Угнавшие "Шторх": первому побегу из немецкого плена на самолете 77 лет

Тема: Угнавшие "Шторх": первому побегу из немецкого плена на самолете 77 лет

Обсуждаем: Угнавшие "Шторх": первому побегу из немецкого плена на самолете 77 лет, Российская газета, 11.08.2020

Ровно 77 лет назад - 11 августа 1943 года - состоялся первый в истории Великой Отечественной войны побег советских солдат из немецкого плена на самолете

13.08.2020 Юрий Дунаев пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Утверждение о том, что «Ровно 77 лет назад - 11 августа 1943 года - состоялся первый в истории Великой Отечественной войны побег советских солдат из немецкого плена на самолете. Сделать это удалось летчику-истребителю Николаю Лошакову и его напарнику Ивану Денисюку», не соответствует действительности, отражённой в сообщениях о более ранних случаях подобных возвращений из-за линии фронта на угнанных самолётах.

13.08.2020 Юрий Дунаев пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

НИКТО НЕ ЗАБЫТ?..
и
НИЧТО НЕ ЗАБЫТО?..

<1> Сентябрь 1941 года. Побег на самолете люфтваффе, осуществленный военнопленными, содержавшимися в концлагере Шталаг-364 (город Николаев, Украина).

В Книге Памяти Украины зафиксированы воспоминания фронтовика В.В. Ковалева: `От майора Устинова Михаила Александровича, уже `старого узника` лагеря, мы узнали о таком случае: где-то в начале сентября 1941 г. фашисты в лагере набрали большую команду для работы по очистке аэродрома. В эту команду попали несколько человек офицеров-летчиков. Один из них сумел попасть в кабину управления боевого фашистского самолета, взять с собой нескольких человек из узников, поднять самолет и улететь на Восток, к своим. ...`.

Книга Памяти Украины. Раздел `Военнопленные, дальнейшая судьба которых неизвестна`
memory.dag.com.ua/browse?2101

13.08.2020 Юрий Дунаев пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

<2> После 18 сентября 1941 года. Побег на самолёте советского производства с аэродрома, находившегося в окрестностях села Боровское Починковского района.

П.М. Корыткина (1916 г.р., уроженка и жительница деревни Шаталово):
‘18 сентября 1941 года ко мне в дом пришел наш летчик – пробирался пешком из Бобруйска. Смоленщина была уже оккупирована немцами. Летчик, звали его Константин Пайков, родом из Горьковской области. У него было восемь ранtний. Отец мой, он ветфельдшер, лечил его как мог. Как-то Костя приходит с молодым парнем и говорит, что это летчик. А я ему говорю: “Плохие вы летчики. Летать надо, а вы немцам прислуживаете“. А он мне в ответ: “Не ругайся. Придет время, и полетим“.
Прошло порядочно времени с той поры. Слышим – у немцев торжество. Они говорят нам: “Вот видите: ваш летчик полетит бомбить Москву. Богатый будет, построим для него дом в Германии“. А вечером того же дня услышали, что наш летчик на аэродроме Боровское – это в 5 километрах от нашего, поднялся на советском самолете, разбомбил много вражеских самолетов, а сам улетел. А летчик, как говорят, был наш, почкинковский’.

Просеков Д. Неизвестный герой // Сельская жизнь. 1991. 9 мая.

13.08.2020 Юрий Дунаев пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

<3> Октябрь 1941 года. Побег из плена на самолете-истребителе Ме-109, угнанном с Бобруйского аэродрома (Белорусская ССР). Пилотировал летчик РККА Цыганков Павел Иванович.

`... Уверенно, словно приказали eмy, направился к третьему от края самолету. Немцев не было, . и вот `мессер`, тот, третий от края, взревев мoтopaми, стал медленно выкатываться на полосу. Наконец, между колесами и взлетной полосой появился просвет. Цыганков резко набирал высоту, делая разворот. Уже на большой скорости он прошел над стоянкой, и посыпалась сверху дробь двух пулеметов... Хоть часть долга! ... В погоню за ним поднялись два `мессера`. Только вроде не догнали...`.

Левин В., Ципис Н. Кто угнал самолет? : документальная повесть // ж-л `Уральский следопыт`. 1972. № 5. www.uralstalker.su/persons_us.html
Левин В., Ципис Н. Кто угнал самолет? : документальная повесть // газ. `Красная Печора`. 1972. 22-27 июля, 1-10, 15, 19-31 августа.
Также см.:

Ципис Н. Небо Марка Галлая повести // Проза.ру : русскоязычный литературный портал.
www.proza.ru/2010/09/08/1073

13.08.2020 Юрий Дунаев пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

<4> Октябрь 1941 года. Угон немецкого самолета с Бобруйского аэродрома (Белорусская ССР). Пилотировал военнопленный летчик С.Н. Сетраков.

`...Необычным в судьбе Сетракова С.Н. было то, что, находясь в плену и работая уборщиком на Бобруйском аэродроме, он в октябре 1941 года угнал немецкий самолет и долетел до Быхова, где был сбит преследовавшими его `мессершмиттами`, и снова попал в плен`.

Об итогах областного конкурса `Тут ни прибавить, ни убавить - так это было на войне` // Могилевский облисполком. Могилев, 2012.
region.mogilev.by/ru/node/11273
Хроника ОО МОИППК `Виккру` за 2010 год // Могилевский облисполком. Могилев, 2012. http://region.mogilev.by/ru/page/khronika_oo_moippk_vikkru%C2%BB_za_2010_god

13.08.2020 Юрий Дунаев пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

<5> До 31.12.1941 г. Групповой побег на самолете неизвестного типа с перелетом линии фронта в Молдавии. Пилотировал неизвестный летчик.

Комментарии к статье М. Никишина «Девятаевцы», размещенной на сайте саранской газеты «Город С», содержали следующее сообщение от 03.05.2011 г.: ‘Лет 15 назад в селе Калиново Ичалковского района мне довелось встретиться с фронтовиком, начавшим войну в 1941 году на территории нынешней Молдавии. Как раз про сорок первый год мы с ним и разговаривали. Сидим, говорит, в окопах, а над нами совсем низко немецкий тяжелый самолет пролетает. Мы винтовки в воздух и стрелять по нему начали. Самолет за нашими окопами плюхнулся. Мы к нему, сдавайся, дескать! А из самолета несколько наших выбираются. И давай ругаться!
Их друга мы ранили. Мы, говорят, с немецкого аэродрома этот самолет угнали. Так что, не исключено, что первый такой случай сорок первым годом датируется...’.

Александр. Комментарии к статье М. Никишина «Девятаевцы». // Столица С : Республиканский общественно-политический еженедельник Мордовии. Новости Саранска и Мордовии.
http://stolica-s.su/new/node/97

13.08.2020 Юрий Дунаев пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

<6> Январь 1942 года. Побег на немецком самолете-бомбардировщике с аэродрома, находившегося в окрестностях города Сталино (ныне Донецк, Украина).

Из воспоминаний фронтовика Кайтукова Азамата Беслановича о январских событиях 1942 года: `...Ночью снег выпал до колен. Привели нас на аэродром снег расчищать. Дали лопаты из фанеры. Собираем снег в кучи. ... В обед построили нас и повели в лощину, там у них полевая кухня была. Посадили нас на снег, а сами обедают. И вдруг немецкий самолет появляется в воздухе, и немецкие зенитки стреляют по нему. А он бомбы сбросил на аэродром, где мы чистили снег, и улетел в сторону Ростова. Немцы взбесились, построили нас, пересчитали одного не хватает. Оказывается, нашего, который, видимо, летчиком был, в кучу снега зарыли, а когда нас увели, он вылез, сел в самолет и взлетел. Самолеты, на которые он бомбы скинул, сами с бомбами были...`.

Кайтуков А. Долгая дорога домой // ж-л `Дарьял`. 2003. № 1. Владикавказ.
www.darial-online.ru/2003_1/kaytuk.shtml
Карданов Т. Подвиг в плену // газ. `Пульс Осетии`. Владикавказ, 2009.
gazeta.pulsosetii.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=38&Itemid=39
http://gazeta.pulsosetii.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=270:---9--2010&catid=38:-9--2010&Itemid=39

13.08.2020 Юрий Дунаев пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

<7> 1942 год. Захват и угон немецкого самолета с аэродрома в районе города Орел за линию фронта в расположение советских войск, осуществленный штурманом самолета-бомбардировщика ДБ-3М 51-го ДБАП 52-й ДБАД Гавриилом Евдокимовичем Лосуновым и бортрадистом Александром Симоненко (либо Семиненко).

`В Орле действовали около 20 групп подпольщиков. Одной из наиболее активных была группа, которую возглавлял бывший директор орловской школы № 26, участник гражданской войны, коммунист А.Н. Комаров-Жорес. ... Патриоты установили связь с больницей, где находились раненые и больные воины Красной Армии, которых гитлеровцы объявили военнопленными. Подпольщики переправляли выздоравливавших бойцов и командиров в город и укрывали их среди населения. В числе выведенных из лазарета были штурман авиации Г.Е. Лосунов и радист самолета А. Симоненко. С помощью подпольщиков они устроились работать на аэродром. Однажды, улучив момент, захватили немецкий самолет и улетели на нем через линию фронта к своим. В августе 1942 года через своего агента гестаповцы выявили группу А.Н. Комарова-Жореса и арестовали более 20 ее участников. После жестоких пыток они были расстреляны`.

Город Орел // Портал Орловской области - День Великой Победы. Память земли Орловской. www.orel-region.ru/victory/memory/1_17.html
Книга памяти. Российская Федерация, Орловская область. Том восьмой. Город Орел. / Администрация Орловской области. - Орел : `Орелиздат`, 1998.
library.gu-unpk.ru/9_mai_2010/knigi/kniga_8.pdf

Мартынов М. М. Подпольный госпиталь : документальная повесть /М. М. Мартынов, А. М. Эвентов. - Тула : Приокское кн. изд-во, 1964.
Мартынов М. М. Это было в Орле // Герои подполья. О подпольной борьбе советских патриотов в тылу немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны / сост. В. Е. Быстров. - М., 1965.
Мартынов М. М. Это было в Орле // Герои подполья. О борьбе советских патриотов ... Вып.1. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Политиздат, 1966.
Мартынов М. М. Это было в Орле // Герои подполья. О борьбе советских патриотов ... Вып.1. 3-е изд., испр. и доп. - М. : Политиздат, 1970.
Мартынов М. М. Это было в Орле // Герои подполья. О борьбе советских патриотов в тылу немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. 4-е испр. и доп. изд. - М. : Политиздат, 1972.
Мартынов М. М. Фронт в тылу. - Тула : Приокское кн. изд-во, 1975.
Мартынов М. М. Фронт в тылу : очерки истории борьбы совет. патриот. подполья с нем.-фашист. оккупантами на Орловщине в 1941-1943 гг. - Тула : Приокское кн. изд-во, 1981.

# Мартынов в своих книгах приводил другую фамилию радиста - `...Семиненко...` (Александр), неоднократно отмечая, что его судьба `пока неизвестна`.

13.08.2020 Юрий Дунаев пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

<8> Лето 1942 года. Побег на пикирующем бомбардировщике Ю-87. Пилотировал безвестный летчик командир самолета ДБ-ЗФ 212-го отдельного дальнебомбардировочного авиаполка.

Из рассказа командира 12-го Гвардейского Гатчинского дальнебомбардировочного авиаполка Богданова Николая Григорьевича (в записи М.И. Веллера):

`Вот только один случай, который произошел с моим другом, из нашей же эскадрильи... мы еще на почтовых вместе летали.

... Его сбили в самые первые дни войны. Выбросился с парашютом и тут же был захвачен в плен... документов мы ведь с собой не брали. ...сказался бортмехаником... Попал в лагерь. Потом немцы начали из лагеря отбирать квалифицированных рабочих для разных своих нужд. И он попал на работу туда, куда только мечтать мог на аэродром. ...среди таких же пленных обслуживал Ю-87-ые. ...вынашивал идею улететь к своим... ловил обрывки разговоров, присматривался... чтоб представить себе детали управления.

И вот летом сорок второго их аэродром был под Псковом. ...как-то выдался подходящий случай. Стоял чуть в стороне от других одинокий заправленный самолет видимо, для воздушной разведки. Повели пленных на обед. А он приотстал, закопался как бы в снятом на ремонт двигателе... Те колонной отошли, он схватил коленвал на плечо и поволок к заправленному самолету на отшибе. А пулеметчики, аэродромная охрана, к летной-то службе отношения не имеют и в ней не разбираются. Чего-то пленный ремонтирует ну и ладно, значит, так надо... положил коленвал, для виду еще покопался в моторном лючке, чего-то где-то попротирал, поправил, а потом влез в кабину. Вот тут охранник с вышки ему заорал, чтоб вылезал, это запрещено. Он охраннику трясет отверткой над головой и кричит, что у него приказ работать. А сам лихорадочно по приборной доске шарит, где аккумуляторы включаются... Охранник свистит. Кто-то уже бежит по полю в его сторону. Он переключателями щелкает лихорадочно. ...

Красная кнопка запуск! Пошел пропеллер! ... с ходу выруливает на взлет... уже охрана с вышек на поражение строчит, фюзеляж дырявит. Но Ю-87... машина очень живучая: бронированная, баки экранированы, и поджечь его довольно трудно...
... взял курс на восток, и шел на высоте десяти метров,.. Потом сообразил, что на востоке его будут перехватывать,.. пошел на юг... пересек линию фронта уже за Великими Луками... нашел наш аэродром... быстро на него сел, чтоб не сбили впопыхах...`.

Веллер: `А дальше? ... А потом?`.

Богданов: `Не было дальше. Не было потом.
Арестовали, допросили в Смерше и расстреляли`.

Веллер: `За что?`.

Богданов: `Ну как это за что. Красный командир, летчик, коммунист сдался в плен. Обязан был застрелиться. Это - раз.
Работал на врагов. Да не просто работал - обслуживал их боевую технику. Это уже прямая измена, предательство. Это два.
И, вероятно, завербован немецкой разведкой... Это три. ...

Вот и вполне достаточно.

Потом уже, после смерти Сталина, после всех реабилитаций, в газетах писали о таких случаях как, значит, о примерах мужества и героизма. Ну, а о том, что этих героев расстреливали, писать, естественно, было как-то... ну, понятно`.

Веллер М. И. Баллада о бомбере (1996).
lib.ru/WELLER/bogdanow.txt_with-big-pictures.html
militera.lib.ru/prose/russian/veller1/index.html

13.08.2020 Юрий Дунаев пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

<9> Осень 1942 года. Побег из плена летчика РККА Петра Вересоцкого на немецком самолете-истребителе с Кировоградского аэродрома.

Л.В. Матвиенко - заведующая отделом библиографии и краеведения Кировоградской областной библиотеки для детей им. А.П. Гайдара, рассказывая в реферате Памятники нашего города о памятнике летчику-истребителю Петру Вересоцкому, установленному на территории аэропорта Кировограда, сообщила то, что он был сбит 8 или 9 августа 1941 года над восточной окраиной поселка Бобринец (Кировоградская область, Украинская ССР) немецкими зенитчиками. После приземления на парашюте Вересоцкий отстреливался и был ранен в ногу, а когда патроны у летчика закончились, фашисты взяли его в плен.

Вересоцкого вместе с другими тяжелораненными красноармейцами доставили в военный госпиталь № 45. 18-летняя санитарка Любовь Григорьевна Скороход, которая за ним ухаживала, запомнила его таким: `Пiлотовi на той час було рокiв 20-22. Чорнявий, худорлявий, симпатичний, середнього зросту, був дуже енергйний, жвавий, подобався дiвчатам, добре говорив украiнською мовою`. После выздоровления гитлеровцы доставили его в Кировоград, в лагерь для военнопленных, где Петр смог попасть на аэродромные работы, скрыв каким-то образом от лагерного начальства то, что он - летчик.

`И вот однажды, - пишет Матвиенко, - когда пунктуальные немцы обедали, из группы заключенных, которые проходили мимо самолета, один смельчак мгновенно подскочил к истребителю, залез в кабину и самолет помчался на взлет. По какой-то причине сходу взлететь не удалось, но Вересоцкий предпринял вторую попытку взлета, оказавшуюся удачной. Оказалось, что истребитель был с полным боекомплектом, рассказывает автор реферата, Пленный летчик знал аэродромное хозяйство. Ненависть к фашистам была такой, что он сначала атаковал бензохранилище, которое вспыхнуло, а затем нанес огневой удар по самолетам. После этого отчаянный смельчак полетел навстречу фронта в направлении Знаменки...`#.

# Вместе с тем, Анатолий Андреев приводит другую версию: `Петро Вересоцький, перебуваючи в полонi у кiровоградському концтаборi, був у групi полонених радянських асiв, яких фашисти використовували в якостi лiтаючих мiшеней пiд час тренування молодих льотчикiв `люфтваффе`. Пiд час таких тренувань Петру Вересецькому вдалося визволитись з пiд конвою , захопити нiмецький лiтак, обстрiляти бензосховище та полетiти в бiк фронту`.

