Источник: газета «Коммерсантъ»
Опубликовано: 05.06.2001, 14:11

Артем Боровик погиб из-за "стервы"


Вчера было завершено расследование катастрофы самолета Як-40, в которой погибли президент холдинга "Совершенно секретно" Артем Боровик, глава группы "Альянс" Зия Бажаев и еще семь человек. Специалисты считают, что причиной аварии стала халатность руководства компании "Вологодское авиапредприятие": в целях экономии здесь практиковались взлеты с недовыпущенными закрылками.
Расследование катастрофы, которое вели специалисты Межгосударственного авиакомитета (МАК), следователи прокуратуры, ученые, конструкторы, чиновники гражданской авиации и Минобороны РФ, продолжалось почти 15 месяцев. Были проведены десятки исследований и экспертиз, общая стоимость которых составила $500 тыс. К примеру, крылья Як-40 продувались в аэродинамической трубе, а весь его недолгий полет был восстановлен методами математического моделирования.
Вчера сотрудники МАКа обнародовали итоги своей работы. В документе, который занимает 2 тыс. страниц, говорится, что, по заключению экспертов, двигатели и другие системы Як-40 были исправны, несмотря на то что некоторые из агрегатов и выработали свой ресурс. Не вызвало у них подозрений и качество керосина, которым был заправлен лайнер.
Нет у специалистов претензий к работе диспетчеров и радиосвязи в аэропорту Шереметьево-1, а так называемые внешние условия (погода, состояние взлетной полосы и проч.), как считают в МАКе, хотя и оставляли желать лучшего, но к катастрофе привести не могли. Не оказывалось на самолет и внешнего воздействия — в частности, так называемый "спутанный след" от американского Boeing 777, поднявшегося восемью минутами раньше, к моменту взлета Як-40 давно рассеялся.
Экспертиза показала, что в полете на борту Як-40 не было взрыва или пожара, отсутствовали и какие-либо другие "поражающие факторы". Опровергнуты были и предположения некоторых СМИ о том, что лайнером управлял кто-то из пассажиров — в момент гибели все участники полета находились на своих местах.
Причиной же гибели лайнера, по мнению сотрудников МАКа, стала совокупность двух факторов: ошибки пилота, который вопреки инструкции взлетал с недовыпущенными закрылками, и халатности технических служб, которые не смыли антифризом корку льда, образовавшуюся на крыльях самолета. Причем главным из них специалисты считают именно ошибку летчиков.
Для контроля угла закрылков у Як-40 предусмотрена даже специальная сирена — "стерва". Попробуй взлететь, не выдвинув закрылки на 20°,-- она будет орать так, что уши заложит. Но Якушин, как выяснилось, отключил "стерву" перед взлетом".
В "Вологодском авиапредприятии" с выводами МАКа не согласны. Там убеждены, что расставить все по своим местам сможет только независимая экспертиза, которую уже назначили. Руководители холдинга "Совершенно секретно" и группы "Альянс" со своей позицией еще не определились, ссылаясь на то, что не до конца ознакомились с выводами экспертов.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 5 июня 2001 года | Дайджест публикаций за 5 июня 2001 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Як-40, Межгосударственный авиационный комитет, Международный аэропорт "Казань", Международный аэропорт Когалым, Вологодское авиапредприятие (в процессе тестирования)