Источник: газета «Ведомости»
Опубликовано: 06.04.2001, 16:32

Куда летит мировая авиация


В 2000 г. большинство авиакомпаний в мире беспомощно наблюдали за стремительным ухудшением финансовых показателей своей деятельности. Цены на топливо удвоились по сравнению с 1998 г., предложение на ключевых рынках превысило спрос, прибыли снизились. И если хотя бы один из этих процессов не будет остановлен, то дальнейшее ухудшение показателей неминуемо. Вне зависимости от того, какой будет экономическая ситуация в недалеком будущем, авиаперевозчики в ближайшие годы столкнутся с многочисленными проблемами.Вот краткий обзор ближайших перспектив. На средних и дальних маршрутах конкурентная борьба будет вестись в основном между альянсами, а не между отдельными компаниями.
На ближних маршрутах в Северной Америке и Европе так называемые дешевые авиаперевозки (мизерная цена билета при минимуме сервиса) захватят солидную долю рынка. Аналогичные авиакомпании появятся в Восточной Азии и Южной Америке, но этот сектор отличается нестабильностью, поэтому не все новички выживут. Периодическое превышение предложения над спросом приобретет масштабы эпидемии. Давление на цены билетов и прибыли компаний будет расти.
Продолжится беспорядок с альянсами. На смену традиционным соглашениям о заключении альянса придут сделки по слиянию и поглощению. Старые альянсы могут распасться, появятся новые объединенные компании. На смену эре концентрации придет эра консолидации. В настоящее время существует три основные модели деятельности авиакомпаний.
Традиционная модель, которой пользуется большинство американских перевозчиков, подразумевает, что авиакомпания сама обеспечивает себя всем необходимым. Однако в 90-е гг. появились две новые, принципиально отличные от традиционной, модели бизнеса. Одну взял на вооружение британский национальный перевозчик British Airways, другой пользуются Lufthansa, Swissair и Singapore Airlines. Руководство британской авиакомпании в середине 90-х гг. взяло на вооружение концепцию так называемой виртуальной авиакомпании. Ее суть проста: компания должна сосредоточить внимание на своей основной деятельности, а именно управлении сетью авиауслуг, и отсоединить в самостоятельные структуры как можно больше подразделений.
Согласно второй новой модели бизнес авиаперевозчиков понимается более широко и не сводится к одним полетам. Обеспечение питанием во время перелета, ремонт самолетов, наземные операции, компьютерная поддержка авиатранспорта и другие операции - все это отдельный бизнес. Многие авиакомпании слишком малы, чтобы самостоятельно заниматься всеми этими проблемами, и поэтому ищут подрядчиков, а более крупные компании могут отсоединять свои подразделения. Иными словами, существует целый спектр услуг и операций, каждая из которых может приносить прибыль.
Таким образом, после 10 лет неопределенности авиакомпании получили на выбор три модели бизнеса. Какую из них выбрать, чтобы выжить? Какая их них поможет максимизировать прибыль и пережить спад? Ответы на эти вопросы мы узнаем через пару лет.

 

Дайджест прессы за 6 апреля 2001 года | Дайджест публикаций за 6 апреля 2001 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.