Титаны уходят...
Тема: Титаны уходят...
13 марта 2015 года на 85-м году жизни скончался Марат Николаевич Тищенко - ученик и продолжатель дела Михаила Леонтьевича Миля, выдающийся ученый-аэродинамик, генеральный конструктор Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля, возглавлявший предприятие на протяжении двух десятков лет - с 1970 по 1991 годы.
Марат Николаевич Тищенко родился 18 февраля 1931 года в Харькове, в 1956 году с отличием окончил Московский авиационный институт по специальности <вертолетостроение>. В студенческие годы Марат Тищенко серьезно увлекался авиамоделизмом: в 1954 году его модель вертолета установила рекорд продолжительности полета, впервые официально подтвержденный Международной авиационной федерацией (FAI).
Поступив в опытно-конструкторское бюро Михаила Миля, в бригаду аэродинамики, Марат Тищенко вскоре зарекомендовал себя как перспективный специалист и трудолюбивый ученый. Он разработал метод расчета аэродинамических характеристик несущего винта, который обеспечивал высокую точность определения летных данных вертолетов. В 1961 году Марат Тищенко руководил бригадой аэродинамики в отделе аэродинамики и устойчивости.
Михаил Миль возлагал большие надежды на своего талантливого ученика и через два года доверил ему бригаду перспективного проектирования, определявшую основные направления творческой деятельности ОКБ. Вскоре бригада была преобразована в отдел общих видов и перспективного проектирования. Марат Тищенко принял непосредственное участие в проектировании вертолетов Ми-2, Ми-6, Ми-8 и В-12. В 1968 году после защиты диссертации Марат Тищенко стал заместителем главного конструктора, и Михаил Миль доверил ему руководство программой строительства и летных испытаний воздушного гиганта - вертолета В-12.
Таким образом, когда после смерти Михаила Миля Марат Тищенко должен был возглавить Московский вертолетный завод, он уже имел большой авторитет как ученый, конструктор и организатор. Однако в Министерстве авиационной промышленности отношение к его кандидатуре было неоднозначным - 39-летнего руководителя считали слишком молодым. Кто-то по-прежнему не причислял вертолеты к <настоящей> авиации. Поэтому должность генерального конструктора он не получил - его назначили главным конструктором (подобно руководителям ОКБ вспомогательных отраслей авиационной промышленности). Пониженный статус нового руководителя Московского вертолетного завода не только уязвлял честь предприятия, но и значительно снижал его возможности при участии в новых программах и получении ассигнований: <забуксовал> ряд программ, ухудшилось финансирование. Но, несмотря на все трудности, сотрудники конструкторского бюро сплотились вокруг молодого руководителя и в 1970-е годы успешно завершили испытания и доводку самого мощного в мире боевого вертолета Ми-24 и противолодочной амфибии - Ми-14, реализовали программу глубокой модернизации <вертолета века> Ми-8, создали ряд их модификаций и приступили к разработке нового семейства вертолетов.
Новый руководитель Московского вертолетного завода им М.Л. Миля бережно сохранял традиции основателя фирмы. Совершенствовались теория и практика проектирования винтокрылых машин, осваивались новые технологии, расширялся спектр вариантов оснащения боевых модификаций. Проектирование новых образцов вертолетов велось параллельно с работами по переоборудованию серийных вертолетов для новых сфер применения, усовершенствованию систем и агрегатов с целью повышения надежности и ресурса вертолетов, находящихся в эксплуатации. Не прекращались научно-исследовательские и экспериментальные работы, направленные на решение проблем, возникающих при испытаниях и эксплуатации машин в воинских частях ВВС и подразделениях гражданской авиации. За свой труд по обеспечению обороноспособности страны Марат Тищенко получил Ленинскую премию в 1976 году, а позднее звание Героя Социалистического Труда. За вклад в развитие отечественного вертолетостроения в 1977 году Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1977 году в воздух поднялся новый винтокрылый гигант - Ми-26, по летно-техническим характеристикам превосходящий лучшие иностранные вертолеты. Успешно завершившиеся испытания серийного Ми-26 подтвердили способность ОКБ создавать совершенные вертолеты любого класса. Созданию Ми-26 предшествовали серьезная научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа, организация не имеющего аналогов в мире экспериментально-научного комплекса. На основе разработанных в ОКБ оригинальных методик в 1976 году Марат Тищенко, Андрей Некрасов и Алексей Радин подготовили к печати фундаментальный научный труд <Вертолеты. Выбор параметров при проектировании>. Книга получила высокую оценку как у нас в стране, так и за рубежом (была переведена на английский язык).
В 1981 году Марат Тищенко получил должность генерального конструктора. В том же году он защитил докторскую диссертацию и получил звание профессора, а затем был избран членом-корреспондентом и действительным членом Академии наук СССР, что было высокой честью для завода и первым прецедентом такого рода в истории отечественного вертолетостроения.
Восьмидесятые годы в истории Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля ознаменовались созданием новых вертолетов: мощного боевого Ми-28 и легкого спортивного Ми-34. На базе Ми-8, Ми-14, Ми-24 и Ми-26 разработаны многочисленные модификации, которые нашли применение в вооруженных силах и гражданской авиации. <Милевские> машины по-прежнему составляли основу отечественного вертолетного парка. С их помощью осваивались богатства Сибири, Севера и Дальнего Востока. Они защищали национальные интересы страны. С каждым годом расширялся экспорт вертолетов марки <Ми>. Их начали поставлять в новые регионы, такие как Южная Америка.
Проверкой надежности и эффективности вертолетов <Ми> в 1980-е годы стала война в Афганистане. Они вынесли основную тяжесть боевых действий в этой высокогорной стране с суровым климатом. В 1986 году <милевские> машины принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Они использовались для оценки радиационной обстановки, локализации радиоактивных продуктов выброса, целевого сброса изолирующих компонентов при блокировании реактора и доставки срочных грузов на территорию станции.
1970-е и 1980-е годы в истории Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля по праву называются <эпохой Тищенко>. Его огромный вклад в развитие отечественного и мирового вертолетостроения неоспорим. Марат Тищенко ушел на заслуженный отдых в 1991 году. Начало его деятельности на посту руководителя Московского вертолетного завода и вся дальнейшая работа пришлись на очень непростой период.
В 1970-х годах завершился этап <непаханого поля> в развитии вертолетостроения, технический облик современного вертолета к тому времени в основном сложился. Разработчики создали многочисленные модификации серийно выпускаемой техники. Эта работа осложнялась тем, что к этому времени заказчики вертолетной техники уже приобрели богатый опыт эксплуатации и их требования к разработчикам стали более жесткими. Дальнейшее повышение летно-технических, эксплуатационных и экономических характеристик вертолетов требовало огромной концентрации научного и производственного потенциала. Возникающие задачи в ряде случаев были сложны даже для Московского вертолетного завода с его мощной научной школой. Те же процессы проходили во всем мировом вертолетостроении. Несмотря на это за два десятилетия <эпохи Тищенко> были созданы Ми-26 и Ми-28 - винтокрылые шедевры, до сих пор не имеющие равных в мире.
Родина высоко оценила заслуги Марата Николаевича Тищенко. Помимо званий Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, профессора, члена-корреспондента и действительного члена Академии наук СССР Марат Тищенко награжден двумя орденами Ленина, медалями, а также наградами других государств. Но главная награда - это память людей, наша благодарность талантливому руководителю, выдающемуся ученому и конструктору, неравнодушному и мудрому человеку. Вертолеты, созданные при участии и под руководством Марата Николаевича, еще долго будут летать и восхищать людей своим совершенством. Имя Марата Николаевича Тищенко навсегда вписано в историю отечественного и мирового вертолетостроения.
Холдинг <Вертолеты России> выражает искренние соболезнования родным, близким, друзьям и коллегам Марата Николаевича Тищенко.
АО <Вертолеты России> (входит в Госкорпорацию Ростех) - один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолетов в России. Холдинг образован в 2007 году. Головной офис расположен в Москве. В состав холдинга входят пять вертолетных заводов, два конструкторских бюро, а также предприятия по производству и обслуживанию комплектующих изделий, авиаремонтные заводы и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за ее пределами. Покупатели продукции холдинга - Министерство обороны России, МВД России, МЧС России, авиакомпании <Газпром авиа> и UTair, крупные российские и иностранные компании. В 2013 году выручка <Вертолетов России> по МСФО выросла на 10% и составила 138,3 млрд рублей, объем поставок составил 275 вертолетов.
Пресс-служба холдинга
<Вертолеты России>
T: +7 495 627 5545, доб. 7240
F: +7 495 627 5424
pressrus-helicopters.com
http://www.russianhelicopters.aero
twitter.com/RusHeliCo
facebook.com/RussianHelicopters
youtube.com/user/RussianHelicopters
vk.com/russianhelicopters
Хотя бы в некрологе Вертолеты России признали вклад и значение Марата Николаевича! А то на МАКС и ХелиРашу он ездил своим ходом и покупал билетики. Горжусь, что знаком с ним лично. Был. Мне кажется, что наше вертолетостроение много потеряло когда его "ушли" в 1991 году. И с тех пор на "заслуженном отдыхе" он продолжал работать, но уже не мог строить вертолеты. Достойных приемников не нашлось. Грустно.
Да эти "вертолёты России" по отношению к Тищенко покрыли себя позором бесконечным.
Когда в Панках открывали памятник созданному под руководством Марата Николаевича вертолёту Ми-8, к 50-летию начала эксплуатации (которой пока и конца не просматривается, одни модификации), собралась масса народу. И производственники и испытатели и проектанты, и руководители разных лет. Был митинг, "памятник самому себе" открыли - Ми-8 крашенный под золото на постаменте - хорошо просматривается из окна электрички Казанской дороги на Отдых и далее.Слова говорили правильные. Поздравляли всех причастных, по фирме водили - всё показывали. Конференция была небольшая.
Не было только одного человека: Марата Николаевича Тищенко. И никто из организаторов о нём и не вспоминал. И каким-то образом его ухитрились не вспомнить и в музейной экспозиции. Ну ладно - не пригласили (хотя и непонятно). Приглашённые, которые много с ним работали, те - вспомнили. А организаторы - как и не было у вертолёта "отца"...
Я понимаю: характер у Марата Николаевича никогда сахарным не был. Со многими на фирме у него были весьма напряжённые отношения. Но совесть и порядочность должна же быть!
C М.Н.Тищенко лично по работе не пересекался, но хорошо запомнил начальника его перспективнрго отдела (? не ручаюсь за название за давностью лет), поскольку был весьма и весьма впечатлён.
Но речь на об этом.
Году в 2010, кажется, околачивался я как-то в группе, ожидающих дальнейшего развития одного мероприятия...
Практически все незнакомые, из разных фирм из разных краев глобуса.
Как обычно в таких случаях, разговоры возникают короткие и поверхностные: "Привет!" - "Привет!" - имена на нагрудничке - "Как дела, Вы откуда?"
По виду товарищ из индопакистанского региона, инженер-конструктор в канадской компении, учился в американском университете (вот, теперь жалею, что не успел спросить в каком), уже с определённым опытом.
Ну а я из бывшего Советского Союза, учился и работал и там-то, и там-то, и там-то...
"И в России? А такого ... знаете?" и пытается произнести фамилию - не получается, товарищ очень смущается и говорит Марата... Я пока не включаюсь — ну, мол, а чем Марат известен?
Да, говорит, "моим самым ярким впечатлением за несколько лет учебы в американском университете были лекции Марата по общеавиационным, аэродинамическим и вертолетным направлениям развития современной авиации!"
Услыхав "вертолёт" у меня однозначно кликнуло, то, что ранее не... поскольку по роду текущей работы джентельмен был от вертолётов весьма и весьма далёк!
Но тут нас всех пригласили к продолжению "банкета" и больше я с тем джентедьменом не пересекался :-(
Так что вопросы: что за университет, было ли это частью "официального" курса или просто серия "ознакомительных" лекций, через переводчика или как? — остались неспрошенными :-(
Но "самое яркое впечатление за годы..." и на годы :-) запомнилось!!
Марат Николаевич читал лекции в США и сотрудничал с фирмой Боинг по перспективному авиационному транспорту под концепцию "быстрого реагирования". Эти работы привели американцев к сложной ситуации 23 тонный контейнер нужно быстро доставить на театр боевых действий. С морским, авиационным, автотранспортом проблем не возникло. А вот на завершающем 500 км. этапе по бездорожью нужен был спецтранспорт вертикального взлета/посадки. Они даже не называли это вертолетом! Так вот анализ показал, что единственным таким средством может стать наш Ми-26 с небольшоим увеличением грузоподъемности. Американцы были в шоке - получалось, что для этой системы надо закупать наши вертолеты, ибо сами даже не планируют такие строить. Говорят, что Марат Николаевич послал американцев за разрешением к руководству России. На этом сотрудничество закончилось. Представители Боинга очень ценили и гордились тем, что с ними сотрудничал сам Тищенко!
Когда я водл своих чешских партнеров в МАИ, в музее висят портреты классиков вертолетостроения Миль, Камов, Юрьев, Тищенко. Они спрашивают: А какая судьба у господина Тищенко? - Да ВАс он только что сюда и привел! Немая сцена была натуральная!
Я у его вертолётчиков читал вводную лекцию по современному состоянию двигателестроения: одну на группу в год, а групп было что-то с полдюжины (После С.М. Кувшинов притащил меня такую же читать и у маёвских самолётчиков в Ангаре, которым командовал тогда Главком Савицкий). Так что мы были несколько знакомы. Так когда я, с подачи Вадима Михеева, в Политехническом вёл юбилейные Чтения памяти Сикорского, пришёл к Тищенко с приглашением на эти чтения, он расстроился и очень обиделся: "Вот если бы у вас там чтения были имени Миля или Юрьева - я бы первый вписался. У нас Сикорский строил самолёты. Вертолётостроитель он был американский". В этом он был не совсем прав - но, что ж делать...
Потом - помирились и он всё-таки был у нас в Политехническом. Но - в следующем году.