ПАК ДА - нужны ли дальние горизонты?

Тема: ПАК ДА - нужны ли дальние горизонты?

Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Преемнкик HK-32 - это Д-30 (ПС-30) : двигатель Миг-31. Который есть, который летает, который лучший в Мире в своём классе. Гражданскую версию двигателя Китай покупает для своих бомбардировщиков и они же стоят на Ил-76.
4* Д-30-Ф6 - двигательная установка перспективного Российского бомбардировщика.

14.07.2014 f4f2 пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Итак, что мы имеем в виду под ПАК-ФА?

Очевидно, что не подходит концепция "малой заметности", сочетаемая со сверхзвуковой скоростью и дальностью более 10.000 км. при приемлемой цене, - наука еще не скоро это сможет обеспечить.
очевидно, что клон Б-2 - глупость, а "творческое переосмысление" Б-1Б и Ту-160 - никакой не "ПАК".
Даже крейсерский сверхзвук уже на таких расстояниях и при таких задачах не нужен.

Остаются следующие варианты:

1. платформа типа Б-52 или Ту-95МС с гиперзвуковой ракетой, способной на этом самом гиперзвуке при противодействии ПВО преодолеть до 5000 км.
Тут важнее не сама платформа (под которую может подойти и что-то типа Ил-96, с соответствующими доработками, включая возможность дозаправки в воздухе), а именно ракета.
Сделать которую, хоть и сложно и дорого, но реально уже сейчас.
Кстати, сами носители могут стать универсалами: бомбардировщик/танкер.

2. Действительно инновационный проект воздушно-космического пилотируемого бомбардировщика (возможно, выводимого на орбиту с помощью многоразовых разгонных блоков), с автономностью до нескольких суток, высокоточным оружием (а не только со спецБЧ) и практически неограниченным радиусом действия.
Это реально, но стоит ооочень много денег и едва ли сможет встать на вооружение раньше середины - конца 30-х.
Но подкупает универсальность.

3. Вообще отказаться от идеи стратегического ПАК-ДА, передав эту роль остальным компонентам и, вероятно, космической группировке.

14.07.2014 Н Александр пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Идею орбитального бомбардировщика нужно сразу без всякого сожаления отбросить. Даже обсуждать нет смысла.

Сама идея вовсе отказаться от стратегического воздушного компонента в классическом понимании сегодня достаточно актуальна. Имхо их недостатки не компенсируется достоинствами. AGM-129 летает аж на 4000 км - прямо со своей территории можно почти всю Европу и Китай держать под ударом. При этом носитель может быть любым абсолютно. Самостоятельный прорыв пво в любом виде является большой проблемой.

При этом специализированный носитель в классе ту22+ вполне может быть востребован. Как евроазиатский стратег, как морской ударный и в специальных вариантах.

И насчёт гиперзвуковых ракет. Как пкр -да, как стратегическая -очень заметная, а потому уязвимая от средств пво.

16.07.2014 Seerndv пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

16 июля, AEX.RU – ОАО "Объединенная двигателестроительная корпорация" (ОДК) реализует программу техперевооружения ОАО "Кузнецов" для выполнения государственной программы вооружений (ГПВ) на ремоторизацию строевых стратегических бомбардировщиков Ту-160. Об этом в ходе международного авиакосмического салона Farnborough заявил генеральный директор ОДК Владислав Масалов, сообщает АРМС-ТАСС.

"Кузнецов" является разработчиком и производителем двигателей строевых российских бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160. "В числе приоритетных задач, стоящих перед производственным комплексом, - восстановление двигателя НК-32 второго этапа для стратегического бомбардировщика Ту-160", - сказал Масалов.

В связи с необходимостью выпуска установочной партии НК-32 в 2016 г. на заводе продолжается интенсивное реконструкция основных фондов и объектов инфраструктуры, проводится техническое перевооружение. Только в рамках федеральной целевой программы на обновление производства планируется выделить 8 млрд руб. Предполагается, что примерно такую же сумму собственных средств предполагает выделить на развитие предприятия ОДК.

В этом году планируется ввести в эксплуатацию новые испытательные стенды для авиационных двигателей, также закупят очередную партию станочного оборудования. Остается актуальным вопрос по строительству здания конструкторского бюро.

Ранее министр обороны РФ Сергей Шойгу поручил в кратчайшие сроки произвести полномасштабное развертывание работ по ремонту и модернизации самолетов Ту-160.

Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Относительно перспектив - я на эту затею смотрю пессимистически : на мой взгляд эта декларация "перезапуска НК-32" для Ту-160 и "перспективного супер-бомбардировщика" - свидетельствует скорее о недостаточной технической компетентности соответствующих руководящих персон, носящих такие постановления-программы на подпись. И их же явно избыточные амбиции и самомнение, не компенсируемые их технической некомпетентностью. За что скоро придётся расплачиваться стране, а значит - и всем нам, как и за их же "программы освоения Луны и Марса". Они - эти персоны - даже не утруждают себя вникнуть в соотношение промышленности СССР и сегодняшней России, ни понять практических задач, стоящих перед обороной России и нашей экономикой. Не всех руководящих персон имею в виду, но некоторых ключевых. Сначала бы соотнесли состояние ВПК и экономики СССР, когда производились двигатели НК-32 и Ту-160 - и сегодняшнее ! По официальным бы данным сравнили хотя бы:
************************************************************
Подробнее: http://www.vpk-news.ru/articles/21043
Что касается 90-х годов, то как начальник вооружения Минобороны РФ я подписывал директивы о рентабельности производства ВВТ. Для стрелкового оружия, оптических прицелов она составляла три-четыре процента, для самоходной техники – 10–15 процентов, для ЗРК – 20–25 процентов, для подводных лодок – 40 процентов. Учитывалось, что ПЛ строятся от пяти до семи лет. Первые три года цена устанавливалась в зависимости от сложности изделия.

Если в 2000 году танк стоил 17,5 миллиона, сейчас – 140–150 миллионов рублей. Вертолет соответственно – 47 миллионов рублей и 12–15 миллионов долларов. Нам утверждали в правительстве снижение налоговой базы, тарифов на перевозку, электроэнергию. Более того, Минобороны получало до одного миллиона тонн нефти, от продажи которой нам компенсировали недостаток в оплате.

Санкции Запада в отношении России не исчерпаны. Сейчас нам угрожают применением их третьего уровня. Приостановлен выпуск «Фордов» под Питером, останавливается производство «Фольксвагенов» в Калуге. В нашем небе летает 1500 иностранных пассажирских и грузопассажирских самолетов, которые при определенной ситуации могут оказаться на земле. Достаточно прекратить их программное сопровождение, обслуживание, лизинг.

Транспортная безопасность страны под большим вопросом. ЗИЛ прекратил существование, ГАЗ вместо 340 тысяч автомобилей выпускает 12 тысяч «Газелей». КамАЗ производил 170 тысяч грузовиков, сейчас – 16 тысяч. «Урал» – 90 тысяч, сейчас – 3,5–4 тысячи. По российским дорогам разъезжают «МАНы», «ИВЕКО», «Скании», «Мерседесы»… В 90-е годы у нас летало 370 спутников. Сейчас даже для системы ГЛОНАСС не можем собрать необходимую группировку.

Государственные подшипниковые заводы в Москве (первый и второй) не работают. Завод «Серп и Молот» передан «Донстрою». В 2010 году на него привезли уникальнейший станок из Германии, в 2011-м запустили. Он выпускал фольгу из нержавеющей стали толщиной в один микрон. А сейчас может оказаться в металлоломе и тогда – прощай, космос. Интересно, что некоторые станки, закупленные за границей, останавливаются при замене в них деталей и чипов – так запрограммированы.

Сколько сейчас у нас осталось великих конструкторских бюро? КБ имени Мясищева, ряда других уже нет. Производство уникального калужского газотурбинного танкового двигателя, который позволял иметь моторный отсек 3,2 куба, ликвидировано. Когда спохватились, было поздно и теперь речь идет о дизеле в 7,5 куба такой же мощности. А это потеря полезной нагрузки, снижение бронезащиты.

Поддержу предложение о проведении инвентаризации оборонной промышленности. Надо определиться с кооперацией, предоставить генеральным конструкторам возможность увязывать все системы в единое целое. Выходит, мы должны говорить о разработке самих основ нашей промышленности – средств производства, станков.

Не может развиваться промышленность только из прибыли. Поэтому государство не должно относиться к ОПК как финансист-кассир. Надо видеть в нашей «оборонке» прежде всего творцов и созидателей. Без этого ничего не изменится.
Анатолий Ситнов,
председатель совета директоров ЗАО «Двигатели «Владимир Климов – Мотор Сич», член президиума Академии проблем качества
Подготовил Олег Фаличев
**********************************************************

