Какой боевой вертолет нам нужен

Тема: Какой боевой вертолет нам нужен

Обсуждаем: Какой боевой вертолет нам нужен, Красная звезда, 18.07.2005

Если в разгар государственных испытаний Ми-28Н вдруг появились порочащие милевские машины материалы, как не предположить, что за этим что-то, а точнее, кто-то стоит?

03.12.2014 Nikolaevich пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

02.12.2014 Мизин Сергей Витальевич пишет:
Так где можно посмотреть "реально летающий S-97" ?

Уважаемый Сергей Витальевич, я Вам писал про реальный S-97, но не про "реально летающий S-97". Не надо путать!

Но можно посмотреть - как «реально летает его предшественник»:


А про реально созданный S-97, о котором я и писал, посмотрите здесь:

«Показан прототип скоростного вертолета Sikorsky S-97 Raider
2 октября компания Sikorsky Aircraft провела презентацию своей новой разработки. Публике показали первый прототип перспективного скоростного вертолета S-97 Raider.
Скоростной вертолет S-97 разрабатывается на основе опыта, полученного специалистами фирмы «Сикорский» в ходе проекта X2. Главная цель нового проекта – создание вертолета, способного летать со скоростью не менее 350-400 км/ч. Из-за некоторых особенностей аэродинамики лопастей современные вертолеты не могут летать с такими скоростями. Проект S-97 призван решить эту проблему, а также дать вооруженным силам США и других стран вертолетную технику с высокими характеристиками».
Показан прототип скоростного вертолета Sikorsky S-97 Raider » Военное обозрение
Помнится Вы восхищались американским конвертопланом «Оспри», Вас хором старались убедить, что он очень дорогой.
Потом Вы восхищались вертолетом «Чинук», потому что он возит груза по весу, равного собственному. Логично!
Теперь, как истинному российскому лжепатриоту, Вам не терпится: «Так где можно посмотреть "реально летающий S-97?».
Потерпите чуток до следующего года, когда он полетит. Осталось совсем немного, а там сгоняете в США, где и сбудется Ваша мечта.

А я горжусь отечественными разработками:
«Маневренность у «Аллигаторов» поразительная - кажется, многотонные машины буквально танцуют. Или парят, словно осенние листья на ветру.

- Теперь понимаете, почему Ка-52 - самые лучшие? - спрашивает один из сопровождающих офицеров. И, не дождавшись ответа, добавляет: - В небе они - короли. Американцам такое и не снилось.

Мы ждали, конечно, от пилотов выкрутасов вроде переворотов вокруг оси и петли Нестерова. «Аллигаторам» такие фигуры по зубам. Но не в этот раз. Псковских летчиков готовят не к авиашоу, а к конкретным задачам. Например, уметь перехватывать беспилотники.

- Мы выполняем и боевые, и разведывательные задачи. Плюс готовы заниматься поиском и спасением воздушных судов, потерпевших бедствие, работать в связке с Министерством по чрезвычайным ситуациям, - четко, по-военному пояснил еженедельнику «Красная звезда» полковник Игорь Кроон. А в душе у элитных пилотов - другие здесь не служат! - иные слова.

- Она умница, летает и днем, и ночью, и в самых сложных метеоусловиях, - сказал нам про свою винтокрылую машину капитан Сергей Горобченко. - Одно слово, Ласточка!»
«Аллигатор» по имени Ласточка - Телеканал «Звезда»