Матвієнко Л. В. Пам`ятники нашого мiста : Реферат // Кiровоградська обласна бiблiотека для дтiей iм. А. П. Гайдара. Кiровоград.
librarychl.kr.ua/pro_bib/nah_vud_referat_pamat_nash_krai.php
Памятник летчику П. Вересоцкому // ПОМНИТЕ НАС ! Описание памятника : `г. Кировоград (Кiровоград), Кировоградская область, Украина. 2006-10.
pomnite-nas.ru/mshow.php?s_OID=8433
Козацька толока // Портал гражданской журналистики. Интернет-издание ХайВей. Портал громадянськоi журналiстики. Iнтернет-видання ХайВей. 2008.
h.ua/story/93647/#ixzz20Du6KIMg

Дальнейшая судьба героя до сих пор неизвестна. Остается надеяться, что его не постигла участь летчика, о котором рассказал Н.Г. Богданов.

13.08.2020 Юрий Дунаев пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

<10> Начало лета 1943 года. Побег на самолете советского производства У-2 с аэродрома, находившегося в районе деревни Боровское, в направлении Ельни.

Корабельщиков Петр Яковлевич (житель станицы Ленинградская Краснодарского края – его в апреле 1942 года в числе других инвалидов-военнопленных из Смоленска гитлеровцы направляли на поселение в деревню Демешки в Починковском районе): ‘Деревня была почти напротив летного поля аэродрома Боровское. И знаю я эту историю. Было это в начале лета 1943 года. Русский летчик, фамилия которого мне неизвестна, вошел в доверие к немцам. Ему было разрешено летать на нашем самолете У-2 в радиусе аэродрома – показывать фигуры высшего пилотажа. Немецкий офицер следил за летчиком. Видели это жители деревень Демешки, Рудни, Мачун и станции Энгельгардтовская. Длилось это неделю, а то и больше. И вот в один из дней, когда немецких самолетов в воздухе не было, он зашел на посадку со стороны деревни Понизовки, развернул самолет, снизился и пошел в сторону Ельни, которая была в 60-70 километрах, где держали оборону наши войска... После этого события участились ночные бомбежки аэродромов Боровское и Шаталово, а до этого наши летчики сбрасывали бомбы на ложные аэродромы’.

Просеков Д. Неизвестный герой // Сельская жизнь. 1991. 9 мая.

13.08.2020 Юрий Дунаев пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

Приведёнными случаями перечень сообщений о подобных побегах, совершённых в период до 11.08.1943 г., не исчерпывается... Однако и из него более, чем очевидно, что автор оной "сенсационной" статьи с этой стороной истории Великой Отечественной войны даже не пытался ознакомиться.

13.08.2020 Юрий Дунаев пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

В историю побега Лошакова и двух (а не одного) его товарищей, а также в упоминаемые детали биографии Николая Кузьмича автор должным образом тоже не вникал.

13.08.2020 Юрий Дунаев пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

1. Утверждение о том, что Лошаков совершил побег вдвоём с Денисюком, не соответствует тому, что известно из публичных выступлений Николая Кузьмича:

23.02.1972 г. С. Чайка в репортажной статье о встрече Лошакова с воркутинскими школьниками сообщил в газете «Заполярье» следующее: «…Оказавшись раненым и попав немецкий плен, он сумел… завладеть с двумя товарищами вражеским самолетом. На нем они перелетели через линию фронта и вернулись к своим»;

02.11.1977 г. Т. П. Борисевич — корреспондент комсомольской газеты Коми АССР «Молодежь Севера», рассказывая о встрече Лошакова с военнослужащими Сыктывкарского гарнизона, назвала третьего участника перелета – пленного Георгия Зотова.

13.08.2020 Юрий Дунаев пишет:
Сообщить модератору
Ссылка на это сообщение
 

2. Утверждение о том, что над линией фронта «уже встретил огонь наших зенитных орудий», противоречит публикациям, в которых со слов Лошакова подчёркивалось, что зенитный огонь вели только гитлеровцы.

Ответить в тему:



Авиапорт.Конференции

Агентство «АвиаПорт» является разработчиком программного обеспечения, позволяющего зарегистрированным пользователям сайта общаться друг с другом. Все сообщения отражают собственное мнение их авторов, и агентство не несет ответственность за достоверность и законность информации, публикуемой пользователями на страницах раздела.