Что толку при таком раскладе от НЕРЕАЛИЗУЕМЫХ Лозунгов о "возрождении производства НК-32 и Ту-160" , как и "освоении Луны и Марса" ? Кому нужна эта нереализумая технически бредятина ? Угробить остатки экономики России на этом можно запросто - реализовать - НЕВОЗМОЖНО. А что обидно - ЗАЧЕМ ? Или это диверсия такая - экономическая, типа тех, от которых рухнул СССР ?
В самом деле - зачем России "перспективный бомбардировщик" непременно на титанических двигателях НК-32, с довольно скромными параметрами?
Пусть летают своё имеющиеся.
Перспективный бомбардировщик можно сделать гораздо более лёгким/экономным/эффективным - на имеющихся эффективных двигателях Д-30-Ф-6. Он тоже будет 2-х режимным, весом 100-120 тонн, быстрым когда надо и достаточно дальним. Дальность 10 000 км сейчас такому бомбардировщику НЕ нужна, хотя и она достигнута на гражданской версии Д-30 - например на Ил-62М, с 4-мя такими двигателями. Нужно такому бомбардировщику достаточно быстро выйти на рубеж пуска дальних крылатых ракет, которых он должен нести нужное количество. Так что нужна грузоподъёмность, хорошая скорость и дальность 5 000-8 000км. При весе 100-120 тонн вполне можно реализовать полезную нагрузку такого бомбера - тонн 15-20 - что более чем достаточно для комплекта нужных современных крылатых ракет или тяжёлых бомб.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5-101
И всё это реализуется на едином двигателе с перехватчиком преемником Миг-31. И такой бомбардировщик - действительно будет полезен. Ибо заменит не только Ту-95, Ту-160, и но заменит, по своей универсальности и уходящие Ту-22 и в какой-то степени Су-24. Огромная экономия-достаточно простая реализуемость и реалистичность- реальная польза обороне. В отличие от "программ освоения Луны" при отсутствии станко-инструментальной и даже транспортной промышленности !

Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Вон в Ту-95 и Ту-160 таких ракет грузят по 8 и по 12 соответственно. Но это явно избыточно и даже опасно: вполне реальная потеря одного бомбардировщика лишает сразу такого количества дорогих и ценных ракет. Как и дальность 10 000 км в боевых условиях абсолютно не-реальна для современного бомбардировщика при современных ПВО противника. Его непременно собьют гораздо раньше. Так что - да - абсолютно реальная задача: перспективный скоростной стратегический бомбардировщик ~120 тонн весом на двигателях Д-30 с большим бомбовым отсеком и/или 4-6 большими крылатыми ракетами на внешней подвеске (полезная нагрузка ~15 тонн). Абсолютно реальная задача, подъёмная для современной экономики (против нынешнего "разнообразия") и реально решающая проблемы обороны России. В отличие от прочих "программ освоения Луны". Более мелкие бомбардировщики - пусть доводит свои Сухой. Больше ничего и не надо: единая платформа, единое производство,единые системы ремонта и подготовки людей.

16.07.2014 Seerndv пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

«Длинной руке» нашей авиации в настоящее время уделяется значительное внимание, поскольку это единственная универсальная часть ядерной триады, которая может использоваться как в ядерной войне, так и и в условиях локальных конфликтов. Также она прекрасно подходит для демонстрации флага за пределами нашей страны.

В 2012 году завершится первый этап модернизации парка самолетов Дальней авиации, состоящего из самолетов Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160. На этом этапе происходит замена морально устаревшего оборудования, параллельно устанавливается современное радионавигационное оборудование и системы управления оружием. К 2015 году планируется осуществить модернизацию около 30% самолетов Дальней авиации.

В 2002 году Минобороны заключило договор с КАПО на модернизацию 15 самолетов Ту-160. Она включает в себя модернизацию бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и расширение номенклатуры вооружения, в первую очередь — неядерного. Самолет получает возможность использовать неядерные крылатые ракеты большой дальности Х-555 и Х-101, разрабатываемые ракеты средней дальности Х-СД и противокорабельные ракеты (ПКР) Х-32, управляемые авиабомбы крупного калибра. Расширяется и арсенал ядерного оружия за счет ракет Х-102. Машины проходят капитальный ремонт с продлением эксплуатационного ресурса как минимум, до 2030 года. Осуществляются капитальный ремонт и модернизация двигателей. Согласно озвученным планам, более 10 Ту-160 до 2020 года будет модернизировано до уровня Ту-160М. В настоящее время разворачивается производство новых двигателей НК-32, что позволит в перспективе ремоторизовать самолеты с малым остаточным ресурсом.

Также в 2008 году были озвучены планы по возобновлению производства Ту-160 с расчетом довести их группировку в ВВС до 30 машин к 2025-2030 году. В настоящий момент, к сожалению, данная программа заморожена.

Новое оборудование и вооружение получает Ту-95МС. Его модернизация до уровня Ту-95МСМ также направлена на продление ресурса самолета и расширение возможностей использования неядерных средств поражения. Возобновлен капитальный ремонт двигателей НК-12.

Большую роль в дальней авиации играет «континентальный стратег» Ту-22М3. До 2020 года планируется модернизация 30 этих самолетов до уровня Ту-22М3М. Она включает в себя установку БРЭО на новой элементной базе и адаптированного под расширенную номенклатуру вооружений, в том числе новых ПКР.

