Как менять законодательство об авиации
Тема: Как менять законодательство об авиации
Есть желание обсудить с коллегами по форуму основные потребности делового авиационного сообщества в изменениях законодательства об авиации. Я немного в теме, поэтому периодически буду предлагать разные законодательные предложения с целью получения Вашего мнения.
Первое, что можно обсудить...
В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", со дня вступления в силу этого закона (с 2003 года) обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации. Это значит, сертификаты на услуги (а не на продукцию) по закону нельзя выдавать после 2003 года, поэтому все сертификаты в системе ГА (на аэропортовые услуги, на услуги по авиатопливообеспечению и пр.) не выдаются, а продляются старые.
Что думаете???
Во-вторых, если до 2010 года этот закон не менять, то почти вся сертификация в ГА накрывается (ст. 46 закона), кроме сертификации непосредственно воздушных судов и двигателей(в качестве продукции).
1. Затягивание исполнения закона о ТР в ГА вызвано в перваую очередь коррупционной составляющей этого процесса: во всех этих преславутых центрах сертификации работают родственники деятелей от ГА. Вместе с тем, совершенно устранить сертификацию как процесс контроля за качеством услуг считаю невозможным. И тут мне на память приходит фильм (не смейтесь!) с Л.Д.Фюнесом и его сыном, где он играет роль главного инспектора каталога, дающего заключение о качестве пищи и сервиса кафе и ресторанов Франции, по моему его название "Крылышко или ножка?" Так вот инспектора этой ОБЩЕСТВЕННОЙ организации боятся как огня, т.к. стоит ему упоминуть то или иное заведение в негативном плане, как тут же хозяин этого заведения почувствует это на своих доходах. Так же обстоят дела и с присвоением звездности отелям на западе-это делают исключительно общественные профессиональные организации. Мне представляется, что в чистом виде эту схему в авиации применять конечно нельзя, но за основу взять ее можео, т.е перейти к добровольной сертификации профессиональными саморегулируемыми организациями авиапредприятий в широком смысле слова:аэропортов, авиакомпаний, ТЗК и т.д. Насколько я знаю, первые шаги в этом плане уже делаются, при ожесточенном сопротивлении чиновников. В нескольких областях бизнеса это уже работает: в строительстве, в нотариате но это только перве шаги. Так что добровольная сертификация саморегулируемыми профессиональными организациями это как раз тот путь, по оторому надо идти, но мой взгляд.
2ЛК: Не кажется ли Вам, что у нас сейчас сложилась система, напоминающая Чуковского Тянитолкая: из ранее действующей централизованной системы убраны совершенно элементы контроля и ответственности за принимаемыми решениями, но вместе с тем, в полной мере, практически, сохранили все органы учреждающие, решающие органы и разрешающие их функционирование. Иначе говоря, никакие действующие "на за бугром" системы общественных организаций существовать не могут, в силу того, что они полностью зарегулированы и ни в коем случае не могут работать самостоятельно, но с другой стороны, от имени государства действующих полноценных организаций аналогичного назначения попросту не существует. Хотя формально все они сохраняются, зачастую - не меняя названия, форм собственности и иногда даже и штата высшего управления. Иначе - лица. И естественно, для тех, кто волею судеб оказался в центре данной ситуации предпочтительнее "свернуть пространство и остановить время".
В этих условиях упомянутый вами закон о тех. регулировании - нормальная рыночная мера, в общем-то, будучи принятым в совершенно иной правовой сфере, нанёс огромнейший вред. Именно по его положениям, вобщем-то и допустилась такая система, сильно напоминающая революционную ситуацию по Ильичу: "одни не могут, а другие - не хотят". А все остальные, как следствие, в упор не видят и предпочитают действовать не по закону, а по понятиям: жить-то надо как-то.
Надо менять условия построения правового поля. Те рытвины, какие понакопали по нему сейчас на ВПП не тянут.
Насколько я понимаю, у нас уже есть активные общественные организации в ГА. Тот же Фонд гражданской авиации Смирнова. Но он что-то не спешит заниматься вопросами саморегулирования отрасли, а скорее выступает как банальный лоббист снижения пошлин на иномарки и запчасти. Вот собственно и всё саморегулирование. А его предложения по отраслевому управлению очень общие и без предложения конкретных механизмов регулирования.
