О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Внимание! Данная страница является архивной, актуальный форум находится по ссылке

Рост цены на авиатопливо - Хеджирование.

Тема: Рост цены на авиатопливо - Хеджирование.

07.03.2007 a.vorobiev пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Господа, добрый день!
Год назад я создал название темы "Рост цены на авиатопливо", где предлагал к обсуждению тему по минимизации финансовых рисков. Рассматривал этот вопрос на примере роста цен на углеводороды (авиационное топливо), хотя в статьях на «Форуме», говорил о гораздо более широком спектре компаний и отраслей, которые не только могут, но и должны использовать инструменты срочного рынка для минимизации своих финансовых рисков.
В результате обсуждений главный редактор журнала «Энергетика. Промышленность. Регионы» издательского дома «Бизнес ТАЙМ» предложил создать цикл статей, посвящённых срочному рынку: истории создания, продуктам, применимости к той или иной области, мировой опыт и т.д. Сейчас на страницах журнала выходит моя первая статья. Хочу выразить благодарность за данную возможность - Генеральному директору издательского дома Воробьёвой В.А и главному редактору журнала Котеленец Д.В.!!!
Ниже предлагаю электронный адрес, на котором размещена данная статья.
http://www.zenit.ru/press-centre/aboutus/

15.03.2007 Ярослав Мудрый пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Алексей, добрый день!
Если Вас не затруднит скинуть ссылку на Вашу дискусию на предмет применимости продуктов срочного рынка у нас в России.
Заранее благодарен, Ярослав.