Также планируется и осуществляется капитальный ремонт и модернизация двигателей НК-25. К сожалению, на данный момент производство новых двигателей этой модели не осуществляется, а вариант с их заменой на НК-32 по варианту Ту-22М4 маловероятен в силу востребованности этих двигателей для ремонта Ту-160. С другой стороны, унификация двигателей Ту-160 и Ту-22М3 позволит увеличить выпуск НК-32, на чем настаивает производитель, значительно улучшит характеристики модернизированных Ту-22М3 и положительно скажется на унификации в ДА. Будет ли осуществлена ремоторизация Ту-22М3 — станет известно после постановки НК-32 в серию, это произойдет в 2013-2014 гг.

При необходимости самолет может быть дооборудован системой дозаправки в воздухе и крылатыми ракетами большой дальности Х-101 и Х-102, поскольку в настоящее время Ту-22М3 лишен этих функций по договорам о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Помимо модернизации авиапарка, потенциал ДА растет благодаря поступлению на вооружение новых высокоточных крылатых ракет воздушного базирования Х-101 (в обычном снаряжении) и Х-102 (с ядерной боевой частью), имеющих дальность пуска до 5,5 тыс. км, модернизации ракет Х-22 и постановке на вооружение разрабатываемых ракет Х-32 и Х-СД.

В будущем основу ДА составит разрабатываемый перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), который должен будет заменить существующие стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160, и частично — дальние бомбардировщики Ту-22М3. Разработка ПАК ДА для ВВС России началась в 2007–2008 годах. Новая машина должна будет подняться в воздух к 2020 году и поступить на вооружение к 2025–2030 году.

О ее будущем облике мало что известно, он еще разрабатывается. По разным версиям это может быть модернизированная версия Ту-160, реанимация проекта Т-4МС, М-18 или Ту-202, либо совершенно новая машина. Наиболее вероятно, что ПАК ДА будет занимать среднее положение между Ту-22М3 и значительно более тяжелым Ту-160. В силовой установке скорее всего будут использоваться двигатели изд. 129, унифицированные с истребителем 5-го поколения Т-50, либо НК-32, унифицированные с Ту-160. Насколько эти рассуждения близки к истине — покажет время. Говорить о количестве планируемом к постановке на вооружение количестве ПАК ДА пока преждевременно, однако озвученные данные позволяют предположить, что в итоге ВВС закупят 100, при наиболее оптимистичном сценарии 150 машин. Эта цифра будет зависеть как от экономической ситуации в стране, так и от характеристик выбранного проекта.

До конца 2020 года поставок новых машин для ДА не запланировано, и в течении этого десятилетия дальние и стратегические бомбардировщики будут только ремонтироваться и модернизироваться. Учитывая сравнительно малый средний возраст авиапарка ДА, это решение выглядит вполне разумным. В настоящее время только две страны мира имеют ДА — Россия и США, причем по ряду параметров наша ДА имеет преимущество.

- в последнем никто не уверен:)

http://www.vmestepobedim.org/i/perspektivi_razvitiya_wws_rossii_chast_i/

Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

В последнем Ложно Самоуверены российские персоны, которые ездя на вальяжных 700-Мерседесах - возят на подпись всякие "Планы Освоения Луны". Они почему-то в этом уверены, точнее - видимо уверены из-за собственной непотопляемости и безответственности - см. примеры м.о. Сердюкова, ...

24.07.2014 Seerndv пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Предприятие включает в себя три ключевых производственных комплекса: это конструкторское бюро, непосредственно завод серийного производства двигателей и уникальную испытательную стендовую базу.

ОАО «Кузнецов» является как раз примером того, как работает государственная поддержка, в своё время осуществлённая по нашему предприятию. В настоящее время на предприятии интенсивно реализуется программа технического перевооружения и реконструкции, производится оснащение цехов современным оборудованием, строительство производственных корпусов, восстановление и реконструкция стендовой базы для испытания авиационных двигателей.

Обновление производственных мощностей осуществляется за счёт средств, предусмотренных федеральной целевой программой «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации до 2020 года». В соответствии с поставленными государственными задачами решается вопрос о развёртывании в 2016 году серийного производства авиационных двигателей НК‑32 второго этапа для модернизированных Ту‑160. Одновременно решаются задачи по существенному увеличению объёмов ремонта всех авиационных двигателей для стратегической авиации в Российской Федерации. И прежде всего таких двигателей, как НК‑25, для наиболее востребованного самолёта Ту‑22М3. При этом в 2014 году будет обеспечено увеличение объёмов ремонта двигателей НК‑25 более чем в четыре раза по сравнению с 2012 годом. Одновременно с этого года конструкторское бюро предприятия привлекается к разработке авиационного двигателя перспективного комплекса дальней авиации. И уже в сентябре этого года планируется проведение соответствующих испытаний двигателя-демонстратора на восстановленном за счёт собственных средств стенде.
http://www.kremlin.ru/transcripts/46265

