О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Под рёв мотора



Пермяков невозможно не любить: они наивны и доверчивы. Они до сих пор верят местным СМИ. А ведь это опасно в золотоносное для PR-писак время выборов

В этот раз публике был предложен лихо закрученный сюжет на тему "Как злой "Интеррос" хорошего человека в депутаты Законодательного собрания Пермской области не пущает". И все бы ничего, если бы "гонимым" был какой-нибудь правдолюбец и бессребреник. Им же оказался Виктор Кобелев, генеральный директор холдинга "Пермские моторы", всегда неукоснительно исполнявший требования своих хозяев - финансово-промышленной группы (ФПГ) "Интеррос".

Все удивительное и необъяснимое, что происходит на "Пермских моторах", укладывается в простую формулу: "Интеррос" хочет получить право на интеллектуальную собственность на авиадвигатель ПС-90А". И идет на любые малопопулярные шаги, чтобы им овладеть. Так, летом 1999 года потанинцы попробовали продать документацию на двигатель ПС-90А коммерческой фирме "Интеррос-Авиа". Но неудачно, вмешалось ФСБ.

Чтобы выяснить, кто на самом деле руководит подобного рода бизнес-процессами, вспомним еще одну историю. В начале прошлого года, при очередной попытке передачи государству контрольного пакета акций "Пермских моторов", не смогли отыскать госпакет акций ОАО "Авиадвигатель", находившийся в управлении у "моторов". А вскоре на годовом собрании акционеров "Авиадвигателя" часть этого пакета всплыла на счетах компаний, входящих в состав Pratt&Whitney. Если напомнить читателям, что холдингом фактически командует "Интеррос", то становится понятно, чьи интересы обслуживает эта ФПГ.

Вторая попытка захвата авиадвигателя произошла в конце прошлого года на совещании у вице-премьера Ильи Клебанова. Участники совещания одобрили следующий проект: контрольный пакет акций РФ в холдинге "Пермские моторы" должен быть сформирован за счет уже имеющихся 14,25% и передачи 37,2% акций холдинга, принадлежащих "Интерросу", в счет погашения задолженности в Пенсионный фонд (400 млн рублей) и снятия залога с акций "ПМЗ" (50,4%). Кроме того, "Интеррос" планировал за свои "фантики" получить исключительные права на использование интеллектуальной собственности на двигатель ПС-90А (стоимость 1 млрд долларов), а также госпакеты акций ОАО НПО "Искра" и ОАО "Авиадвигатель". Дело в том, что из восьми предприятий Пермского моторостроительного комплекса лишь в трех присутствует государство: ОАО НПО "Искра" (51% акций), ОАО "Пермские моторы" (14,25%) и ОАО "Авиадвигатель" (20,4%). Ничего не принадлежит государству в ОАО "Протон-ПМ" и ОАО "Пермский моторный завод". Холдинг "Пермские моторы", объединяющий все предприятия, фактически не владеет ничем, кроме своих собственных акций да пары-тройки компьютеров! После ряда критических материалов, опубликованных в центральной прессе, в том числе и в газете "Вёрсты", "Интеррос" поумерил свои аппетиты. Но не надолго.

И вот очередные потуги, теперь уже под прикрытием областной администрации и под звуки патриотической песни о необходимости создания Федерального центра двигателестроения в Перми. Нынче птенцы гнезда Потанина проявили большую изобретательность, сумев вовлечь в свои игры простодушный электорат.

О том, что господин Кобелев пойдет в депутаты Законодательного собрания Пермской области, стало ясно еще в сентябре. Не понятно было только, как это ему удастся, ведь на прошлогодних губернаторских выборах в газете, поддерживающей победившего Юрия Трутнева, прямо было сказано, что руководители "Пермских моторов" продали Родину Pratt&Whitney. Тем не менее PR-фирма, обслуживающая Кобелева на нынешних выборах, именно та, что работала на кандидата в губернаторы Юрия Трутнева. Идею сделать из Виктора Кобелева "борца за счастье народное", грудью заслонившего холдинг от увода активов на сторону, вполне можно назвать гениальной. Хотя внимательный наблюдатель всегда может задать вопрос, почему же раньше, когда "Интеррос" уводил активы, к примеру, в сторону американцев, Кобелев помалкивал.

Интрига развивалась следующим образом. Сначала Кобелева освободили от должности по какой-то малопонятной причине: мол, депутатская работа помешает ему выполнять обязанности генерального директора и вообще, как заявил председатель совета директоров АО "Пермский моторный завод" Владимир Шматович, увольнение Кобелева было вызвано его "многочисленными злоупотреблениями служебным положением". По поводу последнего аргумента особых сомнений нет. А вот первый... С чего это вдруг "Интерросу" стало не интересно иметь своего проверенного и преданного человека в Законодательном собрании Пермской области? Неубедительно. Тогда сюжетная линия закручивается еще стремительнее, как американская горка. На месте Кобелева по воле совета директоров ОАО "Пермские моторы" оказался его заместитель по безопасности и режиму Дмитрий Харькин.

Д.Харькин действовал по сценарию: овладев печатью, подписал четыре договора о переуступке прав требования на общую сумму 297 млн 261 тысяча рублей. В результате чего активы ОАО "Пермские моторы" перешли к ООО "Промышленно-инвестиционная компания - ПМ" и ЗАО "Перспектива - ПМ", подконтрольными одной финансовой группировке, якобы Шматовича. И тут карты "Интерросу" спутал вице-губернатор Анатолий Темкин, являющийся членом совета директоров ОАО "Пермские моторы". На экстренно созванной пресс-конференции он показал журналистам ксерокопии грабительских договоров и сказал, что все материалы будут переданы в прокуратуру.

Вскоре после этих событий Пермь посетил сам председатель правления United Technologies Corporation Джордж Дэвид. UTC через Pratt&Whitney вложила в пермские моторы более 25 млн долларов. На встрече с журналистами Д.Дэвид заявил, что в разработку модификации российско-американского двигателя ПС-90А2 UTC инвестирует еще 15 млн долларов. На фоне этой благостной картины сам собой напрашивается вопрос: и почему это такой высокий американский гость прибыл в Пермь аккурат в разгар предвыборных событий?

Конечно, государство могло бы вмешаться и прекратить неприличную возню вокруг пермского мотора, закрепив за собой право интеллектуальной собственности на него. Но что-то постоянно мешает правительству поставить точку в этой затянувшейся на десятилетие истории.

А что же господин Кобелев? Работает на прежнем месте. Ведь приказ о его отстранении никто не подписывал. И будьте уверены, непременно станет депутатом....
Авторские права на данный материал принадлежат «Версты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка