Источник: газета «Коммерсантъ»
Опубликовано: 22.11.2001, 15:03

Самолет погубил автопилот


Вчера специалисты Межгосударственного авиакомитета (МАК), ведущие расследование авиакатастрофы Ил-18, произошедшей 19 ноября, расшифровали информацию параметрического самописца разбившегося самолета. Полученные данные еще предстоит проанализировать, но уже сегодня можно сказать, что взрыва или теракта на борту не было, двигатели лайнера работали до самого удара о землю, а причиной катастрофы, видимо, стала ошибка пилотов.
Первой версией, выдвинутой буквально через несколько часов после катастрофы, стало предположение о теракте.
Однако специалисты отвергли эту версию еще до расшифровки "черных ящиков".
Еще находясь на месте происшествия, отвергли эксперты и другую версию, появившуюся в СМИ, о том, что у Ил-18 одновременно отказали сразу все четыре двигателя. Грунт и ветки деревьев, которые "засосало" внутрь турбин, говорили о том, что все они работали до самого удара о землю.
Вчера в Москву привезли параметрический и два речевых самописца с разбившегося лайнера.
Удалось расшифровать данные параметрического самописца МСРП-12, который рассказал экспертам возможную причину аварии. Как выяснилось, началом катастрофы стало отключение автопилота, на котором все это время шел Ил-18. На эшелоне лайнер двигался в полностью автоматическом режиме, то есть электроника корректировала и тангаж (угол носа по отношению к горизонту), и боковой крен лайнера. А в 21.43 тангажная составляющая вдруг отключилась, и самолет резко "провалился" вниз. Это привело, как говорят специалисты, к лавинообразному нарастанию отрицательных перегрузок в кабине и салоне. Летчики, которые не были пристегнуты, "прилипли" к потолку и уже не могли дотянуться ни до штурвала, ни до кнопки радиосвязи.
Из-за чего такое могло произойти, Ъ объяснил заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Александров. "Дело в том, что, как правило, распределить груз строго симметрично, то есть абсолютно уравновесить самолет, невозможно,- рассказал пилот.- Кроме того, неравномерно расходуется горючее в баках, пассажиры перемещаются по салону. Машина чутко реагирует на все эти изменения - заваливается то вправо, то влево, то вверх, то вниз. Эти колебания заложены в программу автопилота, он постоянно корректирует движение при помощи боковых триммеров (подвижных "крылышек", расположенных сзади крыла) и аналогичных устройств, установленных в хвостовой части, на руле высоты. Однако коварство автопилота заключается в том, что он регулирует дисбаланс лишь в каких-то определенных пределах, а как только его возможности исчерпываются, подает звуковой сигнал пилоту и отключается, после чего все рули и триммеры мгновенно встают в нулевое положение. Возможно, так было и с самолетом из Хатанги. К примеру, все его пассажиры, которые сначала сидели, равномерно распределившись по салону, через шесть часов полета стали по одному подтягиваться к передним креслам. Автопилот реагировал, постепенно отклоняя триммер на руле высоты и поддерживая таким образом разбалансированный самолет в горизонтальном положении. Когда триммер отклонился до предела, автопилот "вырубился", и машина резко клюнула вниз. Спасти ее летчики не смогли, хотя высоты в принципе было достаточно".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 22 ноября 2001 года | Дайджест публикаций за 22 ноября 2001 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ил-18, Межгосударственный авиационный комитет, Международный аэропорт "Казань", Международный аэропорт Когалым (в процессе тестирования)