21.03.2007 a.vorobiev пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Ярослав, добрый день!
У меня сохранились статьи, которые я писал в прошлом году. К сожалению Вы не сможете видеть вопросы, которые мне задавали и комментарии участников, но общая картина и тематика, надеюсь будет понятна.
1.
Экономичные лайнеры – безусловно это здорово. Нужно стремиться к этому не только нашим авиакомпаниям, но и разработчикам двигателей, летательных аппаратов и технологий, которых в свою очередь ДОЛЖНО будет поддерживать руководство страны и частные инвесторы. Это особо применимо к текущему состоянию наших производителей, которые на данном этапе без финансовой поддержки и протекционистских мер не справятся сами. В дальнейшем, при должной рентабельности отрасли, предприятиям безусловно легче будет занимать средства на разработку и продвигать технику (хотя, как мы убеждаемся уже не раз – в продвижении всё-таки должно помогать государство, причём в немалой степени, ибо авиация всегда являлась и будет в обозримом будущем – большим, стратегическим, национальным проектом государств-производителей – США, Франции, России и т.д.).
Итак, экономичные лайнеры. В Вашем парке присутствуют самые экономичные лайнеры, самые надёжные. Вы полностью оптимизировали структуру полётов, рассчитали рентабельность рейсов и т.д. и т.п. Но, это всё техническая сторона вопроса. На какой-то момент рентабельность авиакомпаний подрастёт, за счёт этих лайнеров, но! цена на авиатопливо продолжает расти. В дальнейшем всё повторится – рост цены на авиабилеты и закрытие авиалиний. Кстати, не дремлют и иностранные конкуренты.
Вопрос: “А как же у них обстоят дела с подобной проблемой?”. На технике они летают сплошь на самой современной и экономичной, конкурируют между собой. Да и мировые цены на энергоносители опять же не дремлют. Вот тут мы подходим к самому интересному вопросу – “А как у Вас господа российские владельцы авиакомпаний обстоят дела с оптимизацией вашей финансовой составляющей?”…
Парадоксально, но факт – наши управляющие готовы терять деньги на основном бизнесе и ужасно переживать по этому поводу, но у них совершенно отсутствует желание пойти на затраты ради защиты своих доходов.
Какой выход? Все компании (иностранные), когда имеют в своей производственной деятельности какие-либо финансовые риски, страхуют их. Экспортёр, получая валютную выручку стремится получить как можно более высокий курс, по которому он продаст эту выручку. Импортёр наоборот, желает получить более низкий курс на покупку валюты, предназначенную для проплаты по импортному контракту. Производителю зерна - продать дороже зерно, которое он вырастит (продавать он его будет в июле-сентябре, а планировать объём урожая, а отсюда и продажи сейчас, скажем в январе-феврале). Кондитерской фабрике, производящей шоколад, подешевле купить какао-бобы (причём производственный план утверждён в начале года, а покупать их будут в течение года, рассчитывая в дальнейшем себестоимость и конечную цену шоколадки). Нефтянику выгодно продать по более высокой цене нефть (а продавать-то он её будет в течение года), а авиакомпании дешевле купить авиатопливо (покупать, кстати, она тоже будет в течение года).
У всех у них есть Риск – риск изменения цены на тот или иной актив.
Так что же делает весь остальной цивилизованный мир и чего не делаем мы? Они активно использую такой инструмент срочного рынка, как Хеджирование.
Хеджирование – это использование инструментов срочного рынка (фьючерсные и опционные контракты) для снижения риска, связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов на обычную коммерческую (хозяйственную) деятельность. Некоторые (по незнанию) считают, что хедж – это некий спекулятивный инструмент. Это не так. Хедж – это инструмент планирования и только планирования (который, кстати, учитывается в финансовой политике предприятия). Основным отличием хеджирования от других видов операций является то, что его целью является не извлечение дополнительной прибыли, а снижение риска потенциальных потерь. Несмотря на определенные издержки, связанные с хеджированием, его роль в обеспечении стабильного развития компании очень велика.
Принимая во внимание то, что на мировых рынках торгуется всё, что находит спрос и предложение, то хеджировать можно практически всё что угодно.
2.
Ответ выстрою из двух частей – нехватка специалистов и кто должен хеджироваться.
а) Нехватка специалистов.
Безусловно, операции на срочном рынке (а в данном случае мы будем говорить только о хеджировании) покамест невостребованная услуга на нашем рынке, но уверяю не такая уж и новая. К примеру, ещё во времена Брежнева (тогда был Советский Союз, для тех кто не помнит) государство активно хеджировало свои позиции по экспорту зерна через … американского брокера. В наши времена, компании, которые так или иначе связаны с экспортно-импортной деятельностью, достаточно далеко продвинулись по операциям на фондовом рынке, переходят на международные формы отчётностей и функционируют явно не в вакуумном пространстве.
Если в производственной программе присутствует продукт, который торгуется на мировом рынке, есть риск того, что компания будет сильно зависеть от рыночной и мировой конъюнктуры, а значит будет присутствовать риск неопределённости в конечной себестоимости продукта. И специалисты знают об этом. Материалов о хеджировании и в целом об операциях на срочном рынке сейчас предостаточно, вопрос желания найти и прочитать! А далее включается обычная рыночная связка: “есть спрос, появится и предложение” (причём в нашей ситуации присутствует обратная сторона, предложения и “продукты” есть и они предлагаются, но нет спроса).
б) Кто должен хеджироваться?
В Вашем ответе, Олег, допущена ошибка, относительно хеджа со стороны топливного оператора. Если помните, то наш диалог, равно как и название темы, начались с того, что резкий рост цены на авиатопливо, заставляет авиакомпании повышать цены на авиабилеты, уменьшая тем самым спрос на авиауслуги (понятно, что мера вынужденная), а кое-где, даже закрывать авилинии. Так вот, хеджироваться (страховаться) от роста цены на топливо нужно авиакомпаниям.
Топливным операторам тоже нужно хеджироваться, только не от роста цены на топливо (он им выгоден, по крайней мере до определённых пределов), а скорее от понижения цены на топливо. Ибо тогда сам топливный оператор понесёт убытки от недополученной прибыли.
3.
Это правда, что наш рынок формирования цены на тот или иной актив – дикий! Безусловно, многие вопросы функционирования системы ценообразования нужно выносить на федеральный уровень. Чтобы не рассекаться мыслью по древу, скажу - если мы хотим сохранить ту же авиационную отрасль, то нужна четко сформулированная, а в последствие и жёстко контролируемая государством на всех ступенях, государственная программа развития, поддержки и продвижения, в которой помимо НИОКР, необходимо “расписывать” лизинговые и топливные схемы. Последние (лизинговые и топливные), кстати, без дотации со стороны государства работать не будут.
На этой мысли вслух хочу закончить, ибо рассуждения почему всё не есть хорошо - знают многие, а рассуждать мы можем сколь угодно долго, при этом с места ничего не сдвинется.
Итак, как нам оптимизировать финансовую составляющую наших компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность? В данном случае мы говорим о наших авиакомпаниях.
Пускай ценообразование на российском рынке покамест дикий и хаотичный процесс. Но, как справедливо было замечено, часть объёмов авиакомпании закупают на внешнем рынке, а там цена чётко привязана к мировым индикаторам. В качестве примера, Роттердамская биржа, на которой вывешиваются индикативные котировки того или иного актива. На основании данных предоставленных ведущим мировым агентством в области энергетики – Platts, на этой бирже формируются индикативные цены на энергоносители. Соответственно, можно начинать хеджировать объёмы, которые закупают наши авиакомпании у зарубежных поставщиков, основываясь на индикативы Роттердамской площадки.
Кореляция между индикативными ценами на Роттердамской бирже и ценами на реальные торгуемые топливные контракты на площадках, к примеру на товарных биржах в США, практически единица. Получив опыт хеджирования объёмов топлива, закупаемых у западных поставщиков – как состоявшиеся практики - стоит выходить с предложением по организации торговли топливными контрактами в России. Ибо только тогда у компаний появится не только реальное понимание, для чего это необходимо, но! Самое главное появятся требования к организации торговли авиационных топливных контрактов с пониманием :
- спецификации контрактов (размеры лотов, сроки исполнения, маржевые требования и т.д.);
- к чему привязывать цену этих контрактов – к сортам нефти, мазуту, к индикативам Роттердама, к некой российской составляющей и т.д.

