О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Интервью: Джордж Дэвид, председатель совета директоров и главный исполнительный директор корпорации United Technologies Corporation



Джордж Дэвид: United Technologies вернулась в Россию навсегда

Председатель совета директоров и главный исполнительный директор корпорации United Technologies Corporation (UTC) Джордж Дэвид - второй после Арманда Хаммера американский бизнесмен, награжденный отечественным орденом Дружбы. Возглавляемая им корпорация связана с Россией едва ли не с самого основания - лифты OTIS (производства одноименного подразделения UTC) появились в Зимнем дворце еще в конце XIX в. , кондиционер Carrier был установлен в Москве в 1937 г. , один из крупнейших авиамоторных заводов России - пермский - строился в 30-е гг. с использованием технологий еще одного отделения UTC - Pratt&Whitney (и сейчас P&W владеет 25% акций Пермского моторного завода). Широко известна в России и фамилия авиаконструктора Игоря Сикорского, стоявшего у истоков еще одного подразделения UTC - Sikorsky Aircraft.

UTC - корпорация с годовым оборотом свыше $25 млрд - инвестировала в ряд совместных проектов в России порядка $400 млн. По мнению Джорджа Дэвида, стремительное улучшение российско-американских отношений открывает новые возможности для совместного бизнеса российского и американского оборонных комплексов.

- После сентябрьских терактов в США авиастроительная отрасль оказалась в кризисе. Как чувствует себя ваш бизнес по производству авиадвигателей?

- Действительно, влияние этих событий было значительным. Вы, наверное, знаете, что Boeing и Airbus серьезно сократили объем своего производства, так как авиакомпании понесли большие финансовые потери и под давлением этого фактора вынуждены сокращать расходы.

- А каковы перспективы вашего производителя лифтов - компании OTIS - после разрушения небоскребов в Нью-Йорке?

- Это очень интересный вопрос, но, думаю, пройдет не менее 10 лет, прежде чем мы получим на него полный ответ. Высотные здания, которым сейчас по 50 - 60 лет, простоят еще долго. Я не знаю, будут ли в ближайшие годы приниматься решения о строительстве новых стоэтажных небоскребов. Но более 90% зданий в мире, в которых установлены лифты, относятся к мало- и среднеэтажной застройке. Число зданий с 50 этажами и выше составляет всего 1 - 2%.

- Возможно ли в связи с резким потеплением российско-американских отношений после 11 сентября более тесное сотрудничество компаний оборонного сектора США и России?

- Мы подошли к моменту, когда наши страны сблизились больше, чем когда-либо ранее, обе наши страны заинтересованы в совместной борьбе с терроризмом, оба наших народа хотят жить в условиях демократии и рыночной экономики. И это важно, так как правительства наших стран задают рамочные отношения, а люди, занимающиеся бизнесом, могут договариваться о сотрудничестве.

Примеры сотрудничества уже есть. Я могу назвать, во-первых, такой прекрасный пример этого сотрудничества, как использование ракетного двигателя РД-180 производства НПО "Энергомаш", на ракете-носителе "Атлас III". И мы, и [другой американский участник проекта] Lockheed Martin очень довольны тем, как работает этот двигатель. Первый пуск ракеты состоялся в США в мае прошлого года, и мы ожидаем проведения еще двух запусков в ближайшие несколько месяцев. Эти ракеты могут использоваться для осуществления как коммерческих пусков, так и пусков военного назначения. Другой пример: у Казанского вертолетного завода есть предварительная договоренность о поставках вертолетов "Ансат", которые комплектуются малоразмерными двигателями канадского подразделения P&W, Министерству обороны России в качестве учебно-тренировочной машины.

- Уверены ли вы в долгосрочном характере сотрудничества с Россией?

- Я могу сказать, что мы пришли в Россию навсегда. У нас в России более 20 совместных проектов. Мы и были здесь всегда: в XIX в. , когда была совсем другая форма государственного устройства в России, мы со своими лифтами OTIS здесь уже присутствовали. Я горжусь тем, что 20% рынка новых лифтов России сейчас принадлежит OTIS, мы создаем холодильные установки для перевозки продуктов, у нас есть важные совместные проекты с АК им. Ильюшина, с НПО "Энергомаш", с Московским вертолетным заводом им. Миля, а теперь и с казанским заводом. C 1989 г. приезжаю в Россию один-два раза в год и знаю лично руководителей вашей авиационной промышленности.

- И насколько российский авиапром, на ваш взгляд, конкурентоспособен?

- Я испытываю глубокое уважение к вашей авиапромышленности. Президент Путин в интервью американским журналистам позитивно отозвался о работе нашей компании в России. И особенно я ценю в вашей промышленности то, что ваши люди приходят туда и работают, не уходя со своих мест, несмотря на все трудности.

- Одним из острых вопросов, сопровождающих процесс вступления России в ВТО, является вопрос о пошлинах на ввоз в Россию авиатехники. Как, на ваш взгляд, скажется на вашем бизнесе в России вступление нашей страны в ВТО и какова ваша позиция по поводу ввозных пошлин в Россию на западную авиатехнику, в том числе авиационные двигатели?

- Как и большинство бизнесменов, придерживающихся принципов свободной торговли, я верю, что вступление в ВТО влечет за собой рост производства и повышение качества продукции. Всегда, когда страна вступает в ВТО, она проходит переходный период. Мы считаем, что ваша авиакосмическая отрасль имеет много преимуществ, поэтому наша компания и делает инвестиции в России. Вы знаете, что еще в 20-е гг. в США уроженец России Игорь Сикорский создавал новые образцы авиационной техники, он создал вертолет, и для нас нет никаких сомнений, что ваша авиакосмическая промышленность имеет большой интеллектуальный потенциал, а значит, и большие перспективы для нас.

Последние 18 месяцев в России на нашем совместном предприятии с НПО "Наука" идет серийное производство теплообменников для Boeing 747, 777 и ряда самолетов для местных линий. Я видел эту продукцию - это продукция мирового класса. Мы уже начали на Пермском моторном заводе производство двигателей для компрессорных станций ГП1 и ГП2 - это продукция для "Газпрома". С каждым годом мы будем увеличивать производство этой продукции. И здесь мы видим сплав западных технологий и российских инженерных и производственных ресурсов. Я думаю, у нас большое будущее, конкуренция заставляет бизнес работать лучше.

- Насколько вам мешает российский закон 1998 г., ограничивающий участие иностранцев в предприятиях российского авиапрома 25%?

- Действительно, федеральный закон о государственном регулировании развития авиации, принятый в 1998 г., запрещает иностранным инвесторам владеть больше чем 25% акционерного капитала авиапредприятий и участвовать в управлении ими. И это относится как к военным, так и к гражданским авиапредприятиям. Этот закон напрямую не затрагивает нашу текущую деятельность, так как наши совместные предприятия были созданы до 1998 г.

Но я не могу сказать то же самое о постановлении правительства о лицензировании, которое ограничивает возможность участия иностранных фирм в уже существующих авиапредприятиях пределом в 25% уставного капитала. Это постановление могло бы затронуть некоторые из наших наиболее успешных предприятий, которые экспортируют наукоемкую продукцию гражданского назначения на Запад и в которых работают прекрасно подготовленные российские специалисты. Мы обсуждали этот вопрос с российским правительством и надеемся на его решение в ближайшем будущем.

- Существует информация, что американское правительство в рамках экспортного контроля запретило вывоз в Россию ряда технологий, необходимых для модернизации авиадвигателя ПС-90 на "Пермских моторах". Так ли это?

- Нет. (По-русски, улыбаясь)....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка