Авианосцам быть

Тема: Авианосцам быть

Обсуждаем: Авианосцам быть, Lenta.Ru, 28.07.2008

ВМФ России активно разворачивает строительство современных боевых кораблей

07.12.2012 Seerndv пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Неудача ходовых испытаний индийского авианосца «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»), в ходе которых из восьми имеющихся на корабле паровых котлов вышли из строя семь, заставила Дели пересмотреть подходы к традиционной компоновке корабельных силовых установок. Как удалось выяснить «Независимому военному обозрению», по результатам испытаний Индия не только не стала предъявлять претензий России, но и согласилась с тем, что теплоизоляция котлов должна быть сделана по традиционной для таких установок схеме.

Ходовые испытания авианосца «Викрамадитья» начались в июле этого года и должны были продлиться до октября. Однако, как только корабль набрал заявленную крейсерскую скорость в 30 узлов (55,5 км в час), сработала аварийная система оповещения о неполадках в энергетической установке. Как выяснилось, из восьми паровых котлов главной энергетической установки семь были выведены из строя. Одной из причин этого стало разрушение теплоизоляционной кирпичной кладки. Несмотря на это, крейсер продолжил плавание, обеспечив испытания корабельного варианта истребителя МиГ-29К/КУБ, и своим ходом вернулся в Северодвинск.

«Проблема в том, что индийская сторона отказалась от традиционной теплоизоляции паровых котлов – асбеста, мотивировав это повышенной опасностью для экипажа, – объяснил ситуацию один из конструкторов паровых установок Специального конструкторского бюро котлостроения (СКБК), не захотевший, чтобы его фамилия прозвучала в печати. – Пришлось искать альтернативные варианты: вместо традиционного для нас асбеста паровые котлы КВГ-3Д были обложены огнеупорной кирпичной кладкой. Именно она, не выдержав температуры, попросту рассыпалась».

Северодвинцы должны были передать авианосец Дели 4 декабря, в День ВМС Индии. Однако после неудачи на испытаниях проведение этого торжественного мероприятия вновь перенесено на неопределенный срок. Несмотря на это, индийская сторона воздержалась от каких-либо резких заявлений и предъявления претензий российским специалистам. Более того, как сообщил «Независимому военному обозрению» директор по производству Балтийского завода Андрей Бузинов (предприятие – производитель котлов КВГ-3Д), она согласилась с тем, что надо вернуться к традиционной схеме компоновки силовой установки согласно чертежам главного конструктора. То есть отказаться от кирпича и довериться асбесту.

«Сегодня против асбеста во всем мире идет какая-то проплаченная кампания, – сетует конструктор. – Вот и индийцы настояли, чтобы мы обкладывали котлы «Викрамадитьи» теплоупорным кирпичом вместо опасного, по их мнению, для здоровья экипажа асбестов. На стендах во время испытаний кирпич со своей задачей справился, но вот в море – нет».

Сегодня Россия наряду с Китаем, Индией, Бразилией и Канадой – крупнейший производитель асбеста. Годовой объем индустрии составляет 600 млн. долл. Асбестосодержащие материалы широко и успешно используются в самых различных областях: в строительстве (шифер), автомобилестроении (тормозные колодки), оборонной промышленности и ракетостроении (теплоизоляция). Однако в странах Евросоюза все виды асбеста запрещены уже почти 10 лет как опасный для здоровья человека канцероген. Именно Брюссель повсеместно добивается запрета на использование этого недорогого, но весьма эффективного материала.

По словам представителя Хризотиловой ассоциации Дениса Никитина, в мире существует две разновидности асбеста – амфиболовый и хризотиловый. Амфиболовый асбест (голубой асбест) запрещен во всем мире, он кислотоустойчив и не выводится из легких, что приводит к возникновению различных патологий. В России хризотиловый асбест используется уже более 100 лет, и по сравнению со многими другими веществами и материалами его использование в различных отраслях промышленности не служило причиной катастрофического распространения тех или иных заболеваний. Хризотиловый асбест (белый асбест) растворяется и выводится из организма за 14 дней, благодаря чему и не способен приводить к возникновению серьезных заболеваний легких при контролируемом использовании, что подтверждается многочисленными российскими и иностранными исследованиями.

«Россия традиционно использует именно хризотиловый асбест, – говорит Никитин. – При контролируемом использовании он не представляет угрозы для человека. Тем более что в любой конструкции, будь то шиферная плита или теплоизоляционная панель для котла, чистого хризотил-асбеста нет. В общей массе вещества, из которых они изготовлены, его не более 10%. Именно поэтому возникает вопрос о целесообразности требований индийской стороны, учитывая еще и то, что в Индии хризотиловый асбест используется без ограничений».

