Двигатель для ПАК ФА (5-е поколение)
Тема: Двигатель для ПАК ФА (5-е поколение)
Каким должен быть этот двигатель, эволюционным или революционным путём идти к нему, кто должен возглавить кооперацию? Ваше мнение,
коллеги..
Так о каком двигателе вы хотите что-то узнать?
http://www.aviaport.ru/digest/2007/09/07/127924.html
Получается так : нет концепции самолета - нет и двигателя.
В указанной статье много ошибок(например, по АФАР) и еще тиражируется одно заблуждение, поэтому, осмелюсь «НВО» поправить: Су-35, показанный «в статике» на МАКСе, и прежний Су-35 90-х годов (он же Т-10М)- разные машины, путать их ну никак нельзя.
Хотя у всех у них, конечно, общий предок, (да прости меня, Господи) - «вначале был Т-10». Ну а дальше, как водится, Исаак родил Иакова, Иаков родил Погосяна и т.д. и т.п.
Тех старых Су-35, с ПГО (гл.конструктор Никитин) построили мало, серии не было, сегодня продолжают летать в качестве лабораторий 2 или 3. После «изгнания Никитина из храма» тему прикрыли. Дальнейшее развитие этой линии - Су-37, участник многих авиасалонов, а также бразильского и корейского тендеров. Его единственный экземпляр («борт 711») разбился 19.12.02 в 150 км от Москвы. С летчиком (Юрий Ващук, герой России )все нормально.
Показанный на МАКС-2007 – другой самолет: по оборудованию (мультиплекс, очень перспективная БРЛС, резко улучшенный ОЛС), двигателю - «117С», планер тоже сильно изменен.
Машина делается целенаправленно, как экспортная. ( Вот тут не все непонятно. Получается, что на экспорт предлагают самолет с БРЭО следующего поколения, которое наши еще в глаза не видели? Всегда было наоборот!)
Эта модификация Су-35 еще не летала, (запланировано на конец нынешнего – начало следующего года).
………….
В порядке лирического отступления: зачем суховцы делают «задвоение» номеров – непонятно. Замечу – не в первый раз. После восстановления КБ в 1953 г. тоже повели нумерацию почти с начала, несмотря на то, что до «разгона» в 1949 г. успели построить Су-17… В результате, в истории авиации было по два Су-7, Су-9, Су-11, Су-15, Су-17 при этом «двойники» (кроме «17-го») абсолютно ничем друг с другом не связаны.
В фирме бывало и наоборот, на один самолет - несколько «объявленных» названий: «Су-27К / Су-33», «Су-27ИБ / Су-32FN / Су-34» и т.д.
…………..
Что касается двигателя, то в июньском «Взлете» писали - новый главком ВВС четко сказал: на переходный период (испытания) выбираем сатурновский «117С», а вот на второй этап (серию) нужна не модификация, а новый мотор и обязательно будет тендер.
То есть неочевидно, что «Салют» проиграл навсегда. В той же статье цитируется Елисеев, который сообщает, что «М-3» (на стенде) уже выдал 15,300 т. тяги. Так что, возможно какое то время и И5П (если доживем) полетает со «117-м», летал же Т-10 с АЛ-21, пока довели «31-й».
Там же салютовцы сообщают, что начались работы «по следующему двигателю»: уже делается в металле 6-ти ступенчатый КВД (вместо 9-ти ступенчатого у АЛ-31), будет новые турбина, камера сгорания, 3-х ступенчатый вентилятор ( диаметр входа 924 мм, широкохордные лопатки («блиск»).
В статье есть очень неаккуратно сформулированный тезис - о том, что промышленность не может выдать двигатель с тягой 20 тонн. Вопрос далеко не в тяге, тем более что дать такую форсажную тягу можно достаточно легко.
Концепции может и нет, но как у нас бывает, самолёт уже есть в металле (прототип конечно). Мне к сожалению не удалось его увидеть, но что он существует сомнений нет.
ТЗ на двигатель для ПАК ФА существует, причём достаточно давно. Ему не соответствуют ни 117С, ни ФМ1.
По поводу этого двигателя и конкурса есть следующие мысли.
Конкурс опять закончился ничем, причём в самом худшем варианте. Победителей и проигравших нет, конкурсанты сняты по в общем то формальным основаниям нетехнического плана. Есть какие то намёки – а не сделаете ли вы, господа соискатели, по двигателю - демонстратору к 2011 году, а там и поглядим… Официальных бумаг на этот счёт конкурсанты не получили, и вообще существует ОСТ на разработку двигателя – демонстратора, согласно которому должно существовать соответствующее ТЗ. Ну и финансирование конечно – об этом тоже молчок. К сожалению, не нашлось людей такого масштаба, которые могли бы принять обоснованное решение в пользу одной из сторон, либо разрешить ситуацию нестандартно и с пользой для дела. В общем, ничего другого кроме половинчатых решений практически никто и не ждал, но надежда теплилась до последнего.
А ситуация то следующая. В наших сегодняшних экономических условиях (деньги, кадры, структура собственности в отрасли) и при наличии определённых технических причин оптимальным решением было бы, на мой взгляд, решение о разработке двух двигателей с близкими параметрами.
Дело в том, что увлекаясь разработкой двигателя для ПАК ФА мы фактически оставляем без нового мотора всё семейство су-27 – су-30, на котором держится и будет держаться экспортный потенциал, и соответственно, благополучие оборонной части авиапрома. По ряду технических причин делать новый двигатель подходящим под оба планера и оба борта, существующий и перспективный, не только неразумно, но и невозможно. Оригинальным и полезным для дела выходом было бы решение, согласно которому работы по двигателю для ПАК ФА возглавляет Сатурн, а по новому двигателю для существующего борта – Салют.
Финансовая сторона вопроса в случае принятия такого решения не сильно пострадала бы, потому что ряд дорогостоящих решений был бы унифицирован в значительной мере. Так, например, разработанное Салютом (совместно с ЗиК) всеракурсное поворотное сопло и новый КНД (совместно с ЦИАМ) могли бы быть использованы в масштабированном виде на обоих двигателях. Форсажные камер для обоих двигателей мог бы сделать Союз (300 завод), там есть хорошие наработки. Новые материалы также могут быть использованы в обоих двигателях. Наиболее существенные отличия существовали бы в турбине, системе запуска, охлаждения турбины, смазки, САУ.
Такое разрешение затянувшегося противостояния могло бы сгладить противоречия между Салютом и Сатурном и открыть дорогу к технологическому сотрудничеству – делить то уже вроде как и не чего было бы по делу. Так, например, имеющиеся у Салюта блисковые станки и газостат могли бы быть востребованы для перспективного двигателя, и можно было бы на них снова не тратиться Сатурну на государственные между прочим деньги.
to OLE
Вот вы сами себе и ответили на свой вопрос ...
Нигде в мире не делают ставку только на один унифицированный двигатель (или семейство на его базе).
Хотя развитие ДУ для F-22 и F-35 говорит вроде об обратном - они являются развитием известных двигателей 117го семейства, но на новой технологической базе. Но и при всем при этом этом всегда есть двигатель-конкурент (GE и RR). И такой подход работает!
Обратный пример - история с ПС-90. В итоге не получили ни двигателя, ни семейства, ни здоровой конкуренции....
Боюсь, что в России как всегда все повторяется заново. При этом все будут кричать (как раньше Силаев) о бедственной ситуации с финансированием и ситуацией с стране !