Проект ПАКФА. Надежда или утопия

Тема: Проект ПАКФА. Надежда или утопия

10.04.2008 Дмитрий Жигалов пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Андрею Бирюкову:

Вы не могли бы раскрыть тему когда "устаревшие" высокоманевренные машины 1-го и 2-го поколения при грамотной тактике отлично разбирались с неманевренными 3-го поколения. В чём заключалась тактика?

Что касается маневренности, то маневрировать и состязаться будут ракеты преимущественно. Когда ракет не останется у одной из сторон - выиграет тот, у кого остались. Соответственно потому и появилась идея летающих платформ с мощным ракетным потенциалом (сотни ракет против нескольких у обычных истребителей). От одной ракеты уйти можно, а можно ли уйти от преследования "волчей стаи ракет"?

10.04.2008 Андрей Бирюков пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Дмитрий, к сожалению у меня не сохранилось ссылок на ресурсы, с которых я почерпнул инфу.

Выкладываю текст, надеюсь поместиться.

В комментарии к первой статье скажу, что к тезису в ценности 5-го поколения истребителей не как самих по себе, а именно в составе группы, она меня не убедила. А вот обсуждение на форуме и ссылки, с него почерпнутые, – пожалуй, да.


Что касается низкоманевренных истребителей с мощными радарами и ракетами большой дальности – МИГ31 очень крут. И в случае модернизации долго ещё не уступит ни рапторам ни кому.
Кстати о ракетах: насколько я знаю они, как правило, уступают истребителям в маневренности. А кончатся раньше у того, чей противник лучше будет уворачиваться.







16.06.2006, 16:32:23 Версия для печати | PDA/КПК


С-37 "Беркут", прототип российского истребителя пятого поколения. Фото с сайта airwar.ru
Генеалогическое древо пятого поколения
Как создавались и совершенствовались современные истребители
Четвертое поколение реактивных истребителей, вышедшее на сцену в середине семидесятых - начале восьмидесятых годов прошлого века, понемногу уходит. Перевооружение ВВС ведущих стран мира, запоздавшее на 10 лет, набирает обороты. Темп гонки задают США, которые в очередной раз принимают на вооружение новейшие истребители раньше остальных стран из числа ведущих авиапроизводителей. Но чем больше говорится об истребителях пятого поколения, тем чаще задается вопрос: а что это такое? Какими характерными признаками должен обладать самолет, чтобы быть причисленным к машинам новейшего типа? Как вообще определяется принадлежность машины к тому или иному поколению?
Первое поколение, родившееся в середине-конце 40-х годов, просуществовало относительно недолго. От винтовых истребителей конца Второй мировой войны первые реактивные самолеты отличались, помимо двигателя, большей (на 150-200 километров в час) скоростью, рабочим потолком в 13-15 тысяч метров против 10-11 тысяч, и заметно худшей, чем у винтовых машин, маневренностью. Вооружение и прицельно-навигационное оборудование оставалось практически таким же, что и раньше - 2-3 пушки или 4-6 крупнокалиберных пулеметов, оптический прицел. Наиболее известными и характерными представителями первого поколения являются истребители МиГ-15 и F-86 Sabre. Дистанции воздушного боя в те времена не превышали нескольких сотен метров, и разгоревшиеся над Кореей сражения, в которых впервые сошлись реактивные машины, практически не отличались от воздушных боев Второй мировой. Со временем характеристики машин становились лучше, и последние образцы истребителей первого поколения - такие, как МиГ-19 или F-100 Super Sabre - достигли сверхзвуковых скоростей. Кроме того, ряд машин первого поколения прошел модернизацию, получив радары и управляемые ракеты.
Реактивные истребители второго поколения, появившиеся на свет к середине 50-х годов, изначально проектировались как машины превышающие скорость звука в 1,5-2 раза (максимальные скорости достигли значений 1800-2200 километров в час), оснащенные радиолокационными станциями и ракетами "воздух-воздух" с тепловыми (инфракрасными) и радиолокационными головками самонаведения. Ракеты и радар позволили компенсировать возрастание скоростей, увеличив дистанции воздушного боя и сохранив летчику хотя бы минимальное время на принятие решения. В это время с самолетов исчезают пушки - в эйфории "всемирной ракетизации" они повсеместно объявляются устаревшими. Совершенствование боевых машин идет путем непрерывного наращивания максимальной скорости и потолка полета. Наиболее яркие представители второго поколения - МиГ-21 в СССР, Мираж-III во Франции и F-104 Super Starfighter в США - служили в ВВС десятков стран мира долгие годы, причем МиГи и "Миражи" остаются в строю до сих пор.


Истребитель МиГ-21 Фото с сайта migavia.ru
Не успели машины второго поколения стать массовыми, как из ангаров КБ и авиазаводов выкатили первые истребители следующего, третьего поколения. Рост цен на современные истребители, тогда уже ставший заметным, потребовал сделать реактивные машины многоцелевыми. Именно способность выполнять различные задачи и помимо завоевания господства в воздухе атаковать наземные цели с помощью управляемого оружия стала отличительным признаком машин нового поколения. Повышение возможностей истребителей произошло благодаря прогрессу в электронике, появились компактные и мощные радары и оптические системы, пригодные для размещения на самолете. Возросший вес новых машин был компенсирован появлением мощных и вместе с тем экономичных двигателей.
F-4 Phantom II и МиГ-23, созданные, соответственно, в начале и конце 60-х годов, считаются самыми заметными представителями своего времени, но третье поколение породило и целую плеяду специализированных машин, которые относят к нему из-за наличия мощного и разнообразного


Истребитель F-4 Phantom-II Фото с сайта reaa.ru
прицельно-навигационного оборудования и соответствующего ракетного вооружения. Такими самолетами, например, являются перехватчик МиГ-25 и ударные машины Су-24 и "Торнадо".
Третье поколение создавалось еще во времена повышенного увлечения ракетным вооружением, и ничего, кроме разнообразных ракет, новые самолеты поначалу не несли. Воздушный бой во время их проектирования сводился к решению математической задачи - перехват скоростной маломаневренной цели еще более скоростной и столь же маломаневренной ракетой. Но десятилетняя вьетнамская война и арабо-израильские конфликты продемонстрировали всем, что такая точка зрения ошибочна. Нагруженные боеприпасами многоцелевые "Фантомы" 3-го поколения не могли идти на сверхзвуковой скорости и становились жертвами маневренных МиГ-17 - истребителей 1-го реактивного поколения с традиционным пушечным вооружением. МиГи-21, принадлежавшие ко второму поколению и отличавшиеся за счет мощного двигателя и малого веса изрядной маневренностью и высокой скоростью, стали еще более опасным противником для идущих практически по прямой ударных машин. В боях над Синаем вновь возродился маневренный воздушный бой - МиГ-21 и Мираж-III доказали, что высший пилотаж рано списали со счета.


Истребитель Су-27УБ. Фото с сайта buran.ru
В результате 4-е поколение реактивных истребителей создавалось на основе компромиссов. Истребитель должен сохранять высокую скорость - не менее двух скоростей звука на большой высоте - и иметь возможность прорыва системы ПВО на сверхнизкой высоте и околозвуковой скорости. Его летные характеристики должны позволить вести маневренные схватки с применением пушек и ракет ближнего боя. Радар истребителя должен иметь возможность одновременного слежения и наведения оружия по нескольким целям вне дистанции прямой видимости. "Героями нашего времени" стали американские F-15, F-16, F-18, французский Мираж-2000, советские МиГ-29 и Су-27. Скоростные и высотные характеристики многоцелевых истребителей нового поколения не возросли, а порой даже несколько снижались. Рекорд скорости остался за специализированным перехватчиком МиГ-31, неприспособленным для маневренного воздушного боя, но причисленным к четвертому поколению за счет мощнейшей РЛС.


Истребитель-перехватчик МиГ-31 Фото с сайта altnet.ru
Помимо роста возможностей самих истребителей, смена поколений характеризовалась постоянным совершенствованием системы управления воздушным боем. Истребители первого поколения наводились с земли по радио на основе информации наземных РЛС или визуального наблюдения, истребители второго поколения уже имели собственную РЛС и могли наводиться как с ее помощью, так и с помощью наземной РЛС в автоматическом режиме. Истребители третьего поколения получили возможность взаимодействия сразу с несколькими станциями наведения и самолетами дальнего радиолокационного обнаружения. Четвертое поколение расширило эти возможности благодаря многоканальным радарам и взаимному наведению самолетов в группе. Самолет стал частью воздушно-наземного комплекса, ответственного за обнаружение, сопровождение и уничтожение цели.


Самолет ДРЛО А-50 в сопровождении пары Су-27. Фото Сергея Цветкова с сайта airforce.ru
Работа над пятым поколением реактивных истребителей стартовала в начале 80-х годов XX века и сразу уперлась в споры вокруг принадлежности того или иного проекта к пятому поколению. Вопрос скорее философский, нежели технический, но на его решение потребовалось полтора десятка лет. США объявили характерными признаками самолетов пятого поколения пониженную радиолокационную заметность и крейсерскую сверхзвуковую скорость. СССР, а затем Россия добавили к этому списку качеств сверхманевренность. Все участники процесса сошлись на том, что истребитель должен иметь радиолокационное оборудование, позволяющее обнаруживать цели не только в передней, но и в задней полусфере. И, пожалуй, наиболее характерным признаком истребителя пятого поколения является высочайшая степень интеграции машины в состав воздушно-наземного комплекса.
Огромные возможности, которые предоставляет бортовое оборудование машин пятого поколения, могут быть полностью реализованы только при наличии соответствующей информации, поставляемой по различным каналам связи из множества источников - от самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления, самолетов электронной разведки, наземных РЛС, истребителей - соседей по группе и так далее. В отсутствие подобного комплекса, состоящего


Истребитель F-22 Фото с сайта boeing.com
из десятков воздушных и наземных элементов, значительную часть возможностей машин пятого поколения просто нельзя будет использовать, и деньги, потраченные на закупку столь дорогостоящих истребителей, окажутся выброшенными на ветер. В результате истребители нового поколения будут практически бесполезны для развивающихся стран - невероятно дорогие сами по себе, они потребуют системы обеспечения, которую развивающиеся страны просто не смогут себе позволить.
В итоге, если учитывать критерий "системности" истребителя, то из множества проектов машин, родившихся в 90-е годы, право на существование получили лишь три - уже строевой F-22, пока экспериментальный F-35/JSF и ожидаемый в ближайший год отечественный И-21. Ни "Рафаль", ни "Еврофайтер", ни "Грипен" не являются машинами пятого поколения. Так же как последние машины на платформе Су-27 и МиГ-29, это многоцелевые машины 4-го "с плюсом" поколения, машины, представляющие ценность прежде всего сами по себе, а не как элемент сложнейшей боевой системы.
Илья Крамник





Из второй статьи главным образом хочу выделить факт признания амер. генералом, что они уступают. Добиться такого от пиндосов весьма сложно.

Часть информации уже устарела.