В одном из первых своих изложений я говорил, что хеджировать можно практически всё что торгуется на площадках товарных бирж.
Ещё раз для тех кто забыл, что такое Хеджирование.
Хеджирование – это использование инструментов срочного рынка для снижения риска, связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов на обычную коммерческую (хозяйственную) деятельность. Хеджирование – это инструмент планирования в финансовой политике компании.
Ещё один пример, как можно снизить неопределённость будущих финансовых потоков и обеспечить более эффективный финансовый менеджмент компаний.
Многие наши авиакомпании и авиапредприятия, которые занимаются закупкой техники и оборудования за рубежом (суда, современная аэропортовая инфраструктура) имеют в своём портфеле привлечённые деньги от западных кредитных институтов. Это направление называется – торговое финансирование. Деньги от иностранных банков не сложно привлечь, с учётом имён крупных западных поставщиков техники и оборудования под гарантии. Основное преимущество этих денег, они дешевле, чем деньги российских банков. Средства западных банков, как правило будут стоить – ставка LIBOR + фиксированная маржа. Иногда общую ставку фиксируют в договоре, вот вам и стоимость их кредита. Но чаще всего, деньги дают на условиях – плавающий LIBOR + фиксированная маржа. Таких кредитов большинство и процент их продолжает расти. Риск изменения ставки LIBOR, а соответственно и изменение стоимости кредитов, целиком и полностью лежат на российских компаниях. Так вот, можно захеджировать и ставку LIBOR – кстати, один из наиболее востребованных инструментов на рынке. По сути дела, привести стоимость кредита к вышеупомянутой схеме – фиксированный LIBOR + маржа.

08.05.2007 Алексей Воробьёв пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Господа, добрый день!
На страницах журнала "Энергетика. Промышленность. Регионы" издательского дома "Бизнес ТАЙМ" вышла моя вторая статья, посвящённая минимизации финансовых рисков - Хеджированию. В ней поднимаются актуальные вопросы преимущества проведения подобных операций. В качестве примера приводятся наши авиакомпании.
Называется статья - "Хеджирование - возможность сегодня увидеть завтра".
http://www.zenit.ru/press-centre/aboutus/

23.05.2007 Алексей Воробьёв пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Господа, добрый день!
На страницах журнала "Энергетика. Промышленность. Регионы" издательского дома "Бизнес ТАЙМ" вышла третья статья, посвящённая продуктам срочного рынка, получившим наибольшее распространение на российском срочном рынке при проведении операций Хеджирования. Название статьи - "Срочный рынок в РФ и его практическое использование".
http://www.zenit.ru/press-centre/aboutus/


Агентство «АвиаПорт» является разработчиком программного обеспечения, позволяющего зарегистрированным пользователям сайта общаться друг с другом. Все сообщения отражают собственное мнение их авторов, и агентство не несет ответственность за достоверность и законность информации, публикуемой пользователями на страницах раздела.
 

Загрузка

Рост цены на авиатопливо - Хеджирование. | АвиаПорт.Конференция