ИрСити.ру
23 мая 2025, 12:45
Ждать осталось недолго. В Ростехе рассказали, когда авиакомпании наконец получат МС-21 и SJ-100
При этом расходы федерального бюджета на авиаотрасль могут значительно урезать
По сведениям издания, федеральный проект "Производство самолетов и вертолетов" получит на 22,4 миллиарда рублей меньше, чем изначально планировалось (101,2 миллиарда рублей). Информация содержится в положительном заключении комитета по промышленности Госдумы на законопроект о поправках в бюджет. Часть денег проект недополучит из-за сокращения госпрограммы "Научно-технологическое развитие РФ" (12,8 миллиарда), а оставшиеся 9,6 миллиарда - из-за сокращения финансирования госпрограммы "Развитие авиапромышленности".
Со ссылкой на источник "Ъ" отмечает, что сокращение затронет в основном субсидии лизинговым компаниям на возмещение части затрат, связанных с покупкой воздушных судов, а также субсидии, компенсирующие обслуживание этих самолетов и вертолетов. Суммарно речь идет о сокращении на 8,5 миллиарда руб.
"Нет самолетов - нет потребности в компенсирующих субсидиях", - пояснил источник "Ъ", связывая это со "сдвигом вправо сроков и объемов по комплексной программе развития авиаотрасли.
В заключении комитета Госдумы также говорится, что сокращение финансирования может увеличить риск переноса срока поставок. Но те же риски есть и из-за высокой ключевой ставки Центробанка.
Тем временем в Ростехе изданию сообщили, что планы по поставкам самолетов авиакомпаниям не изменились.
"Ведем испытания новых самолетов и готовим серийное производство, чтобы со следующего года приступить к поставкам SJ-100 и МС-21 в авиакомпании", - цитирует "Ъ" Ростех.
Однако главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов считает, что сокращение финансирования любых промышленных программ "вряд ли может ускорить процесс". Но оценить масштаб последствий пока сложно, так как нет данных о финансовых запасах у производителей.
Гендиректор компании "Авиасистемы" Дмитрий Хоружик уверен, что сокращение финансирования на поставки не повлияет, потому что главная проблема авиастроения не в деньгах. Ключевая проблема - перебои с поставками комплектующих, которые возникают из-за загруженности предприятий-поставщиков, а также незавершенность опытно-конструкторских работ, связанных с импортозамещением.
"Никакими деньгами это не ускорить", - убежден Хоружик.
Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев считает, что основные статьи расходов, влияющие на сроки поставок, пока не затронуты, но не стоит забывать и про реальную инфляцию. Поэтому объем средств, заложенных на решение прикладных задач, нужно индексировать.
МС-21 - среднемагистральный пассажирский самолет вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Его собирают на Иркутском авиационном заводе. Первый полет состоялся 28 мая 2017 года, а 15 декабря 2020-го самолет впервые взлетел с российским двигателем ПД-14.
В начале января 2025-го был опубликован Единый план по достижению наццелей до 2030 года, по которому в полтора раза снизился объем импортозамещения. По этому документу в 2025-м планируется передать авиакомпаниям 9 машин, а в 2026-м - сразу 31 самолет. В 2029-м ежегодный выпуск должен достигнуть 72 МС-21.
Пока основная масса заказчиков нового лайнера - это российские компании, но есть предварительные договоренности и с зарубежными авиаперевозчиками. В их числе - танзанийская Air Tanzania, египетская Cairo Aviation, "Азербайджанские авиалинии" и Peruvian Airlines из Перу. Кроме того, планы о покупке иркутских лайнеров заявляла белорусская компания "Белавиа".
Сейчас МС-21 с отечественными двигателями проходит летные испытания: недавно он успешно перелетел из Иркутска в Москву. Авиаэксперт оценил этот первый значительный полет и рассказал, какие испытания предстоят лайнеру дальше. Также специалисты называли сроки, когда должны закончиться все сертификационные испытания.
Авторские права на данный материал принадлежат «ИрСити.ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 18, 2025
Аэрофлот удостоен премии "Время инноваций 2025" за отечественный комплекс техобслуживания и ремонта воздушных судов ИС "КУПОЛ"
Декабрь 19, 2025
Fox: в США разбился бизнес-джет Cessna 550
Декабрь 18, 2025
Аэропорт Николаевска‑на‑Амуре за ночь обслужит около 700 пассажиров
Декабрь 18, 2025
Пекин впервые принял самолет из Благовещенска