У российских ВВС есть ответ на чудо-истребитель
Дмитрий ЛИТОВКИН
В середине января американские ВВС получили первую партию из 12 новейших истребителей 5-го поколения F-22 "Raptor". Этот факт тут же вызвал ожесточенные споры о технологическом превосходстве США над другими армиями мира, и прежде всего России - страны, традиционно создававшей боевые машины, сопоставимые, а часто превосходящие по боевой эффективности американские. "Известия" выяснили, что скоро в воздух поднимется отечественный самолет, не уступающий заокеанскому.
"Raptor" - уникальный самолет. Эксперты говорят, что он "открывает новую эпоху в развитии американских ВВС". Его радиолокационные системы позволяют выполнять воздушное патрулирование более успешно, чем это делают другие самолеты. У него сверхзвуковая крейсерская скорость и высокая маневренность (на машине установлен двигатель с изменяемым вектором тяги). Он быстрее реагирует на появление неопознанных объектов на дальних дистанциях (что позволяет не только выполнять традиционные миссии по завоеванию воздушного пространства и нанесению ударов по наземным объектам, но также заниматься разведкой и радиоэлектронным противодействием - постановкой помех, уводящих высокоточное оружие от целей).

Американский военно-информационный портал Strategypage обнародовал ранее не публиковавшиеся результаты исследования ныне расформированного британского Агентства военных исследований и оценок (British Defence Evaluation and Research Agency), по которому получается, что по характеристикам F-22 превосходят возможности новейшего российского истребителя Су-35. В реальном бою на один F-22 придется как минимум 10 сбитых российских истребителей. Впрочем, эйфории в самих США подобная информация почти не вызвала.

Цена одного такого нового истребителя - $133,1 млн (российский Су-35 стоит $30-38 млн), что не по карману даже такой богатой стране, как США. Военным уже пришлось сократить 33 самолета-шпиона U-2 "Dragon Lady", 55 ударных "самолетов-невидимок" F-117 (весь парк), 76 пассажирских C-21 "Learjet" и на 40% парк бомбардировщиков B-52 "Stratofortress", чтобы сэкономить $2,6 млрд, на которые, как надеются в Пентагоне, им удастся закупить 180 F-22 (при том что первоначально планировалось купить 648 машин).

Проблема в том, что истребитель создавался в расчете на противоборство с аналогичными машинами, а их делали только в СССР-России. Отсутствие противника и стало главной причиной сокращения закупок F-22 "Raptor". Недавно американские военные провели совместные учения с ВВС Индии. В их ходе американские F-15C/D "Eagle" сражались с российскими Су-30МКИ, МиГ-27, МиГ-29 и даже "старенькими" МиГ-21 "Бизон", которые в пух и прах разбили американских "Орлов". Американский генерал Хал Хомбург, возглавляющий службу Air Combat Command ВВС США, заявил, что этот результат стал полным сюрпризом для американских летчиков. И добавил: "Мы не настолько обогнали весь остальной мир, как нам хотелось бы думать. Российские истребители Су-30МКИ лучше основного американского истребителя F-15С "Игл". Военно-воздушные силы стран, на вооружении которых находятся эти машины, имеют определенное преимущество и в перспективе могут представлять угрозу американскому господству в воздухе".

Оказывается, "русские" и маневрировали, и "видели" американцев лучше и дальше, а значит, первыми поражали цель.

Недавно Главком ВВС России Владимир Михайлов сообщил, что наш ответ "американскому чуду" поднимется в воздух в конце 2006 года. Истребитель под рабочим названием И-21 сейчас "продут" в аэродинамической трубе, все характеристики.

10.04.2008 Андрей Бирюков пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

вопрос про тактику - это о Вьетнаме.
МИГи уступали пиндосовским самолётам в ракетном вооружении, как в количестве, так и в радиусе действия, зато изрядно превосходили в маневренности.
к тому же противник использовал самолёты для работы по земле, т.е. они были довольно загружены, а цель - "отбомбиться", а не воздушный бой как таковой. в тоже время это далеко не бомбардировчики, оставленные без прикрытия.
важный факт - противник идёт на малой высоте, т.к. по бОльшим высотам работают ЗРК.

в результате - тактика: взлёт с замоскированных в джунглях аэродромов, используя складки местности, особенности рельефа быстрый и неожиданный заход в тыл ударной группе, пуск ракет и, пока противник не перестроился, - бежать независимо от результатов атаки.

10.04.2008 Андрей Бирюков пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

вот нашёл более точнуу инфу про Вьетнам, если интересно.



Однако из-за недостатка сил и средств в 1964 г. по ДРВ было нанесено лишь несколько ударов. Зато американцам удалось построить или модернизировать десятки военно-воздушных баз в Таиланде и Южном Вьетнаме, разместить на них примерно 330 тактических самолетов. Основу группировки американских ВВС составили истребители-бомбардировщики F-105. Thunderchief и F-100 Super Sabre, имелись также новые истребители F-4C Phantom II, для ведения разведки использовались RF-101 Voodoo и RF-4C Phantom П. С целью защиты авиабаз от возможного воздушного нападения были переброшены две эскадрильи перехватчиков F-102 Delta Dagger, оказавшихся "самыми бесполезными самолетами в Юго-Восточной Азии". В Тонкинском заливе были сформированы две мощные авианосные группировки: Yankee Station (более 200 палубных штурмовиков и истребителей) у берегов ДРВ и Dixy Station - у берегов Южного Вьетнама. Авиация флота в основном располагала истребителями F-4B Phantom И, F-8 Crusaider, штурмовиками А-4 Skyhawk, A-1 Skyraider.
В то же время на вооружении ВВС Вьетнамской народной армии (ВНА) находилось всего 40-60 боевых самолетов: 25 истребителей J-5(5), возможно, некоторое количество истребителей J-2(6) и несколько бомбардировщиков Ил-28. Для прикрытия крупных административных центров Северного Вьетнама ПВО ВНА располагала несколькими дивизионами зенитной артиллерии, в которых по американским данным насчитывалось до 1000 стволов.




Северный Вьетнам. Февраль - июнь 1965 г.
7 февраля 1965 г. американская авиация начинает осуществление операции Flaming Dart (Пылающее копье) - первой среди операций по уничтожению военных и промышленных объектов на территории Северного Вьетнама.
На этом этапе боевых действий самолеты США наносили систематические массированные бомбовые удары, используя наиболее простые тактические приемы. Ударные самолеты, количество которых в одном налете порой достигало 80, выполняли полет к цели на наиболее благоприятных высотах (порядка 2500-4000 м) и использовали простейшие способы бомбометания и пуска ракет. Сравнительно невысокая точность попадания с лихвой компенсировалась количеством сбрасываемых боеприпасов. Во избежание поражения огнем зенитной артиллерии экипажи просто не снижались в опасную зону. Классический вариант прикрытия - перехват на дальних подступах к охраняемым объектам - в условиях полного превосходства противника не давал должного эффекта, и вьетнамские МиГ-17 применяли единственно верную тактику: они барражировали на малых высотах и ближних подступах к охраняемым объектам и, маскируясь на фоне земли, ожидали подхода основной ударной группы. При се обнаружении МиГи выходили из засады и, используя небольшое преимущество в скорости (на 200-300 км/ч на высоте 3000 м) и маневренности перед инертными ударными самолетами с полной боевой нагрузкой на внешней подвеске, расстреливали их в упор. Именно так 4 апреля 1965 г. действовала четверка МиГ-17Ф против восьми F-105D неподалеку от Тхаиь Хоа. При этом капитан Трап Хань и его ведомый сбили два F-105D (пилоты: капитан Джеймс Мэгнессон, майор Фрэнк Бэннэт). Это были первые из 320 американских самолетов, уничтоженных в воздухе северовьетнамскими ВВС.
Через пять дней и американская авиация одержала свою первую победу, хотя и дорогой ценой. 9 апреля в 8 часов 40 минут самолет F-4B Phantom II (сср.номер 151403, экипаж: лейтенант Т.Мэрфи и флагофицер Р.Фэган) из ставшей спустя семь лет знаменитой 96-й истребительной эскадрильи (VF-96) с авианосца "Рэнжер", вступил в воздушный бой с четырьмя МиГ-17. После того, как ракетой средней дальности AIM-7 Sparrow удалось сбить один МиГ-17, Phantom II сам попал под губительный огонь пушек МиГов и упал в море. Экипаж погиб. 3 мая лейтенант Фом Нгок Зан на МиГ-17Ф уничтожил А-4 Skyhawk. 20 июня 1965 г. в 18 часов 25 минут два МиГ-17Ф атаковали четверку палубных поршневых штурмовиков А-1Н Skyraider из 25-й штурмовой эскадрильи (VA-25) с авианосца "Мидуэй". Один из МиГов после неудачного маневра попал под мощный огонь 20-мм пушек двух А-1Н (пилоты Ч.Хартман и К.Джоисон), был сбит и упал в морс.
Всего в период с февраля по июль 1965 г. по американским данным северовьетнамские ВВС потеряли в воздушных боях четыре МиГ-17 (все на счету флота, три из них сбиты F-4B). Американские потери составили четыре или пять F-105D, два палубных штурмовика и один F-4.
Северный Вьетнам. Июль - декабрь 1965 г.
Благодаря все более увеличивающейся помощи Китая и Советского Союза, противодействие северовьетнамской системы ПВО постоянно росло. В июле 1965 г. впервые был применен новый вид оружия, внесший существенные коррективы в ход воздушной войны - советский зенитно-ракетный комплекс С-75. 24 июля 1965 г. дивизион под командованием майора Ф.Ильиных (офицер наведения - старший лейтенант В. Константинов) ракетным залпом сбил в 30-40 км к юго-востоку от Ханоя три истребителя-бомбардировщика F-4C Phantom И. Самолеты шли с бомбовой нагрузкой в плотном строю на высоте 2-х тысяч метров. Американцы признали сбитым только один F-4, а два других - поврежденными. Три дня спустя сорок шесть F-105 нанесли удар по этой батарее. Итоги налета автору неизвестны.
До 27 ноября американская авиация уничтожила восемь вьетнамских ЗРК, потеряв при этом (по американским данным) три F-105 Thunderchief, два F-8 Crusaider, два F-4 Phantom II и один А-4 Skyhawk. Многие самолеты были повреждены. По вьетнамским данным, за этот период огнем ЗРК было сбито более 30 истребителей-бомбардировщиков. Отражая налеты, советский персонал ЗРК понес значительные потери и, по мере обучения вьетнамцев, постепенно заменялся. Для этого при каждом советском расчете существовал параллельный - вьетнамский. Однако в течение всей войны в большинстве частей ПВО (впрочем, как и в других родах войск ВНА) имелись советские военные специалисты.
Резко возросшее число боевых потерь и прежде всего психологический эффект, который произвело применение во Вьетнаме мощных зенитных ракет средней дальности, заставили американское авиационное командование отказаться от ранее выработанной тактики. Поскольку С-75 уверенно поражал цели на средних и больших высотах, то американской авиации пришлось перейти к полетам на малых и предельно малых высотах. При умелом использовании самолетами рельефа местности обнаружение и сопровождение их радиолокационными станциями становилось затруднительным. Эта переориентация сразу же отразилась на условиях ведения воздушной борьбы: северовьетнамские истребители теперь намного реже получали от РЛС наведения достоверную информацию о летевших у земли самолетах противника. Засады МиГ-17-х постоянно срывались, значительно снизилась эффективность атак по свободно маневрирующим целям.
Но в то же время полеты американских самолетов у земли увеличивали вероятность поражения их огнем ствольной артиллерии и стрелкового оружия. Поэтому к концу 1965 г. число зенитных орудий в ПВО ВНА было удвоено и превысило 2000. Значительное количество из них имело радиолокационное управление огнем, например, советский 57-мм зенитно-артиллерийский комплекс С-60. Впоследствии, анализируя итоги войны, американские специалисты пришли к выводу, что более половины из общего количества сбитых истребителей-бомбардировщиков было поражено огнем малокалиберной зенитной артиллерии, которая считалась давно исчерпавшей свои возможности. Еще одним минусом тактики "малых высот" было резкое ослабление мощи ударов, наносимых вынужденно небольшими по составу группами самолетов.
Учитывая большие потери, понесенные при попытках уничтожить ЗРК, американское командование сделало ставку на качественно новые средства борьбы с ними - специально оборудованные самолеты эскадрилий Wild Weasel. Эти самолеты (первоначально F-100F, несколько позднее F-105F, еще позднее - с 1972 г. - F-4C и F-105G) оснащались аппаратурой обнаружения и подавления работающих на излучение РЛС и вооружались противорадиолокационными ракетами AGM-45 Shrike, a позднее и более совершенными AGM-78 Standard-ARM. Одержав первую победу 20 декабря 1965 г., за период до 11 июля 1966 г. семь F-100F Wild Weasel уничтожили девять ЗРК, потеряв при этом три самолета. Только один из них был сбит, два других столкнулись в воздухе.
Северный Вьетнам. Январь - декабрь 1966 г.
Начало нового 1966 г. ознаменовано качественным скачком в применении авиации обеими сторонами, которому во многом способствовали переход американцев к новым тактическим приемам и появление на вооружении ВВС ВНА новых типов истребителей. Благодаря активному использованию средств РЭБ американцы получили возможность комбинировать действия маловысотных групп самолетов, прорывавших ПВО, с массированными ударами со средних высот.
Наряду с продолжающимися поставками МиГ-17 советского и китайского производства, с 1966 г. отмечается применение новых модификаций этого МиГа, правда, не получивших широкого распространения. Это были МиГ-17ПФ (J-5A) с РЛС "Изумруд" и тремя пушками НР-23. В ходе исследований возможностей усиления вооружения МиГ-15 и МиГ-17, по заказу вьетнамского правительства в Чехословакии был изготовлен опытный образец МиГ-15, вооруженный помимо двух 23-мм пушек двумя ракетами Р-Зс(7); на месте демонтируемой 37-мм пушки устанавливался теплопеленгатор. Позднее, примерно с 1968 г., во Вьетнаме применяли и МиГ-17Ф со стандартным пушечным вооружением и двумя ракетами Р-Зс.
По некоторым данным в феврале 1966 г. северовьетнамские ВВС получили сверхзвуковой истребитель F-6(8), имевший большую скорость и более мощное вооружение, чем МиГ-17. Но широкого применения самолет не получил, его активное участие в воздушных боях отмечается лишь с весны 1972 г.
Настоящий шок у американцев вызвало применение во Вьетнаме самолета МиГ-21. Первый бой с его участием состоялся 23 апреля 1966 г(9). После чего американцы стали применять усиленное прикрытие ударных групп истребителями Phantom II, возможности ведения воздушного боя которых примерно соответствовали МиГ-21. Три дня спустя - 26 апреля 1966 г. F-4C сбил первый МиГ-21. Наибольшее распространение во Вьетнаме получил МиГ-21ПФ-В (изд. 76 - специальный вариант МиГ-21ПФ для климатических условий Вьетнама с антикоррозионными покрытиями агрегатов) и появившийся позже МиГ-21ПФМ (изд. 94 с креслом КМ-1). Отмечалось и применение более ранней модификации МиГ-21Ф-13 (изд. 74, вероятно, чехословацкого производства).
Первые же воздушные бои показали, что благодаря меньшей, чем у F-4, удельной нагрузке на крыло, МиГ-21 имеет лучшую горизонтальную маневренность, особенно на больших высотах и малых скоростях. Исходя из этого, северовьетнамские летчики безо всякой опаски стали ввязываться в ближний бой. Но большинство МиГ-21 были вооружены всего двумя ракетами Р-Зс, которые имели низкую величину допустимой перегрузки в момент пуска (всего в 1,4 единицы!). В противном случае ракета не сходила с направляющих - срабатывала система блокировки. Из-за этого при умелом маневрировании противника применение ракет Р-Зс становилось затруднительным. Отсутствие пушечного вооружения и малый запас ракет стали причинами потерь многих МиГ-21 - ведь после пуска обоих УР самолет становился безоружным! Хотя к тому времени в Советском Союзе специально для МиГ-21ПФ/ПФМ был разработан 'подвесной пушечный контейнер ГП-9 с 23-мм пушкой ГШ-23, автор не располагает свидетельствами о применении его во Вьетнаме. Вместе с тем достоверно известно о широком применении ГП-9 в Индо-Пакистанском вооруженном конфликте 1971 г. Кстати, столкнувшись с аналогичной проблемой на беспушечном "Фантоме" модификаций F-4B/C/D/J в боях с МиГ-17, американцы немедленно стали оснащать свои самолеты подвесными пушечными установками. Позже встроенное артиллерийское вооружение как на "Фантоме" (F-4E), так и на последних сериях МиГ-21 (МиГ-21М и т.д.) стало стандартным. Другим недостатком МиГ-21 была слабая бортовая РЛС, что привязывало его к системе уязвимых наземных станций целеуказания и наведения. В то же время отсутствие тяжелой РЛС делало его легким и маневренным.
Указанные недостатки МиГ-21 вьетнамцы компенсировали тактикой "серии ракетных атак", особенно эффективной при численном перевесе противника. Атакующие МиГи осуществляли пуски управляемых ракет вдогонку противнику на скорости 1,2М. Этот прием, требовавший высокого мастерства пилота и грамотного наведения с командного пункта, обеспечивал неожиданность атаки, достаточную результативность и практическую неуязвимость атакующего. Довольно широко практиковалось совместное использование разных типов истребителей (МиГ-17, -19, -21): дозвуковые МиГ-17, обладавшие преимуществами на малых высотах, вытесняли американские истребители-бомбардировщики наверх, где их встречали ракетными атаками МиГ-21 Известны случаи использования МиГ-17 в качестве своеобразной приманки, атакуя которую американские F-4 сами попадали под удар.
В 1965 г. на авиабазу Дананг (Южный Вьетнам) специально для борьбы с МиГами было переброшено авиакрыло известных американских истребителей F-104C Starfighter. Однако даже не вступая в воздушные бои, они быстро доказали свою неэффективность и использовались исключительно для нанесения ударов по наземным целям, и только в Южном Вьетнаме.
Если за первые четыре месяца 1966 г. в воздушных боях было сбито одиннадцать американских самолетов различных типов и девять северовьетнамских (по американским данным только шесть) - соотношение 1,2:1, то с вводом в бой МиГ-21 картина резко изменилась: с мая по декабрь США потеряли сорок семь, а ДРВ - только двенадцать самолетов - соотношение 4:1 (по американским данным потери ДРВ - двадцать самолетов: пять МиГ-21, два Ан-2, остальные - МиГ-17)
Северный Вьетнам. Январь 1967 г. - март 1968 г.
Рост боевых потерь вынудил американцев принять срочные меры: летчики - истребители, чей налет составлял менее 1500-2000 часов, были отправлены на специальные авиабазы в США для переподготовки. Плотная и насыщенная программа включала полузабытый ими пилотаж в ближнем маневренном воздушном бою, комплексное применение артиллерийского и ракетного вооружения, отработку как индивидуальных, так и групповых тактических приемов. Возросший профессионализм американских пилотов не мог не отразиться на содержании и результатах воздушных боев.
2 января 1967 г. летчики 555-й тактической истребительной эскадрильи 8-го тактического истребительного авиакрыла под командованием полковника Р.Олдса на F-4 сбили за один день семь МиГ-21, не потеряв при этом ни одного своего самолета (по американским данным). Другим способом борьбы с нараставшей угрозой со стороны северовьетнамских истребителей стали массированные удары по аэродромам базирования МиГов. Главной задачей этих налетов, начавшихся в мае 1967 г., стало систематическое выведение из строя ВПП и рулежных дорожек.
Несмотря на предпринятые меры потери американской авиации над Северным Вьетнамом продолжали расти. Если в последнюю неделю июля было сбито 11 само а. юв, то в первую августа - 13, а в дальнейшем две потерянные машины в день стати обычным явлением в информационных сводках. По данным северовьетнамского командования, в 1967 г в воздушных боях уничтожено 124 американских самолета и потеряно 60 своих (соотношение 2:1). По американским источникам потери авиации ДРВ составили 76 истребителей, в том вчисле от ВВС США 59 самолетов(10), от авиации флота - 17(11).
Таким образом, соотношение потерь 2:1, зафиксированное еще в начале войны в воздухе, было восстановлено, чему способствовали постоянные изменения в тактике действий противоборствующих сторон: на новые варианты воздушного нападения всегда изыскивались эффективные меры защиты. Основные причины, приведшие к снижению эффективности действий американской авиации, по мнению зарубежных специалистов, заключались в следующем:
• Во-первых, если пилотов и удалось обучить ведению маневренного воздушного боя, то подогнать под него "неманевренный" самолет оказалось довольно сложно: экипаж тяжелого "Фантома" мог лишь уклоняться от атак противника, не имея при этом возможности из-за больших, чем у МиГ-21, радиуса и времени разворота занять тактически выгодное положение для ответной атаки.
• Во-вторых, условия сопровождения бомбардировщиков к объекту удара сковывали действия пилотов F-4. Они не могли себе позволить бросить прикрываемую ударную группу и ввязаться в продолжительный бой с истребителями противника, а были обречены только на отражение их атак.
• В-третьих, вьетнамским летчикам удалось навязать противнику свою схему боя, строившегося по плану перехвата, что вынуждало американцев действовать в оборонительном ключе и при переходе в атаку прибегать к выполнению сложных и недостаточно эффективных маневров.
31 марта 1968 г. американские бомбардировки севернее 19-й параллели были прекращены, в Париже начались мирные переговоры. Более трех лет воздушной войны, стоившей Америке 3495 потерянных самолетов, не дали ожидаемого эффекта, о чем красноречиво свидетельствовали события тех лет в Южном Вьетнаме