Кроме фонда Смирнова есть и другие организации, которые начали заниматься этим вопросом. Не хочу упоминать, дабы не быть обвиненным в лоббизме. Я ведь говорю о принципе! В конце концов не так важно,как будет называться саморегулируемая организация, важно, что в процессе добровольной сертификации будут участвовать не чиновники-мальчики и девочки, не выезжавшие за МКАД, а профессионалы своего дела. Ведь в упомянутых мною в предидущем тексте случаях тоже ведь с нуля начинали! И авторитет у этих СРО не сразу появился, с годами! Хотя в то же время трудно не согласиться с Д.А.Боевым: в России даже самая благородная и плодотворная идея, в процессе воплощения ее в жизнь обязательно доводится до абсурда! И закон о техрегулировании и СРО- тому пример! Однако следует помнить: законы принимают депутаты, которых выбираем мы с вами, голосуя, как правило, сердцем, а надо бы головой!
Коллеги, вопрос не в том, делать ли добровольную сертификацию и кому? Вопрос в том, что если все будет идти как идет, то сертификации услуг в ГА не будет уже в 2010 году - а это равнозначно очередному этапу развалу в отрасли. Строители саморегулировались более 3 лет, сроки для них переносились, но СРО в строительстве до сих пор не работают. То же самое и в авиации, если не учреждать СРО сегодня, то завтра опять надо будет просить дядю (Минтранс) выходить в Правительство и переносить сроки по закону о ТР. Известно ли Вам, занимается кто-нибудь созданием СРО под ГА?
Значит кто-то должен объединить общественные организации в ГА, чтобы их авторитет был достаточным для представления интересов отрасли во всех ветвях власти. Вот только кто бы это мог быть!? Отраслевые авторитеты вот помирают от старости, а новых авторитетов что-то не наблюдается.
Давайте вернемся к обсуждению самой законодательной поправки по сертификации в ГА. Первый вариант, принять поправку, что закон о ТР не применяется в сфере ГА, а применяется Воздушный Кодекс (со своими ФАПами). Второй вариант, не принимать поправку и дождаться создания новым авторитетом СРО для сертификации продукции в сфере ГА (сертификация аэропортовых и пр. услуг по закону о ТР прекратится в 2010 году). По второму варианту, такая организация уже почти существует под руководством Анодиной, но называется не СРО, а МАК, и сертифицирует иностранные ВС. Кроме этого, отдаст ли этот хлебный кусок авиапромышленность авиаторам, они сами себя с радостью будут сертифицировать своим СРО. Голосуем за варианты, или предлагаем новые....
Немного не в тему, НО ПОКАЗАТЕЛЬНО, КАК НАШИ ВЛАСТИ ПЫТАЮТСЯ ЗАНИМАТЬСЯ Т.Н. "РЕФОРМИРОВАНИЕМ"
http://www.avia.ru/news/?id=1227253729
Чистейшей воды И Д И О Т И З М !!! Заняться больше нечем в верхах!!!
Александр, обращайтесь к Левитину. В Минтрансе полно "профессионалов", они Вам подскажут.
Как это Вы себе представляете отмену закона о техническом регулировании в отношении ГА? А если другие тоже захотят? И ещё нам не хватало, чтобы мы в непонятный МАК отдали ещё и сертификацию услуг. Наоборот, МАК надо ликвидировать и передать его функции СРО.
Народец, не смешите окружающих! Что значит ликвидировать АР МАК? Его нельзя ликвидировать как функциональный рабочий орган. Его можно только "влить" или "встроить" с оставлением ЕГО функций. А то опять получится как с МинОбороны - введут какого-нибудь мебельщика "порулить". И тогда вообще все накроется медным тазом!
Авиация - это не полигон для проверки дилетантских идей! Сейчас такие подходы примеряет только ОАК, а это дорога в НИКУДА..... Ломать - не строить!
А Белоусову 11.24
Такая организация есть, мало того, она уже зарегистрирована как СРО.
http://www.marap.ru/sroab/
Кстати о МАКе! Это не простая организация, с особым статусом, на нее не распространяется законодательство РФ, посему заниматься добровольной сертификацией он, МАК, заниматься не сможет. Он ограничен рамками межгосударственного соглашения и особого статуса!
И еще: закон о ТР и закон о СРО не ограничивает количество СРО, а вот сертифицировать СРО сами для себя никто не сможет: это прерогатива властей.
Сообщение было удалено модератором