Источник: газета «Известия»
Опубликовано: 27.04.2001, 12:59

Летающий самообман


В Москве состоялось заседание "круглого стола" на тему "Стратегия возрождения авиационной промышленности России", в котором приняли участие представители аппарата правительства РФ, Минобороны, Минпромнауки, Росавиакосмоса, Минтранса и авиационно-конструкторских бюро.
Критическая ситуация, сложившаяся в авиапроме, многократно обсуждалась в Госдуме, Совете безопасности, правительстве. В начале 2001 года президент России утвердил "Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 года". Участники "круглого стола" призвали организовать общественный контроль за реализацией принятых решений. Эту роль, по их мнению, может выполнить Общественный совет производителей и эксплуатантов авиационной техники.
- Причина двенадцатилетнего топтания авиапрома на месте кроется в самообмане, - говорит гендиректор "Авиакомплекса им. С. Ильюшина" Виктор Ливанов. - Мы знаем, что невозможно сохранить авиапром в советском варианте. Знает это и правительство, которое не помогает нам по этой самой причине. Надо реально оценить ситуацию и сделать прогноз на 10 лет. Одни российские авиастроители намерены продать к 2015 году 1500 самолетов, другие - 800. По нашим же данным, спрос на внутреннем рынке составит 300 машин. Добавим еще 150 самолетов на экспорт, при условии, что нам поможет правительство.
У правительства разработчики и производители отечественной авиатехники не требовали особых льгот. Главное их желание - создание равных условий в конкуренции с западной продукцией. Если "Боингу" и "Эрбас Индастри" даны налоговые льготы, то ими хотят пользоваться и наши производители. Сегодня на российском рынке идет не конкуренция самолетов, а конкуренция капиталов. Главный плюс американцев в том, что они дают самолеты в лизинг. Россияне же предлагают своим авиакомпаниям схему: сегодня - деньги, завтра - самолет в три раза дешевле западных аналогов. Участники признали, что лизинг является главным инструментом завоевания рынка.
В России за последние годы прошло шесть реструктуризаций авиапрома. Бодрые заверения о многочисленных структурах и, соответственно, о конкуренции не выносят критики. В США есть один разработчик и производитель магистральных пассажирских самолетов - "Боинг", во Франции - "Эрбас Индастри", никто из этого на Западе проблему не делает. Бизнес должен толкать авиапром к интеграции, а правительство содействовать этому.
Авиаконструкторы посетовали на "Аэрофлот", который просит делать наши самолеты аналогичными "боинговским", но по российской цене. Представители же авиакомпаний заявили, что предложенная схема "сегодня - деньги, завтра - самолет" не работает. Реально эксплуатанты смогут получить проплаченный самолет не раньше чем через 2 года. Тем не менее ориентация авиакомпаний на отечественную технику будет способствовать улучшению их работы и возрождению авиапрома.

 

Дайджест прессы за 27 апреля 2001 года | Дайджест публикаций за 27 апреля 2001 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиационная промышленность, Ливанов Виктор, Самолетостроение, Эрбас (в процессе тестирования)