__________________________
Примечание
1 Вьетнам, народы которого имеют древнейшую культуру и более чем тысячелетнюю историю государственности, в 60-80-е гг. XIX века был завоеван Францией и превращен в колонию.
2 Вьетминь (Вьет-Мин) - Демократический фронт борьбы за независимость Вьетнама - организация, созданная в 1941 г. по инициативе Коммунистической партии Индокитая. Вела активную партизанскую войну против японских оккупационных войск, поддерживая контакты с американской военной разведкой (OSS).
3 Хо Ши Мин (1890-1969) - в 20-е - нач. 30-х годов видный деятель Французской коммунистической партии, позже один из основателей и руководителей компартии Индокитая. С 1941 г. - руководитель Вьетминь.
4 "Вьет-Конг" - сокращенное производное от "Вьетнам конг шан" - вьетнамские коммунисты.
5 МиГ-17Ф китайского производства. Первый из них был поставлен в ДРВ 6 августа 1964 г.
6 МиГ-15 бис китайского производства.
7 Р-Зс - почти точная копия трофейной американской ракеты AIM-9B Sidewinder.
8 МиГ-19С китайского производства
9 Еще в 1965 г. Советский Союз предложил Китаю разместить на его южных аэродромах несколько полков МиГ-21 для прикрытия Ханоя и Хайфона, но получил отказ
10 Из них семнадцать МиГ-21 и девятнадцать МиГ-17 - на счету F-4; двадцать три МиГ-17 - на счету F-105
11 Из них три МиГ-21 и три МиГ-17 - на счету F-4, десять МиГ-17, причем, как минимум, один из них МиГ-17ПФ сбиты F-8 Crusaider, один МиГ-17 сбит штурмовиком А-4С Skyhawk.