Андрей Бузинов уверен, что международная кампания за запрет использования асбеста никак не отразится на российском судостроении. Сегодня в боевом составе флота находятся 23 корабля класса «эсминец–крейсер». В их силовых установках находятся паровые котлы, а значит, стоит асбестовая теплозащита. В планах развития флота до 2020 года значится строительство еще целого ряда кораблей с аналогичными по компоновке силовыми установками.

«Мир не стоит на месте, – соглашается Иван Закурин, – вот и у меня на шкафу лежит кусок немецкого материала, который может стать заменой нашему асбесту. Но применять его без специального ОКР, тем более в военной технике, невозможно. А вы сами представляете, сколько стоят и сколько времени занимают подобные исследования? В таком случае зачем изобретать велосипед?»

По сведениям «НВО», в настоящий момент на авианосце «Викрамадитья» заканчивает работу специальная комиссия по изучению состояния котлов корабля. Впрочем, один из результатов ее работы уже известен – индийская сторона полностью согласилась с тем, что котлы авианосца должны быть теплоизолированными асбестом. На сегодняшний день это единственный материал, физические свойства которого обеспечивают необходимый уровень тепловой защиты силовой установки корабля.


Подробнее: http://nvo.ng.ru/realty/2012-12-07/7_asbestoterapiya.html

07.12.2012 Мизин Сергей пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

А помниться, Н.Александр нам тут сразу безо всякой комиссии авторитетно заявил :"С котлами Викрамадитьи всё в порядке, всё фигня, всё идёт по плану." Так кому верить ? :)

07.12.2012 xab_ пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

12:36 Seerndv пишет:

«Проблема в том, что индийская сторона отказалась от традиционной теплоизоляции паровых котлов – асбеста, мотивировав это повышенной опасностью для экипажа, – объяснил ситуацию один из конструкторов паровых установок Специального конструкторского бюро котлостроения (СКБК), не захотевший, чтобы его фамилия прозвучала в печати. – Пришлось искать альтернативные варианты: вместо традиционного для нас асбеста паровые котлы КВГ-3Д были обложены огнеупорной кирпичной кладкой. Именно она, не выдержав температуры, попросту рассыпалась».
***********************************************

Слышал звон, да не понял где он (С)
Переврал все.

08.12.2012 Н Александр пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Да не особо перебрал. Кирпич захотели именно индусы, поскольку асбест считается канцерогенно-опасным материалом.

10.12.2012 xab_ пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

08.12.2012 Н Александр пишет:
Да не особо перебрал. Кирпич захотели именно индусы, поскольку асбест считается канцерогенно-опасным материалом.
*************************************

Еще один.
Асбест используется как подкладка под кирпич, вместо асбеста ипользовали синтетический материал с немного другими характеристиками.
Кирпич используется в обоих случаях.

10.12.2012 Н Александр пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Да, уточнился, так и есть. Но я не механик, с котлами знакомство теоретическое.

10.12.2012 Seerndv пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Да ну? Прям так и кирпич используется?
А подтвердить чем нибудь можете?

10.12.2012 Н Александр пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

А чем подтвердить? Я у флагманского меха спросил, для меня убедительно.

10.12.2012 xab_ пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

16:09 Seerndv пишет:
Да ну? Прям так и кирпич используется?
А подтвердить чем нибудь можете?
**********************************************

Гуглим словосочетание - "кирпич футеровочный" до полногопрояснения.

10.12.2012 xab_ пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

16:04 Н Александр пишет:
Но я не механик, с котлами знакомство теоретическое.
******************************

Я тоже.