- жаль, Ту-22М3 ремоторизировать не будут:(

Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

У америкосов - точно всё - Трындец (Конец) Разума наступил полный. По нашей теме это хорошо видно :
[i]*************************************************************
Цена базовой комплектации
США объявили тендер на разработку нового стратегического бомбардировщика
http://lenta.ru/articles/2014/07/25/lrsb/
...
При этом стоимость одного самолета не должна превышать 550 миллионов долларов. Для сравнения, дальние бомбардировщики B-2 Spirit с учетом запчастей и оборудования обошлись военным в 980 миллионов долларов за штуку и в 2,1 миллиарда долларов с учетом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
....
Официально требования к перспективному бомбардировщику, содержащиеся в объявленном в начале июля 2014 года тендере, не раскрываются. Однако некоторые из них американские военные уже озвучивали и можно предположить, что в конкурсной документации требования поменялись незначительно. Об LRS-B пока известно, что он будет дозвуковым с дальностью полета более 9,3 тысячи километров. Бомбардировщик должен быть опционально пилотируемым; в беспилотном варианте его планируется использовать для разведки, рекогносцировки и наблюдения.

Продолжительность полета в беспилотном варианте для самолета должна составлять не менее 100 часов. Максимальная бомбовая нагрузка LRS-B определена на уровне 13 тонн; бомбардировщик должен быть оснащен как обычными видами боеприпасов, так и ядерным оружием. В самолете должны использоваться технологии снижения заметности и защиты от последствий ядерного взрыва. Кроме того, бомбардировщик должен быть оснащен оборудованием для сбора и обработки информации от других летательных аппаратов, а также системами связи; это необходимо, поскольку самолет планируется иногда использовать и в качестве летающего командного пункта.
***************************[/b]
Конец Разума США наблюдается например в выделенном пункте : БЕЗпилотный вариант бомбардировщика в варианте разведчика, дозвукового. Хорош безпилотничек ценою в "несколько выше 550 млн долларов". Сбивают такие безпилотники УЖЕ ДАЖЕ Иранцы, например, для этого элементарно используется постановщик радиопомех.
В общем - США Гибнет в Реформах, гореИнноваторы у них те же, что и у нас. Скоро воевать США смогут только с не-реформирормируемыми мечами, саблями, топорами, дубинками, луками и стрелами. Потому что все револьверы у них тоже реформируют.

12.08.2014 Seerndv пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

11 августа, AEX.RU – Перспективный авиационный комплекс (ПАК) дальней авиации (ДА) должен выполнить первый полет в 2019 году. Об этом сообщил в четверг журналистам в ходе соревнований "Авиадартс-2014" главнокомандующий ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев, передает ИТАР-ТАСС.

"В 2019 году первый полет (самолет. - ИТАР-ТАСС) должен выполнить, в 2023 году - завершение госиспытаний и поставки в войска", - сказал Бондарев.

ПАК ДА - российский стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения, разрабатываемый компанией "Туполев". Самолет не будет являться глубокой модернизацией Ту-160, а станет принципиально новым летательным аппаратом.
http://www.aex.ru/news/2014/8/11/123275/

- о-ёй, надо полагать внешний вид уже известен?

14.08.2014 Seerndv пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

http://www.vz.ru/news/2014/8/14/700303.html
Разработчик: Двигатель для ПАК ДА будет создан на базе двигателя Ту-160
14 августа 2014, 11::12

Двигатель для перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) будет создан на базе газогенератора двигателя второго этапа, установленного на российском стратегическом бомбардировщике Ту-160, сообщил представитель Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).

«У Ту-160 есть двигатель НК-32, у него будет ряд технических изменений и улучшений, и этот двигатель пойдет в ПАК ДА. Это будет новый двигатель на базе унифицированного газогенератора НК-32 второго этапа», - пояснили представители ОДК на выставке «Оборонэкспо-2014», передает РИА «Новости».

«На его создание должно быть выделено 8 млрд рублей бюджетных денег и плюс собственные ресурсы», - добавили в ОДК.

Как сообщается в официальном издании международной выставки «Оборонэкспо-2014» со ссылкой на гендиректора ОДК Владислава Маслова, по двигателю для ПАК ДА контракт пока не подписан, но уже есть общие параметры силовой установки и предварительный график работ, условия и сроки исполнения обсуждаются.

Ранее главком ВВС России генерал-полковник Виктор Бондарев сообщал, что ПАК ДА совершит свой первый заводской полет в 2019 году, а в серию его производство запустят в 2021–2022 годах.

В мае главком ВВС заявил, что ПАК ДА начнет поступать в войска в 2023 году.

В декабре прошлого года командующий дальней авиацией ВВС России Анатолий Жихарев заявлял, что ПАК ДА должен выйти на испытания в 2019 году, а с 2025-го – начать поступать в войска.

В конце ноября прошлого года глава Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян доложил президенту России Владимиру Путину, что начало полномасштабных работ над ПАК ДА придется именно на 2014 год.

