Источник: газета «Коммерсантъ»
Опубликовано: 20.04.2001, 11:44

Авиастроители использовали депутатов


Вчера Госдума направила премьеру Михаилу Касьянову парламентский запрос, в котором призвала главу правительства рассмотреть вопрос о недопущении акционирования Комсомольского-на-Амуре авиапроизводственного объединения (КнААПО). Однако помешать акционированию это вряд ли сможет - вопрос уже практически решен. Зато в самом разгаре борьба за пост главы АВПК "Сухой", куда после акционирования должен быть передан госпакет акций одного из крупнейших и прибыльных оборонных предприятий страны.
Инициатором направления запроса премьеру стал депутат Вячеслав Шпорт, до избрания в Госдуму работавший техническим директором КнААПО. Руководство предприятия и всего Хабаровского края вот уже пять лет успешно противостоит всем попыткам сделать объединение дочерней структурой Авиационного военно-промышленного комплекса "Сухой" (АВПК) или акционировать его и затем пережать в холдинг пакет акций. Поэтому формально включенное в состав АВПК КнААПО, в последние годы получившее несколько крупных контрактов общей стоимостью более $ 4 млрд. на поставку Китаю истребителей Су-27 и запчастей, а также организацию в Поднебесной их лицензионного производства, до сих пор остается государственным унитарным предприятием и фактически контролируется менеджментом и обладминистрацией.
Однако в ближайшее время ситуация изменится. Вице-премьер Илья Клебанов недавно заявил, что проект президентского указа об акционировании КнААПО уже находится в администрации президента. По сведениям "Ъ", этот проект был завизирован и главой Минпромнауки Александром Дондуковым, и гендиректором Российского авиакосмического агентства Юрием Коптевым. Документ предусматривает, что 51% акций авиазавода останется в федеральной собственности, 49% - в собственности Хабаровского края. Помешать этому региональные власти, судя по всему, уже не смогут. Поэтому теперь они решили попытаться реализовать новую схему.
После акционирования контроль за его финансовыми потоками фактически перейдет к АВПК. И эта структура из никому не нужной и ни на что не влияющей надстройки (сейчас АВПК реально контролирует лишь ОКБ "Сухого") превратится в реальный управленческий механизм, тем более вместе с КнААПО предполагается акционировать и передать в управление АВПК и Новосибирское авиапроизводственное объединение, занимающееся модернизацией бомбардировщиков Су-24. Поэтому сейчас разворачивается настоящая борьба за пост главы комплекса.
Как свидетельствуют источники "Ъ", вопрос об отставке с этого поста Михаила Погосяна практически решен. В числе его возможных преемников называют бывшего гендиректора "Росвооружения" Алексея Огарева и вице-премьера Илью Клебанова. Теперь в эту борьбу намерена включиться и хабаровская обладминистрация. Губернатор Ишаев предлагает назначить главой АВПК своего заместителя, курирующего оборонку, Виктора Тевелевича. Его кандитатуру Ишаев намерен предложить в качестве компромисса - в обмен на согласие акционировать КнААПО (согласно договору о разграничении полномочий, федеральный центр обязался согласовывать .тот вопрос с региональными властями). Для того, чтобы обострить конфликт и вынудить Москву пойти на уступки, депутат Вячеслав Шпорт и инициировал направление запроса премьеру.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 20 апреля 2001 года | Дайджест публикаций за 20 апреля 2001 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Су-27, Су-24, Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Ю.А.Гагарина, Опытно-конструкторское бюро им. П.О. Сухого, Шпорт Вячеслав, Самолетостроение (в процессе тестирования)