10.04.2008 Дмитрий Жигалов пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Андрей, спасибо за информацию. Надо вчитаться на досуге.

10.04.2008 Андрей Бирюков пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

А ни разу не возникало здесь интереса к МИГ-31 ?
Очень рекомендую посмотреть описание http://www.aviaport.ru/directory/aviation/538.html .
Посмотреть, сравнить со сведениями о рапторах, с высказываемыми здесь идеями и предложениями...
Восхититься

10.04.2008 andrey_che пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

"...Вообще патологическое желание во чтобы то ни стало продать все, хоть кому-нибудь, хоть по какой цене напоминает мне поведение наркоманов, готовых за дозу и мебель из квартиры вынести и родственников убить...."

К большому моему сожалению, пока с таким описанием менталитета некоторых начальничков в Отечестве трудно не согласиться хотя бы отчасти.

Цитата с противоположного берега:
«русские не смогут создать современные и эффективные ВС до тех пор, пока у них не будет эффективного государства».

Источник: http://news.mail.ru/politics/1700855/

Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Андрею Бирюкову.
Действительно, очень интересно. Но, по тактике боев во Вьетнаме очень интересные статьи воспоминания в "Авиации и космонавтике" с 2000 года. По характеристикам у "Батьки" выпущен отличный справочник военных академиков Ю.В. Гордиенко, В.П. Морозова, А.С Прибылова.1999 года и до сих пор актуален. А по пременению: Вы помните знаменитую фразу Папанова в Белорусском вокзале "Все ясно, как на фронте -вот он враг и в морду ему надо дать" (ну, приблизительно). А нас всегда ситуация, когда сдерживают внешнеполитические обстаятельства.
Потом, что то изобретем и в "масле" держим, пока морально не устареет. Куда то за рубеж кидают - опять последние новинки не дают. А наши гибнут.... Поэтому все должно опираться на военную доктрину. А она, озвученная генералом Маниловым так и не откоректирована.

10.04.2008 Евстафий Андреев пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Андрею Бирюкову: По поводу характеристик фронтового истребителя - По моему все перечисленные качества просто сами собой разумеются. Даже не знаю что тут доказывать. Про маневренный бой. Для чего он нужен: 1 Для стрельбы из пушек, 2. Для противоракетных маневров. По первому пункту: кто же вас подпустит на пушечный выстрел? если у противника есть ракеты воздух-воздух, то расстояние поражения, по вашим же данным составляет от 280 до 1 км. Если подходящих ракет нет, то он скорее всего просто не сунется. Но я отнюдь не против маневренности. Пушки и маневренность могут очень пригодится по тем же беспилотникам, особенно легкого класса, которые дешевле, чем ракета. Об эффективности противоракетных маневров ничего сказать не могу. Не летчик. Но уж очень это как-то труднопрогнозируемо, что ли. Как русская рулетка.
Эволюция радаров. Это учет особенностей отражения, многочастотность, то есть облучение волнами разной длины, обмен информацией с двух-трех радаров, да мало-ли что еще.Я не специалист, но уверен, что средство будет найдено. Да и незаметность как показывает опыт довольно сильно преувеличивается.
А вот отсутсвие привязаннсти к одному аэродрому - это коронка! Защитить прифронтовой аэродром, ВПП от ударов крылатых ракет, беспилотников, ракет средней дальности, воздух- земля, даже баллистических, если речь о крупном аэродроме будет крайне сложно(а если удар комбинированный?). Уберечь на нем самолеты еще сложнее. Да просто диверсантов с минометами пошлют и что делать будете? Поэтому очень интересны по-моему авиционные маневренные группы. Самолетики в трейлерах, аэродромная команда тоже мобильная. Приехали, развернулись, взлетели, выполнили задачу, приземлилсь, загрузились (вот для этого-то складные крылья и нужны - для передвижения по автодорогам) и дальше поехали или спрятались в бункер. Автодороги сейчас можно найти вполне приличные. Надо-то всего метров триста. (это с укороченным взлетом-посадкой) Так что и шасси сверхтяжелые не потребуются. Но это ,конечно не авиадивизия, и даже не полк. А вот эскадрилья или звено вполне. А в крупные соединения можно уже в воздухе собираться. Понимаю, непривычно, некомфортно, хлопотно. Но учитывая стоимость современных самолетов придется похлопотать. А главное,одним только сохранением матчасти можно добиться того, что противник еще очень подумает: посылать ли Б-52 с КАБами.
Но все это для примера, фантазии на тему, каким может быть самолет нового поколения для того, чтобы и желания нападать ни у кого не возникло.
Про Вьетнам очень содержательно. МИГ-31 красавец, но это уже другой тип самолета.
Дмитрию Жигалову: Про антиспутниковые ракеты что-то мне сомнительно. Зачем же тогда воздушный старт проектировали?