11.12.2012 Мизин Сергей пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Здесь я больше специалист, наверное, по месту высшего образования, и пройденной одной технологической практике.
Футервочный кирпич - это ВНУТРЕННЯЯ ОБЛИЦОВКА металлургических печей - на их поверхности плавится и кипит металл, перед розливом в формы. Условия службы ужасающие - до 2000 градусов, но статически. При этом достаточно частая замена полностью. Как часто сейчас меняют - не знаю. Но на этот предмет существует давняя 200-300 летняя методология и экономика. Количество печей на серьёзных заводах всегда превышает количество работающих печей - именно по этой причине. И стоят она все в одном цеху, лицо между рельсами, либо под одними портальными кранами.
Термоизоляция паровых котлов - это ВНЕШНЯЯ термоизоляция. Тут НАОБОРОТ - изолятор - ВНЕ нагреваемого объёма. И понятно - что этот ТЕРМОИЗОЛЯТОР, каким бы он ни был, не может часто заменяться. То есть и цикл службы у него прямо противоположен внутренней термоизоляции металлургических печей. Ну не будете же вы в самом деле, строить корабль, на котором после каждого похода надо менять всю термоизоляцию главных котлов. Впрочем - поправка - у нас такой корабль по заказу индусов построили. Надо сказать, что футеровочный кирпич (если не бракованный) действительно не-превзойдён по температурам. Но ВНУТРИ металлургических печей он монтируется ТОЛСТЫМ СЛОЕМ (как бы не в 2 слоя) и служит в строго статических условиях, не испытывая никаких механических нагрузок и деформаций - за этим строго следят даже при загрузки печи. Как и за состоянием кирпича после каждой плавки. И всё равно служит он не долго. Дополнительной помошью в надёжности его работы является и то, что кирпич внутри печи опирается на жёстский каркас котла - сдвинутся и как-то деформировать слой термоизоляции он никак не способен.
Условия работы ВНЕШНЕЙ термоизоляции корабельных котлов совершенно иные. Снаружи слой термоизоляции, естественно испытывающий термическое расширение - не опирается ни на что. В противном случае - это что-то нагревалось бы до температуры котла и передавало бы жар по металлическим конструкциям корабля - что недопустимо. Мало этого - безопорная с внешней расширяющейся стороны теормоизоляция корабельных котлов постоянно подвергается тяжелым динамическим нагрузкам в виде совмещения периодических вибраций высокой частоты и непереиодических щтормовых ударов высокой амплитуды. Что как вы должны понимать - для кирпичной термоизоляции - смертельно.
Здесь действительно нет альтернативы листовой и тканевой асбестовой термоизоляции. Именно потому, что структура деформируемой упругой и гибкой асбестовой ткани легко выдерживает все требуемые нагрузки длительное время при отсутствии перегрева. Что до вредности асбеста - то в статье всё хорошо разъяснено. Давно у нас множество деревенских и садовых труб обкладывали - никаких проблем не было.
Вообще же котловая конструкция ТАКОГО РАЗМЕРА и ТАКОЙ МОЩНОСТИ является для корабля явно ущербной. Как известно - в термо-динамике, как и в гидро-динамике, ТУПОЕ МАСШТАБИРОВАНИЕ размеров возможно в очень ограниченных пределах. И если пара котлов прилично работала на эсминце и сторожевике, то это вовсе не означало, что по приказу какого-нибудь маршала Устинова 8 таких же котлов смогут быть нормальным двигателем для 60-тысячетонного авианосца!!! Нет. Тут надо было менять двигатель - на дизель, - могли бы под это разработать. И он бы очень пригодился в отечественном судостроении. Если уж не хотели переходить на атомную установку.

11.12.2012 _TG_ пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

А что, дизель масштабируется лучше котлов?
Мощность силовой установки Викрамадитьи 140000 л.с. в англоязычной Википедии

http://en.wikipedia.org/wiki/INS_Vikramaditya

или даже 200000 л.с. в русскоязычной

http://ru.wikipedia.org/wiki/...

А самый мощный судовой дизель от одного из законодателей моды Вяртсиля даёт только 108920 л.с.

http://en.wikipedia.org/wiki/W%C3%A4rtsil%C3%A4-Sulzer_RTA96-C

Причём этот результат получен только в 2006 году.

11.12.2012 Seerndv пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

> Гуглим словосочетание - "кирпич футеровочный" до полногопрояснения.

- вы его только гуглили или в руках держали?

11.12.2012 Н Александр пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Ничего там не смертельно для кирпичной изоляции, иначе бы сотню-другую лет не использовали.
А масштабируются пароустановки в действительно впечатляющих размерах, и чем больше размер, тем выгоднее.
При том, что и на эсминцах, и на викре котлы практически одинаковые, технология только пострадала. Но, к масштабированию это существенного отношения не имеет, агрегатная производительность у них одна и та же.

11.12.2012 Мизин Сергей пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

ТG
Да, несомненно - дизель масштабируется ЛУЧШЕ котлов - гораздо шире диапазон масштабирования. Но - здесь тонкость, в этом ответе, которая отличает специалиста от профана. :) Дизель масштабируется намного больше ВЫСОКО-ТЕМПЕРАТУРНЫХ КОТЛОВ - то есть тех котлов, в которых осуществляется ГОРЕНИЕ органического топлива. :) К паровым котлам, котлам наполненным водяным паром - это НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ. :) Здесь проходит НЕРУШИМАЯ ГРАНИЦА, которая отделяет маршала с политическим образованием - от ГРАМОТНОГО ИНЖЕНЕРА . :):):)
Именно поэтому на судовых дизелях (не только Вяртсиля) ЕЖЕДНЕВНО БОРОЗДЯТ ОКЕАНЫ Супертанкеры до 250 000 тонн водоизмещения и пассажирские теплоходы в 3 раза больше Титаника, а на соляровых котлах "Викрамадитьи" да и "адмирала Кузнецова" им. маршала Устинова "мощностью 140 000 - 200 000" плавают только они - и только вокруг своего ремонтного завода. :):):)

Ответить в тему:



Авиапорт.Конференции

Агентство «АвиаПорт» является разработчиком программного обеспечения, позволяющего зарегистрированным пользователям сайта общаться друг с другом. Все сообщения отражают собственное мнение их авторов, и агентство не несет ответственность за достоверность и законность информации, публикуемой пользователями на страницах раздела.