13.12.2014 Nikolaevich пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Ка-52: «Аллигатор», сын «Черной акулы»
Сегодня, 06:06
6 декабря 1996 на авиасалоне «Аэро-Индия» в городе Бангалор состоялась презентация первого советского командно-ударного вертолета ОКБ Н.И.Камова Ка-52, получившего название «Аллигатор». В конце нынешнего десятилетия он станет одним из главных ударных средств армейской авиации.
Перестройка, а затем и буйный период первоначального накопления капитала спутали ОКБ Камова все карты. В 1984 году здесь начали реализовывать проект «В-60», который предполагал создание командного вертолета, предназначенного для ведения разведки на поле боя, выдачи целеуказания и обеспечения групповых действий боевых ударных вертолетов типа Ми-26 и Ка-50. Однако финансирование резко иссякло, и стало понятно, что разработку принципиально новой машины ОКБ не потянет.
Был принят компромиссный вариант, который, как показали результаты его реализации, оказался даже лучше первоначально запланированного. Было решено глубоко модернизировать ударный Ка-50 «Черная акула», дополнив его функцией командного вертолета. С этой целью на машине был установлен специализированный оптико-электронный и радиолокационный комплекс. А это в свою очередь «подтянуло» и боевые возможности Ка-52 как ударного вертолета, предоставив ему возможность вести боевые действия в любых погодных условиях и в любое время суток.
Также было добавлено второе место для оператора-штурмана. При этом компоновка кабины, избранная генеральным конструктором Сергеем Викторовичем Михеевым, оказалась уникальной, нигде более не встречающейся. Два члена экипажа были размещены рядом, «бок о бок», а не один за другим с возвышением второго кресла над первым. Таким образом, сразу убивались три зайца. Во-первых, повышалась слаженность работы экипажа. Во-вторых, не потребовалось устанавливать вторую приборную панель. В-третьих, повышалась выживаемость машины. При боковом попадание снаряда в кабину, осколки принимал на себя один из членов экипажа, заслоняя собой второго. Это, конечно, может показаться жестоким, однако у войны своя логика и своя нравственность.
И на суше, и на море
Первый опытный образец, построенный в разгар «лихих девяностых» был на 85% сделан из узлов Ка-50. И в декабре 1996 года, когда машина еще ни разу не поднималась в воздух, вертолет представили на индийском авиасалоне. Поскольку «Аллигатор» был продолжением линии «Черной акулы», о достоинствах которой все были прекрасно осведомлены, то он был воспринят специалистами как очередной прорыв российских вертолетостроителей.

Однако когда летом следующего года дело дошло до полетов первого опытного образца, выяснилось, что по летным характеристикам он несколько проигрывает Ка-50. И это было предсказуемо, поскольку был увеличен вес машины, а также расширена кабина в связи с установкой второго кресла. Но с этим недостатком вскоре справились, установив более сильный двигатель ВК-2500 ОКБ Климова со взлетной мощностью, равной 2500 л.с. и 2700 л.с. – с чрезвычайной.
Вполне понятно, что громадное значение для командного вертолета имеет навигационное, радиолокационное и связное оборудование. И конструкторы, чтобы сделать верный выбор на первом образце установили сразу несколько обзорно-прицельных систем с целью выбора наиболее оптимального варианта оборудования.

Несмотря на неполное финансирование проекта, работы по созданию «Аллигатора» не прерывались. Летные испытания винтокрылой машины, начавшиеся летом 1997 года, потребовали от конструкторов внесения ряда изменений как в конструкцию, так и в приборное оснащение.

Так, например, была существенно переработана геометрия носовой части фюзеляжа, что позволило довести аэродинамику вертолета до уровня Ка-50. Теперь немного потяжелевший Ка-52 способен выполнять тот же самый набор уникальных фигур пилотажа. К ним относится, например, «воронка»: вертолет перемещается в боковом полете по широкому кругу над наземной целью с наклоном вниз и с точным прицелом на нее. Что позволяет эффективно уклоняться от средств ПВО.

Доводка Ка-52 до его нынешнего уровня, можно сказать, идеального командно-ударного вертолета продолжалась до 2006 года. В 2008 году началось серийное производства «Аллигатора». На вооружение армейской авиации он поступил в 2011 году. На настоящий момент в ВВС России эксплуатируются 68 этих вертолетов. Согласно контракту с Оборонпромом ОКБ Камова поставит в российскую армию 146 «Аллигаторов». 32 из них будут иметь корабельную модификацию Ка-52К, они изготавливаются для размещения на «Мистралях».

Приобретение нового качества
Главным отличием Ка-52 от Ка-50 является мощная авионика. По мере продвижения изделия от опытного образца к серийно выпускающимся вертолетам она постоянно улучшалась по мере разработки новейших средств навигации, разведки, целеуказания и противостояния средствам наведения противника.
Самой «свежей» в приборном комплексе является РЛС РН01 «Арбалет», разработанная компанией «Фазотрон-НИИР» специально для Ка-52 и впоследствии примененная на Ка-60. Серийное производство началось в 2011 году. «Арбалет» способен сопровождать на проходе до 20 целей. При этом танк обнаруживается на расстоянии 12 км, штурмовик – 15 км, ракета «Стингер» - 5 км. РЛС предупреждает о приближении препятствий типа проводов ЛЭП за 500 м. При этом погрешность измерения расстояния до цели не превышает 20 м, а угловые погрешности – до 12 минут. «Арбалет» обслуживает прицельную и навигационную системы, участвует в противоракетной защите, предупреждает о препятствиях и опасных метеообразованиях.

В носовой части вертолета установлена оптико-электронная система ГОЭС-451 Уральского оптико-механического завода, запущенная в производство в том же 2011 году. Оснащена ТВ-камерой (с широким и узким полем зрения), тепловизором, лазерным дальномером-целеуказателем, датчиком лазерного облучения и системой наведения ПТУР. А совсем недавно визуальную систему дополнили еще и системой ТОЭС-520, использующуюся для ночных полетов. В ней задействованы более чувствительные ТВ-камера и инфракрасная камера. Помимо этого пилоты оснащены очками ночного видения. ГОЭС-451 позволяет обнаруживать цели днем на расстоянии до 10 км, ночью – 6 км. Использование ТОЭС-520 улучшает эти характеристики.

Все «щупальца» системы прицеливания и пилотирования (ИК, РЛС, ТВ, лазер) сведены к интегрированному бортовому комплексу электронного оборудования с открытой архитектурой «Аргумент-52». В распоряжении пилотов имеются пять цветных ЖК-дисплеев на приборной доске плюс один монитор меньших размеров между ног на месте левого летчика. Также имеется индикатор на фоне лобового стекла ИЛС-31 для левого пилота. В стадии внедрения находится система нашлемного целеуказания.
Автор Владимир Тучков http://topwar.ru/64391-ka-52-alligator-syn-chernoy-akuly.html

Теперь есть смысл вспомнить - как нервно реагировал на «Арбалет» в-та Ка-52 конструктор МВЗ Сергей Семенов – Самсонов, как им хотелось оставить этот боевой вертолет в забытье, т.е. повторить то, что они сотворили с «Черной акулой».
28.02.2010 Самсонов Вадим

Обычное вранье, ничего не превосходит и не превзойдет даже в перспективе, отставание у нас ужасающее, это про РЛК, а не про вид метательного холодного оружия.

Несколько лет назад "Арбалет" действительно был записан в составе комплекса БРЭО Ми-28Н и от него также отказались тоже давно, во многом из-за того что не было готового, работающего "Арбалета" Фазотрону надо было доделывать программно-математическое обеспечение, антенную часть и еще что-то. Естественно, что ни на каком Ка-52 несуществующего "Арбалета" тоже естественно нет. И Фазотрон-НИИР давно не интересна эта тема, тем более из-за пары-тройки Ка-52 и неясных с ним перспектив, никто заморачиваться вновь не будет. ГСИ
Ка-52 сейчас проходят без РЛС и высока вероятность того, что ее там вообще не будет. На Ми-28Н от РЛК не отказываются и все-таки делают или пытаются делать на ГРПЗ, но "Рождение радиолокационного комплекса для вертолета оказалось делом в чем-то даже более сложным, чем работа над АФАР" - ВОТ это единственное в чем Птичкин не с3.14дел.


Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Надо модернизироваться, увеличивая мощу и оснастку.

Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Надо иметь ввиду, что массовый удар возможен крылатыми ракетами.

13.12.2014 Nikolaevich пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Я к тому и копировал эту статью, что в СМИ начинается постоянное восхваление наших боевых вертолетов, но ни слова о будущем этих вертолетов.
Я понимаю так, что если КБ «Камов» под руководством выдающегося конструктора С.В,Михеева создало лучший вертолет мира, то у него уже должно лежать предложение от М.О. для работы по следующему проекту боевого вертолета, ибо вертолет стареет, а время идет! Но КБ «Камов» правительство Д.Медведева фактически уничтожило (исполнитель Д.Мантуров) и вертолетостроением сегодня командует связка А.Самусенко – Д.Мантуров.
Судя по Ми-28 можно предположить, что от них выйдет очередной пиар и не более!
В связи с агрессивной политикой США в наш адрес Правительству следует немедленно восстановить КБ «Камов» на те же самые деньги, на которые и было Мантуровым УНИЧТОЖЕНО! И не только восстановить, но и достаточно его финансировать как для проекта боевого вертолета, так и для Ка-92 и Ка-102. С.В.Михеев не позволяет разворовывать деньги и если ему не будут мешать чиновники из Кремля, то нет сомненья, что все программы будут достойно выполнены.
Как мы помним по этой ветки для доводки Ми-28 были выделены 150млн., а для доводки Ка-52 -всего 8млн.руб. На выходе получили из МВЗ сырье с названьем Ми-28Н, а камовцы выпустили выдающийся боевой вертолет «Аллигатор»!

Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Ваши бы слова - да богу в ущи...

13.12.2014 Nikolaevich пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Уважаемый Сергей Витальевич! Я не экспорт, я-вертолетчик. Военное училище я закончил на самолете МиГ-15, но судьба распорядилась так, что стал пилотом вертолета. Когда мне командир предлагал переучиться на вертолет – я отказывался. Тогда он мне пообещал сгноить меня во вторых пилотах Ан-2, а такое будущее меня никак не устраивало, вот так из меня и сделали вертолетчика. Оказалось, что вертолет – это МОЁ!
Налет около 9000часов и без летных происшествий. Тогда в авиации обслуживание было на высочайшем уровне и за 9000часов – ни одного отказа!
Я это к тому, что переживаю в первую очередь за своих летчиков, которые и без «агрессии США успели повоевать на неуклюжих «Крокодилах» и в Афганистане, и Чечне, и Африке. М.Л.Миль их делал для равнины, а воевать им все время приходится в горах. Был бы живой Михаил Леонтьевич - и Ми-24 был бы «уклюжим», но УВЫ!
Что касается не бояться Америки – не бояться её можно уверенно тогда, когда наша боевая техника будет – ЛУЧШЕ, или на равной западной! Как мы помним генерал Павлов своим подчиненным говаривал примерно тоже самое - не поддаваться провокациям!?
В результате в день нападения его офицеры были в отпусках и выходные, а техника стояла на земле без топлива и боеприпасов. Таким образом современные боевые самолеты, танки и артиллерия, которых в его ЗВО находилось в достаточном количестве, были уничтожены немцами на земле бомбардировочной авиацией. Он тоже не боялся ЗАПАДА, но по этой по его причине фашисткая армия дошла до самой Москвы, уничтожая на пути все живое и неживое!
С учетом прошлого надо, чтобы сегодня бешеные деньги не прожигались коррупцией, но шли по назначению!!!
Поэтому я призываю не бояться Запада, но не прожигать деньги, а строить на них современную технику!

13.12.2014 Nikolaevich пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Уважаемый Сергей Витальевич, решил и я объяснить Вам свое видение решения такой проблемы с научной точки зрения: ПРОТИВ ЛОМА -НЕТ ПРИЕМА, КРОМЕ ДРУГОГО ЛОМА!!!

Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Разве в Павлове только дело? Это лишь продукт сов власти, малая его частица. Как и сегодня, тогда уповали на лидера, вождя. Но в этом есть и свои крупные минусы.
Выстроить сбалансированную систему, пока не удавалось ни кому.

13.12.2014 Nikolaevich пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

"Разве в Павлове только дело?"

Конечно нет, но как боевой генерал - он отлично понимал, что немцы не спроста аосредоточили свои войска около его границы, и летчики должны были находится на боевом дежурстве в кабинах современных истребителей, а танкисты в танках и т.п., тогда и начало войны было бы другим, не таким разрушительным, да и вообще ли в таком случае фашистам вряд ли удалось бы зайти далеко в Россию.
Но случилось то, что случилось.

Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

"...но как боевой генерал - он отлично понимал,"
Понималку у них всех отшибли. Если не нравится глагол, они устранились от ответственности...
Мой родственник был деж. по заставе на Буге... И до обеда, не было ни какого приказа. Воевали, "по необходимости".
Да и самолётики, в красный цвет, слыхал, выкрашены были. Это тоже Павлов?

13.12.2014 Nikolaevich пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

"Понималку у них всех отшибли."
Отшибли, да ен у всех:
"Никола́й Гера́симович Кузнецо́в

29 апреля 1939 34-летний Кузнецов назначен Народным комиссаром ВМФ СССР.

Накануне нападения Германии на СССР принял действенные меры по повышению боеготовности флотов, а в ночь на 22 июня отдал приказ о приведении их в полную боевую готовность, что позволило избежать потерь кораблей и морской авиации".

А генерал Павлов не увидел у себя под носом, что напротив сосредоточилась немецкая военная армада.

13.12.2014 Nikolaevich пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Отшибли, да не у всех:

Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Исключение, лишь подтверждает правило, контрастно отделяет.

22.12.2014 Nikolaevich пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

ВОЕННЫЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ

«Черная акула»: вертолет, опередивший время.

#Авиация@warsonline_military_observer

Начало 80-х годов ХХ века ознаменовало собой настоящий прорыв в области вертолётостроения. И в Европе и в США начали появляться вертолеты, которые, по заверениям создателей, были способны кардинально изменить характер современного боя. Весь прогрессивный авиационный мир с нетерпением выжидал, чем же ответят русские, не привыкшие иметь технику хуже, чем у своего потенциального противника. О наших разработках на Западе было известно немного. Кое-какие фотографии без должного качества, кое-какие сведения от служб разведки, но четкой информации, а уж тем более, технических подробностей никто на Западе не получал. Разные источники трактовали информацию о создании нового, и на тот момент еще сверхсекретного вертолёта, абсолютно по-разному.

Концепция

Вертолет с самого начала задумывался советскими инженерами как ответ американскому AH-64 Apache. Новая боевая машина разрабатывалась в абсолютном духе ОКБ «Камов»: двухвинтовая соосная схема без рулевого винта. Ниша для использования нового вертолета была определена очень быстро: непосредственная поддержка наземных войск, подобно уже заслужившему уважение Ми-24. Работы по проектированию были завершены в декабре 1972 года, но первый полет, в силу определенных причин, испытаний и проверок, состоялся лишь 10 лет спустя, 27 июня 1982 года. Вертолет получил первоначальное «рабочее» название В-80Ш1 (Вертолет 80-х годов, штурмовой) и был представлен как всепогодная машина для выполнения сложных и сверхсложных боевых задач на предельно малой высоте. По своей компоновке новый «боец», позже получивший обозначение КА-50, существенно отличался от ранее сконструированных машин ОКБ «Камов». КА-50 получил «самолётный» фюзеляж и хвостовое оперение, убирающиеся шасси и большее, относительно других вертолётов, крыло. Отличительной чертой вертолета стало использование в нем экипажа из одного летчика. Это решение потребовало от конструкторов применения большого числа вычислительных комплексов, которые облегчали пилоту задачу по пилотированию и применению вооружения.

Силовая установка для Ка-50 также была проработана с особой тщательностью. Пара газотурбинных гигантов ТВ3-117ВМА была установлена по бокам верхней части фюзеляжа. Могучие двигатели снабдили экранно-выхлопными устройствами для снижения инфракрасной заметности в бою. Дополнительно к двигателям была установлена специальная пылезащита, которая снижала износ лопаток компрессора. В остальном двигатели имели те же технические режимы, что и у большинства остальных вертолётов.

Зубы, когти и западное любопытство

Применять вооружение и одновременно выполнять энергичные маневры Ка-50 позволял уникальный прицельно-пилотажный комплекс. Бортовая ЭВМ в автоматическом режиме принимала целеуказания от любого другого вертолета, самолёта ДРЛО и любого другого наземного комплекса и выводила информацию о цели на специальный индикатор тактической обстановки, а также дублировала информацию на индикатор лобового стекла. Наличие такой информации существенно облегчало летчику выбор вооружения и процесс применения вооружения. В дополнение к системам индикации в Ка-50 использовалась нашлемная система целеуказания «Обзор-800», особенность которой заключалась в том, что летчик, используя нашлемный прицел, через преобразующее устройство сразу передавал сигнал к атаке на приемники ракет, располагавшихся на подвесках. Поворачивая голову в одну или другую сторону, летчик тем самым ориентировал головки самонаведения ракет в нужную сторону. Применение этой системы позволило добиться уникального показателя - захват цели производился спустя полторы секунду после наведения на нее прицела. За управление всеми системами отвечали не один, не два, а четыре цифровых вычислительных компьютера: первый управлял навигацией, второй - обнаружением целей и применением вооружения, третий непрерывно проводил тестирование всех систем и узлов, а четвертый был резервным.

Встроенное и подвесное вооружение Ка-50 было выполнено также на высоте. Ка-50 имеет в своем распоряжении автоматическую 30-мм пушку 2А42, с темпом стрельбы до 500 выстрелов в минуту. Эту же пушку устанавливали на бронированные машины пехоты БМП-2. Относительно других авиационных пушек 2А42 имеет гораздо большую массу и обладает в три раза меньшей скорострельностью, но ее абсолютным преимуществом по сей день остается возможность поражать легкобронированные цели на дистанции до 3000 метров. Пушка 2А42, применяемая в Ка-50, до сих пор имеет почти втрое большую подвижность, чем подвижная пушка M-230 в вертолете Apache. Питание фугасными и осколочными боеприпасами пушка получает из двух патронных ящиков, общий боезапас которых составляет 460 патронов, с возможностью стрельбы очередями по 10 или 20 выстрелов. Принимая решение об использовании пушечного вооружения, специалисты КБ «Камов» сделали выбор в пользу 2А42 конструкции Грязева не случайно. Решение заменить обычную ГШ-301 было продиктовано намерением повысить надежность стрельбы в условиях большого уровня пыли и плохого охлаждения на низких скоростях и малых высотах.

Подвесное вооружение вертолета размещается на четырех пилонах, которые с помощью специальных гидроприводов могут отклоняться вперед и назад на угол до 10 градусов. На эти пилоны устанавливается до 12 ракет противотанкового комплекса «Вихрь» тульского КБ приборостроения под руководством Аркадия Шипунова. Лазерная система наведения с максимальной дальностью пуска до 10 километров способна эффективно разбираться с любой подвижной и неподвижной бронированной целью. Кроме противотанковых ракет, под крыло Ка-50 может быть подвешен практически любой авиационный боеприпас, масса которого не превышает 500 кг. «Вихрь» способен поражать танки противника практически со сто процентной вероятностью, даже если они оснащены системами активной защиты и динамической брони.

Живучесть машины обеспечивает высокий уровень бронирования. Впервые в металле удалось воплотить уникальные идеи по пассивной защите вертолета. Саму идею бронирования «камовцы» позаимствовали у самолета-штурмовка Су-25, кабина и фюзеляж которого выдерживали до двух десятков попаданий из орудий самых разных калибров. Система защиты вертолета полностью не рассекречена до сих пор, но доподлинно известно, что комплекс защиты включает в себя оборудование по обнаружению лазерного и радиолокационного облучения, автомат по выброске дипольных отражателей и ложных тепловых целей (ЛТЦ). Помимо этих средств защиты, вертолет может оборудоваться подвесным контейнером с системой радиоэлектронного подавления, способной исключить возможность пуска по нему ракеты из переносного зенитного комплекса, включая современные «Стингеры». В случае, если вертолет все-таки будет поражен огнем противника, в двигателях и кабине установлены автономные системы пожаротушения. Еще одной интересной новинкой в плане размещения оборудования стало катапультное кресло с вытягивающей ракетной системой. Система К-37-800 производства НПП «Звезда» при получении команды на катапультирование производила отстрел лопастей несущих винтов, а также отстрел верхней части фонаря кабины. Через сотые доли секунды после отстрела лопастей реактивная система с помощью специальных двигателей вытягивала пилота вместе с креслом за специально спроектированный фал. После выключения двигателей реактивной системы привязные ремни автоматически перерезались и спинка кресла «отделялась» от пилота, освобождая и вытягивая купол парашюта. Система спасения обеспечивала выживание экипажа на скоростях от 0 до 400км/ч и высотах до 4000 метров.

Стоит упомянуть также и о том, какое внимание уделялось новой боевой машине со стороны западных спецслужб. Вспоминает генеральный конструктор ОКБ «Камов» Сергей Михеев:

«Чтобы ввести в заблуждение сотрудников иностранных спецслужб, работникам ОКБ «Камов» пришлось идти на множество хитростей. Так, например, чтобы внешний облик новой боевой машины не стал достоянием общественности, инженеры «Камова» имитировали на корпусе вертолета двойную кабину, сколотив специальную надстройку - лишний двигатель придумали, чтобы еще больше ввести в замешательство иностранцев. Даже пушку размещали с разных сторон. Эдакая игра в «кошки-мышки» была. В целом, работа по сохранению секретности, конечно, велась уникальная. Вплоть до 1992 года, пока не было принято решение показать КА-50 на выставке, никто не получил и сотой части информации по этому вертолету».

Боевое применение

Одним из самых важных итогов боевого применения в конце 2000 года было подтверждение правильности решения в применении прицельных, пилотажных и навигационных комплексов.

Боевая ударная группа (БУГ) из двух вертолетов Ка-50 и двух корабельных КА-29, переделанных в целеуказатели, успешно решала задачи по поддержке наземных соединений и не получала существенных повреждений. Отдельной строкой в докладе о боевом применении шел пункт об успешной и быстрой адаптации летчиков к управлению одноместной машиной. Вычислительный компьютер брал всю тяжелую работу на себя, освобождая тем самым летчика от лишних действий. Следует так же отметить и надежность техники - простоев, связанных с отказами систем или узлов не было. Также в ходе применения техники проявился и еще один существенный плюс новой машины. Так его запомнил полковник Александр Рудых, пилотировавший один из вертолетов Ка-50:

«Работали обычно в паре. Ведущий отстрелялся и стал набирать высоту, а я начал работать неуправляемыми ракетами. Ракеты легли очень ровно, попали в склад с боеприпасами. Склад рванул так, что, наверное, горы сдвинулись. Первой мыслью было -ну все, сейчас и меня зацепит, и Серегу (пилот ведущей машины). Смотрю - значит, впереди - взрыв стеной, с боков - отвесные горы. Что делать - я ручку на себя и начал набирать высоту. Оглядываюсь, а ведущего нет. Я его по рации запрашиваю, а он оказывается уже ушел из-под огня. Потом когда уже разбирали задание, я его спросил – «Какая у тебя была вертикальная скорость то?». Точно не считали, но получилось что-то около 35 метров в секунду. То есть получается, что он за эти 30 с небольшим секунд больше тысячи метров набрал».

Для сравнения, скорость набора высоты у вертолёта AH-64 Apache - всего 8 метров в секунду. Случись американцу оказаться в такой же ситуации, из-под огня он точно не вышел бы. При последующих докладах в КБ, летчики рапортовали о том, что благодаря новой прицельной системе - промахов по целям не было в 99% случаев.
Доцент кафедры Казанского научно-исследовательского технического университета - КАИ и эксперт в области авионики Илья Матвеев в интервью телеканалу «Звезда» поделился любопытным мнением относительно перспектив Ка-50. Эксперт отметил, что модернизационный потенциал проекта Ка-50 себя до сих пор не исчерпал.
«Там, безусловно, еще есть куда работать. Например, над применением новых материалов, новых систем управления и наведения. Также достаточно можно сделать, поработав над управляемым вооружением, а на него, я знаю, сейчас и делают основной упор».
Эксперт отметил, что все лучшее было взято от «Черной акулы» для других проектов, в том числе и для Ка-52. Особое место в проекте Ка-50 эксперт уделяет именно системам авионики.
«Авионика действительно хороша. Несмотря на то, что применяли новые наработки в Ка-50 практически с нуля, они получились как минимум не хуже, чем у зарубежных вертолетов, а в области управления вооружением - даже намного превзошли их», - отмечает эксперт.

Взгляд на перспективы

Создав Ка-50, конструкторы заложили в него огромные возможности. Несмотря на то, что выпущено было всего 15 таких машин в разных модификациях, на смену Ка-50 пришел более совершенный Ка-52 - двухместный вертолет, построенный по все той же схеме с двумя несущими винтами, но имеющий в своем распоряжении уже двух членов экипажа, один из которых выполняет пилотирование машины, а другой занимается применением вооружения и наблюдением за обстановкой на поле боя.

Новый вертолет сохранил и приумножил всю номенклатуру вооружения своего предшественника, получил оптические локационные системы, тепловизоры и модернизированное встроенное и подвесное вооружение. Министерство обороны России подписало с холдингом «Вертолеты России» контракт на поставку 140 вертолетов Ка-52 до 2020 года, однако, в самом оборонном ведомстве говорят, что количество машин в дальнейшем будет увеличено, а это означает, что дело «Черной Акулы» живо и служит Отечеству верой и правдой.

Автор: Дмитрий Юров http://vk.com/warsonline_military_observer

Ответить в тему:



Авиапорт.Конференции

Агентство «АвиаПорт» является разработчиком программного обеспечения, позволяющего зарегистрированным пользователям сайта общаться друг с другом. Все сообщения отражают собственное мнение их авторов, и агентство не несет ответственность за достоверность и законность информации, публикуемой пользователями на страницах раздела.