таким образом, риски, связанные с такими путешествиями, многократно перевешивают экономию времени. А это значит, что - по крайней мере в ближайшем будущем - Антарктида так и будет оставаться неохваченной территорией на мировой карте авиаперелетов.
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка