Семейство СМ-100 и реинкарнация НК-93.
Тема: Семейство СМ-100 и реинкарнация НК-93.
Проекты авиационных двигателей для малой и региональной авиации
АО «НПЦ газотурбостроения «Салют»
Анализ программ ТРДД в классе тяг от 2,5 до 5 тс
Потребность отечественного рынка двигателей с тягой от 2.5 до 5 тс для
самолета Як-130 составит 50-60 двигателей в год до 2025 г., для
разрабатываемых перспективных БЛА ~650 двигателей до 2030 г.
Прогноз потребности до 2030 г. показал, что поставки составят: двигателей с тягой от 2,8 до 3,5 тс ~9235 шт.; двигателей с тягой от 3,5 до 4,5 тс ~1602 шт. двигателей с тягой от 4,5 до 5 тс ~660 шт.
Анализ применяемости на ЛА показывает, что двигатели с тягой от 2.5 до
3.5 т применяются в основном на легких боевых самолетах, самолетах бизнес авиации размерности Super Midsize, двигатели с тягой от 3.5 до 5 т на региональных самолетах и специальных высотных БЛА.
Разработка ТРДД СМ-100 для Як-130
Разработка проводится на основании:
- обращения Генерального директора - генерального конструктора ОАО «ОКБ им.
А.С.Яковлева» № 01-1832/2983 от 02.09.11 г.;
- решений протокола совместного совещания Министерства промышленности и
торговли РФ, АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», ОАО «ОКБ им.
А.С.Яковлева», ФГУП «ЦИАМ им. П.И.Баранова», ОАО «РСК «МиГ», 929 ГЛИЦ им.
В.П.Чкалова МО РФ, НИЦ АТ и В 4 ЦНИИ МО РФ от 30.01.12г.;
- приказа заместителя генерального директора-управляющего директора № 344 от
24.12.2015 г. «О продолжении ОКР по изделию 67»;
- ТЗ № 18923 на ОКР «Разработка изделия 67 для УБС Як-130».
В период с 19.03.2014 г. по 24.12.2015 г. разработан и принят комиссией
Минобороны России эскизный проект.
Разработан технический проект, направлен на рассмотрение в НИИ МО РФ и промышленности. Разработан макет. Совместно с ОКБ им. А.С. Яковлева
проведена примерка в мотоотсек самолета Як-130.
Разработана РКД, согласованы с поставщиками и закуплены 2 к-та заготовок, изготавливаются опытные узлы КНД и КС, организована подготовка производства остальных узлов и систем, выданы ТЗ на разработку цифрового блока и ГМЧ агрегатов САУ, системы зажигания, датчиков давления.
Разработка ТРДД СМ-100 для Як-130
Основные особенности: 3 ст. КНД (рабочие колеса «блиск»), 6 ст. КВД (сварной барабанно-дисковый ротор, съемные РЛ, разъемный корпус, регулируемный ВНА и НА 1-й и 2-й ст., щеточное уплотнение), КС (двухкаскадный коллектор, «туннельная» ЖТ, свечи зажигания), турбина (диски с цапфами без отверстий в полотнах, опорный и межроторный подшипники в одной плоскости, щеточные уплотнения), выходное устройство (смеситель в опоре турбины, суфлирование - ПМП через кок-стекатель, МП через эжектор на корпусе сопла).
ТРДД для БЛА
Оценка возможности создания ТРДД для применения в составе
высотного беспилотного ЛА проводилась в соответствии с обращением
ФГБУ НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского».
Проведенные расчеты показали, что разработка двигателя этого
класса возможна на базе газогенератора ТРДД СМ-100. При этом
необходимо отметить - по диаметрам, осевым размерам и весу КВД СМ-
100 меньше КВД ТРДД АИ-222-25 и АИ-22 (которые планировалось
использовать для создания ТРДД регионального самолета и высотного
БЛА), что позволит разработать двигатель с меньшей сухой массой.
ТРДД для легкого транспортного самолета
По результатам расчетной оценки на основе газогенератора СМ-100
может быть разработан ТРДД для легкого транспортного самолета типа
модификации Ил-112В с ТРДД.
ТРДД для БМС, БЛА и ЛТС
Схемная компоновка на основе газогенератора СМ-100
Авиационный турбовинтовой двигательТВ-500С мощностью 630 л.с. разрабатывается для самолета СМ-92Т и может применяться на легких одномоторных и двухмоторных самолетах различного назначения, включая многоцелевые, транспортные, патрульные, пассажирские, административные, учебно-тренировочные, боевые, спортивные.
Может быть адаптирован для установки на вертолет.
Двигатель может использоваться с трехлопастными и пятилопастными воздушными винтами типа AV-725 и AV-80, производства Чехии или отечественными аналогами.
Серийный выпуск и широкое внедрение в эксплуатацию двигателей ТВ-500С (самолетный) и ТВ-500В (вертолетный) позволит успешно решить проблемы развития малой авиации общего назначения в России.
Понятно что все эти двигатели на основаны на газогенераторе СМ-100, однако не представляют из себя ничего нового, просто добротный реальный проект.
Однако это шанс применить наработки по НК-93. Редуктор и вентилятор НК-93 можно уменьшить в несколько раз и получить двигатель сверхвысокой двухконтурности
Закапотированный биротативный винтовентилятор такого размера и мощности реальнее некуда, подобные редукторы широко используются.
Единственн нужно обеспечить большой ресурс редуктора, но при таких мощностях это не проблемно, вес редуктора можно безболезненно наращивать.
В итоге, может получится двигатель экономичнее ПД-14!
Естественно за счёт и меньшей крейсерской скорости и относительно большого диаметра двигателя.
https://www.aviaport.ru/conferences/45455/
Сообщение было удалено модератором