10.04.2008 Дмитрий Жигалов пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Андрею Бирюкову: МиГ-31 уже обсуждали. Перехватчик на самом деле - ракета Р-33 со скоростью 4,5М. От неё и SR-70 не уйдёт со своими 3М.
Тут Лейтенант приводил грамотную статейку: http://www.naztech.org/bp_fly/
Там есть схема применения самолёта ДРЛОиУ. А ДРЛОиУ есть основа для летающей платформы (СТРАТОСФЕРНОГО авианосца).

Позабавило, что из-за Раптора пришлось в том числе "сократить на 40% парк бомбардировщиков B-52 "Stratofortress" ("стратосферная крепость"). Правильно, господа янкесы. Клепайте манёвренные жестянки. А мобильные крепости Вам в стратосфере не нужны... Их надо строить нам!

Что касается тактики, то надо будет развивать тактику "ракетных залпов", "работы в группе" и т.д. Пушки можно оставить на ЛФИ.

Евстафию: за что купил, как говорится. Может кто ещё выступит по теме "воздушного старта".

10.04.2008 Дмитрий Жигалов пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Кстати, по применению Р-33 ( http://www.aviaport.ru/directory/aviation/538.html ): "самолеты противника, маневрирующие с перегрузкой 4, уничтожались с вероятностью 0,6-0,8". Это если ракета одна.

11.04.2008 Jazz пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Дмитрию Жигалову, по воздушному старту:

В середине марта, в Екатеринбурге, на координационном совете ПВО СНГ наш главком ВВС (http://www.avia.ru/press/11586/) в числе прочего прошелся по этой теме. Он прямо сообщил, что заниматься этим не собирается:
«…..В Екатеринбурге Александр Зелин сделал ряд важных заявлений для журналистов. Так, он скептически оценил перспективы скорой реализации проекта "Воздушный старт" - программы запуска космических ракет с борта воздушного носителя - самолета Ан-124 "Руслан". "Подвижек в программе "Воздушный старт" со стороны Военно-воздушных сил никаких нет и быть не может, по техническим причинам", - сказал главком ВВС.

По его словам, на это есть техническое заключение: "Во-первых, этот проект затратный, во-вторых, технически малореализуем".
………………….

Так, что «звиздец» всем мегаплатформам !

11.04.2008 Дмитрий Боев пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Вы ещё министра обороны начните цитировать. Там тоже - сплошная экономия средств и поиски растратчиков. Профессия у него такая. Ну, и все подчинённые - в ту же дыру.

11.04.2008 Jazz пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Пока жареный петух (Пентагон) не клюнет, наши военные не почешутся, это верно!
Но, к сожалению, никто другой не уполномочен заказывать такие разработки. Поднять крик об их необходимости, составить тех.условия, озвучить требуемые сроки.

В инициативном порядке (на свои средства) такие вещи делать никто не будет (и не потянет), а для выхода правительственного решения на финансирование решающим является именно мнение МО / ВВС.

11.04.2008 Андрей Бирюков пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Евстафию.
про радары понял. однако при любом радаре верно: чем менее заметна цель, тем ближе она сможет подойти. так что отказ от малозаметности - это неправильно, чисто с технической точки зрения. другое дело какой ценой он будет даваться. технология "Стелс" подразумевает угловатую поверхность, что очень дорого обходится по аэродинамике и не даёт малозаметности на длинных волнах. специальные покрытия очень дороги по деньгам. экранирование ИК излучения двигателей довольно хлопотно.
возможно Вы и правы, но вопрос не очевидный.
может ещё кто выскажется?

про самолёты в трейлерах: идея сама по себе хорошая, НО обеспечить возможность посадки 20-тонной машины даже на приличное российское шоссе будет крайне сложно. а ещё уместить в трейлер...
это можно сделать на небольших беспилотниках. для которых главная проблема - как им управлять.
я считаю, что это целесообразно развивать в дополнение к более привычным истребителям.
от диверсантов тоже есть методы защиты. хотябы даже минные поля.

МИГ-31 - другой тип самолёта. другой, чем что?
да, это тяжёлый перехватчик, рекорд скороподъёмности, скорости, дальности поражения. с очень мощным радаром.
но Вы посмотрите, что пиндосы хотят от рапторов и чего хотят от 5-го поколения, особенно те, кто отказывается от сверхманевренности: дальность обнаружения, дальность поражения, сверхзвуковая крейсерская скорость, авионика, взаимодействие в группе.
МИГам и нужно-то всего поменять БРЭО, что и предусмотрено на модернизированных версиях.
я склонен рассматривать его как самолёт способный решать те же задачи, что и F-22.
возражайте:)

Ответить в тему:



Авиапорт.Конференции

Агентство «АвиаПорт» является разработчиком программного обеспечения, позволяющего зарегистрированным пользователям сайта общаться друг с другом. Все сообщения отражают собственное мнение их авторов, и агентство не несет ответственность за достоверность и законность информации, публикуемой пользователями на страницах раздела.