22.09.2014 Seerndv пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

http://aviationweek.com/defense/future-bombers-under-study-china-and-russia
Future Bombers Under Study In China And Russia
China may follow Russia in bomber developments
Sep 18, 2014 Bill Sweetman and Richard D. Fisher | Aviation Week & Space Technology

While the U.S. Air Force pursues development of the Long-Range Strike Bomber project, striving to launch full-scale development next year, both Russia and China are also proceeding with bomber plans. In the case of Russia, the PAK-DA (perspektivnyi aviatsionnyi kompleks dal’ney aviatsii, or future long-range air system) is the first all-new bomber to start development since the Tupolev Tu-160, in 1977, while China’s prospective new system would be the nation’s first indigenous bomber.

PAK-DA is under development by the Tupolev unit of United Aircraft Corp. (UAC), which has been responsible for almost all of Russia’s long-range bombers since the end of World War II. The basic decision to pursue development of a new bomber was taken in 2007. At that point, the Russian military started to define upgrades to the existing bomber force, which would bridge the gap until a new aircraft could be ready, alongside an analysis of alternative configurations and approaches.

The Tupolev Tu-160M upgrade program will keep the supersonic bomber in service through the 2030s. Credit: Wikimedia
Out of dozens of potential candidates, including supersonic and hypersonic technologies, four finalists emerged, and a preferred design—featuring a subsonic all-wing or blended-wing body with stealth characteristics—was submitted to the customer in early 2012. It is likely to be the first Russian aircraft designed with all-aspect, broadband stealth—the key feature introduced by the B-2 when it entered service in 1997.

It was reported late last year that a final decision to build PAK-DA had been taken, with work to start in 2014. UAC has now been awarded the design and integration contract for the PAK-DA, and the bomber is due to make its first flight in 2019, with final assembly to take place at UAC’s Kazan plant. It is expected to complete its state acceptance tests in 2023 and enter service in 2023-25, according to the most reliable Russian reports. Earlier this year, United Engine Corp.’s JSC Kuznetsov unit, which has powered most of Tupolev’s bombers, was selected to develop the PAK-DA’s engine, based on components from the Tu-160’s NK-32 afterburning turbofan.

Beyond that, very little about PAK-DA has been released. However, it is possible to make some educated guesses about the program, based on the size and shape of the Russian bomber force and the new aircraft’s likely missions.

The current long-range bomber force comprises a scant squadron of Tu-160s (a total force of 13 aircraft), 63 subsonic Tu-95MSs, built in the early 1980s as cruise-missile carriers (31 are MS16 versions with underwing pylons, and 32 are MS6s without), and a diminishing number of Tu-22M3 Backfires, most of them originally built to attack U.S. aircraft carriers and their supporting groups. The Tu-22M3 force assigned to theater-range land-attack missions is being replaced by the smaller but more versatile Sukhoi Su-34.

The Xian H-6K is a radically modernized aircraft retaining the basic airframe of the 1950s Tu-16 design. Credit: Via Internet
The Russian defense ministry announced in early 2012 that the Tu-160s would be modernized by 2020 and redesignated Tu-160M. This followed a 2009 decision to update the Tu-95 fleet, under the designation Tu-95MSM. Both upgrade programs are extensive, featuring new radars—from the same Leninets series used on the Su-34—and improvements to electronic warfare, displays and processors, which currently use 1980s technology. The Tu-160M was reported to be ready for state acceptance trials at the end of 2013.

The upgrades also include life extension, which covers investment in new engine overhaul capabilities, the renewed production of NK-32 engines for the Tu-160 and the design of a longer-life, more reliable engine variant. In 2010 the Russian government announced an investment of more than 8 billion rubles ($220 million) for this program through 2020. The preproduction batch of new NK-32 engines is expected to be ready in 2016. These upgrades also will provide the foundation for the PAK-DA’s engine.

Both bombers are being armed with a longer-range air-launched cruise missile (ALCM). Russia has had two major ALCM projects since the early 2000s, both from the Raduga division of Tactical Missiles Corp. The Kh-555 is a conventionally armed ALCM produced by modification of the 1980s-era Kh-55 nuclear weapon, with a combined inertial, radar-based terrain matching and infrared scene-matching guidance system.

The same company’s all-new and larger Kh-101/-102 (conventional and nuclear versions respectively) is now in full production. The Tu-160 can carry 12 weapons internally and the Tu-95MS can carry eight, on four dual-wing pylons. It is the largest ALCM in use, with launch weight estimated at up to 5,300 lb. Originally planned to be an ultra-long-range missile with a prop-fan power unit, it now has a turbofan on a retractable mount, similar to the Kh-55. The current inventory of long-range cruise missiles numbers 850 weapons.

China is starting the process of improving its air tanker fleet with the acquisition of Ilyushin Il-78s. Credit: Via Internet
This extensive upgrade work indicates that the older bombers are expected to serve for at least 5-10 years after the PAK-DA enters service, with the new aircraft presumably being assigned the role of a penetrating bomber.

The announcement that the new bomber’s engine is to be based on the NK-32, together with the fact that Russian bombers traditionally rely less on inflight refueling than the U.S. Air Force’s designs, points to a large aircraft. The NK-32 is a three-shaft, low-bypass-ratio engine that produces 31,000-lb. thrust in military power and 55,000-lb. thrust with afterburning. The variant being developed for the PAK-DA will be a non-afterburning engine, possibly with a slightly increased bypass ratio. Four such engines would indicate a gross weight of 200 metric tons, larger than the B-2 (and most likely much bigger than LRS-B), corresponding to a greater weapon load and range.

Meanwhile, China is reportedly working on a new bomber. It is tempting to discount China’s ambitions to build a world-class strategic strike aircraft given that its People’s Liberation Army Air Force (Plaaf) and Naval Air Force (PLAN-AF) seem content to fly successive versions of the Soviet-era Tupolev Tu-16. This medium bomber first flew in 1952 and then in China in 1959, subsequently built by the Xian Aircraft Corp. (XAC) as the Hong-6 (Bomber-6, H-6). However, continued improvements and production of the H-6 show that China retains an interest in long-range airpower.

China’s government and People’s Liberation Army (PLA) say virtually nothing about their future bomber ambitions, but an accumulation of “gray data” plus a recent revelation indicate it is likely that China is developing a new bomber. Last April an Asian government source disclosed an estimate that China’s next-generation bomber, called H-20, would emerge by 2025.

Such timing for the emergence of the H-20 would be consistent with two evolving Chinese strategic objectives. A new bomber would extend China’s ability to deny strategic access to the U.S. well beyond the “first island chain,” extending through Japan, Taiwan and the northern Philippines and encompassing the northern and southern China Sea.

Secondly, this aircraft would aid the Chinese leadership’s ambitions to project military power. Such a platform would allow the Chinese air force to complement the gathering global aircraft carrier and amphibious projection capabilities of the nation’s navy.

China’s next-generation bomber has long been rumored by informal Chinese sources to have been under development since the mid-to-late 1990s. Chinese determination to proceed was likely strengthened by the use of the Northrop Grumman B-2 in the mistaken bombing of the Chinese Embassy in Belgrade on May 7, 1999. It is also unclear how much data about the B-2 China was able to obtain from Northrop Grumman engineer Noshir Gowadia, who, in his 18 years with the company, was one of the principal designers of the B-2’s low-observable propulsion system. In January 2011 he received a 32-year sentence for conveying military secrets to China.

The Xian Aircraft Corp. (XAC), the PLA’s main large military aircraft manufacturer, is most likely the lead contractor for the new bomber. Like the next-generation bombers from Russia and the U.S., the H-20 is expected to use a subsonic low-observable “flying wing” configuration.

Interesting but unofficial indications have also been provided by PLA academics. Chinese media reports from October 2013 quote Plaaf Col. Wu Guohui, an associate professor at the National Defense University, saying stealth bombers had received “renewed national attention” and that “in the past China has been weak regarding bombers, but in the future will develop long-range strike aircraft.”

National Defense University Associate Prof. Fu Guangwen noted in a December 2013 interview that bomber development in China faces several obstacles, including challenges in developing engines and effective materials. But he then noted that a future Chinese bomber should be able to cover targets out to the second island chain, Guam, the South China Sea and India; be stealthy to improve penetration capability; be capable of “information confrontation,” or cyber/electronic warfare; and have conventional and nuclear strike capability.

A January 2014 Sina.com article cited an Aviation Industry Corp. of China publication, stating that design work on a future Chinese stealth bomber had started in 2008. This report also noted that this bomber was likely a flying wing and that it would have the range to strike the U.S. West Coast.

Though it falls under the category of ambiguous “gray data,” in early 2013 an image from a Chinese academic engineering journal showed a potential bomber shape very similar to the B-2. In early 2014 another Chinese image emerged of two bat-wing-shaped model aircraft, possible radio-controlled models for test purposes. There is no other information to connect these models to ongoing programs, but it is well established that China formally previews models of future military aircraft, while leaked model images are often aimed at domestic and foreign audiences.

The later models could also represent new long-range unmanned combat aerial vehicle (UCAV) shapes, which also highlights the potential for China to develop long-range unmanned strike aircraft. With some fanfare in the Chinese media, the flying swept wing LiJian (Sharp Sword) UCAV, a collaborative product of the Shenyang and Hongdu companies, took to the air Nov. 20, 2013. Similar in size and shape to the Boeing X-45C, indications are that LiJian has provided the basis for longer-wingspan UAV/UCAVs from Shenyang/Hongdu, some Chinese sources suggest. It is conceivable that Xian might eventually develop an unmanned version of the H-20, especially if Russia and the U.S. were to so develop their new bombers.

Possible Chinese interest in a new supersonic regional bomber was signaled in the early May 2013 emergence of a model of a new low-observable-shaped twin-engine bomber, which appeared next to a model of the known LiJian. With an estimated length of 25-30 meters (82-98 ft.), this bomber appears to approach the late-1950s Convair B-58 (the largest Western purpose-built supersonic bomber to enter service) in size. However, available information cannot confirm whether it is an active program, the loser of a previous competition or an unfunded concept.

Although PAK-DA is overtly a strategic deterrent system with the aim of holding U.S. targets at risk, it is unlikely that any new Chinese bomber would be intended for a parallel role. However, a long-range, survivable platform with a large missile payload would be a powerful regional asset to threaten adversary land bases and naval forces, particularly in conjunction with supersonic, stealthy J-20 fighter/strike aircraft.

The PLA continues to develop new versions of the H-6 and to upgrade older models with new weapons. Likely spurred by early 1990s Russian refusals to sell the Tupolev Tu-22M3 (although requests were definitely conveyed by the 2003-04 period), the PLA opted to develop a radically upgraded version of the H-6.

The H-6K is fitted with the Russian-supplied 26,500-lb.-thrust UEC-Saturn D-30KP-2 turbofan, which is approximately 30% more powerful than the 1950s-vintage turbojets of the earlier versions and is more efficient, with a higher bypass ratio (2.24:1) than the JT8D-200. This increases combat radius to a reported 3,500 km (2,175 mi.). Emerging in early 2006, the H-6K replaced the old glazed nose with a large radome and electro-optical targeting sensor. The aircraft featured a modern glass cockpit and gained six wing pylons to carry new 1,500-2,000-km-range CJ-10/KD-20 land-attack cruise missiles. This version is likely able to use the great variety of precision-guided bombs now produced by four Chinese companies.

China has also upgraded older H-6s. The air force’s three regiments of H-6Gs may soon be armed with the new supersonic ramjet-powered YJ-12 anti-ship missile with an estimated range of 400 km. The Plaaf’s older H-6Ms are being upgraded to carry two CJ-10/KD-20 land-attack cruise missiles. The previously mentioned Asian government source notes that the PLA has 130 H-6s in 2014, but this number could grow to 180 by 2020. This could indicate a longer production run for the H-6K, which currently serves in two Plaaf regiments.

The future of long-range strategic bombing for the PLA is also tied to the development of efficient aerial refueling tankers. In March-April, the Plaaf modestly increased its refueling platforms with the acquisition of three Ilyushin Il-76MDs that had been converted to Il-78 tankers in Ukraine. These carry up to three of the Russian UPAZ drogue-hose refueling system, whereas the previous fleet of approximately 24 converted H-6U tankers carry much less fuel and have only two hose-drogue units. These are the RDC-1 design, derived from the British Flight Refueling Ltd. (now Cobham) FRL Mk 32 acquired in the mid-1980s.

Future tanker platforms may include converted Xian Y-20 heavy transports, versions of the Comac C919 airliner, or a variant of the future widebody transport that has been a subject of Russia-China collaborative discussions.

But to make future tankers more efficient, and more compatible with larger aircraft, China may also be evaluating flying-boom refueling systems capable of higher transfer rates. In a 2013 conference paper, three engineers from the School of Electronics and Information at the Northwest Polytechnical University proposed using differential signals from the Chinese Beidou navigation satellite system combined with optical systems to create an automated control system applicable to hose-and-drogue or flying-boom aerial refueling systems.

With Maxim Pyadushkin in Moscow.

23.09.2014 Seerndv пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Интересно, а почему китайцев не интересует двигатель Д-30 бурлак как для Ил-78, так для Н-6К?
Или он просто на Н-6К не встанет?

23.09.2014 Sergey66 пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Seerndv пишет: Или он просто на Н-6К не встанет?

Так морда у Бурлака значительно шире и парк китайских Н-6 постоянно сокращается.
http://topwar.ru/...
Вряд ти кто то будет заморачиваться переделкой Н-6 под Д-30КП-3 «Бурлак»

Д-30КП-3 «Бурлак»
Модернизация заключается в замене 3-х ступенчатого компрессора низкого давления на одноступенчатый вентилятор и увеличении степени двухконтурности с 2.2 в базовом двигателе до 3.65 в Д-30КП-3 «Бурлак».

http://aviapanorama.su/2006/02/tixie-samolety-trebuyut-besshumnyx-dvigatelej/
http://wingexpress.ru/node/101

Ответить в тему:



Авиапорт.Конференции

Агентство «АвиаПорт» является разработчиком программного обеспечения, позволяющего зарегистрированным пользователям сайта общаться друг с другом. Все сообщения отражают собственное мнение их авторов, и агентство не несет ответственность за достоверность и законность информации, публикуемой пользователями на страницах раздела.