О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

А был ли тендер?



Победителем конкурса стала машина, существующая лишь на бумаге

Не успел вице-премьер Правительства РФ Илья Клебанов объявить о начале тендера на выбор учебно-тренировочного вертолета (УТВ) для Министерства обороны, как ряд средств массовой информации и телевидение во всеуслышание заявили об успешном его завершении: "Легкий вертолет "Ансат", разработанный ОАО "Казанский вертолетный завод", победил в конкурсе машин для первоначального летного обучения в системе Минобороны РФ, который проводился в рамках "Программы перевооружения Вооруженных сил РФ на период до 2015 года"...

В России уже никого не удивляет, что инициатором "подачи" подобного рода информации становится один из участников тендера, а не принимающие столь ответственное решение (источник подтверждения информации из Генерального штаба пожелал остаться неизвестным). Удивляет другое, что ни сами разработчики "Ансата" ничего толком не знают о своей победе, "узнали о победе из специального телевизионного репортажа, документального подтверждения - нет". Ни другой участник "тендера" - ОАО "Камов", не только ничего не знает о результатах, но даже не получал технического задания на участие в тендере. Наконец, армейская авиация (собственно те, кто собирается эксплуатировать новый УТВ) утверждает, что еще ничего не решено, "пока идет война", нет денег даже на проведение НИР для оценки этих вертолетов.

Удивительное дело: собираемся принимать решение по программе, стоимость которой вместе с расходами на приобретение и эксплуатацию превышает миллиард долларов, и не можем (или не хотим) найти деньги на нормальную организацию принятия этого решения.

Возникает вопрос: а был ли тендер в том понимании, как это представляется в мировой практике, - с техническими заданиями, этапами, сроками, списками и выбыванием участников, предоставлением материалов и оценкой того, что хотим получить и сколько готовы за это заплатить, наконец, информированием общественности, на что же собираемся потратить бюджетные деньги? Быть может, победитель был известен уже заранее? Когда одновинтовая схема изначально заведомо предпочтительнее соосной для будущего эксплуатанта?

Это чем-то напоминает тендер на учебно-тренировочный вертолет для армейской авиации США. Несколько лет назад победитель тоже был известен заранее - американская любимица компания "Белл". Тогда "победил" легкий однодвигательный вертолет Веll 206ВЗ, получивший обозначение ТН-67 "Крик". И тем не менее американцы выбрали летающий (!) вертолет. В качестве военного и УТВ Веll 206ВЗ, кроме США, стоит на вооружении в 16 странах. Общий налет вертолетов 206-й модели превысил уже 25 млн. ч. ВВМС США 130 этих УТВ, летая (с 1986г.) ежегодно по 1000 ч, налетали без единой катастрофы почти 1 млн. ч. За это время курсанты успешно выполнили на этом однодвигательном вертолете более 1 млн. посадок на авторотации. И еще одна немаловажная деталь - на 137 вертолетов АА США заказала 9 тренажеров.

А что выбрали мы? Победителем российского тендера стал вариант, который пока существует лишь на бумаге. "В настоящее время КВЗ приступил к разработке модификации вертолета применительно к требованиям Министерства обороны". По программе "Ансат" построено три прототипа и завершается строительство четвертого, который будет "сломан" в статических испытаниях.

Первый прототип (ОП N1) после первого опробования, в ходе которого произошло разрушение хвостовой балки, в качестве наземного стенда наработал более 250 ч. Второй прототип - это единственная летающая машина, которая после своего первого подъема в воздух в августе 1999 г. совершила более 150 полетов, в настоящее время проходит программу доводки и сертификации вертолета. Сертификационные испытания планируется завершить в 2002 г. Третий прототип, представляющий серийную конфигурацию вертолета и на котором в настоящее время устанавливаются двигатели PW207K, до принятия решения о победителе даже не приступал к испытаниям. На октябрь 2001 г. был намечен первый запуск PW207K, именно тех двигателей, которые должны стоять на вертолете (ОП N2 летает на PW206).

В июне был подписан контракт между Pratt&Whitney Canada и КВЗ о продаже двигателей для первых 20 вертолетов, однако стороны не торопятся не только раскрывать стоимость и сроки поставки двигателей, но и основные положения системы сопровождения эксплуатации, на каких же условиях эти зарубежные двигатели будут эксплуатироваться в России. Поэтому судить о расходах на эксплуатацию можно лишь косвенно, по мощности силовой установки (чем больше мощность, чем выше эксплуатационные расходы). Судите сами: энерговооруженность "Ансата" на взлетном режиме около 1300 л. с. (2 х 650), что существенно меньше, чем у Ми-8МТ - 4400 л. с. (2 х 2200), но значительно больше, чем у ТН-67 -420 л. с. и у MD500 (еще один учебно-тренировочный вертолет) - 450 л. с. Несмотря на то что цифры достаточно приблизительные, они позволяют почувствовать разницу.

Пару слов о стоимости вертолетов. Особый упор разработчиками делается на низкую стоимость российских машин. Не нужно обольщаться, пока вертолет на бумаге, никто не скажет, сколько он будет стоить, даже разработчик. Только с началом серийного производства (а серийное производство должно начаться на КВЗ в следующем году) определится реальная цена, и, как правило, она оказывается выше, чем в обещаниях.

Странно, что в разговорах о тендере вообще нет ни единого слова о тренажерах и это при выборе нового учебного (!) вертолета, а вот об электродистанционной системе управления (ЭДСУ), которой еще нет, обещаний множество. "Главной особенностью вертолета является установленная на нем ЭДСУ...", кстати, система не установлена. В России нет ни одного летающего с ЭДСУ вертолета (в вертолетном мире это единицы), более того, из-за ее высокой стоимости даже разработчики многофункционального среднего вертолета Ми-38 от нее отказались.

Что касается количества. По различным источникам, военное ведомство рассчитывает закупить 100 учебно-тренировочных машин. Возникает вопрос: а почему 100? Немного цифр: при ежегодном налете не менее 500 ч на вертолет (менее 500 ч - экономически невыгодно), один вертолет способен подготовить 10 курсантов (при условии не менее 50 ч на курсанта). Это значит, что 100 вертолетов должны ежегодно готовить не менее 1000 военных вертолетчиков. И это когда востребовано на порядок меньше! Зачем готовить летчиков, которые не смогут найти себе место?

Наверное кому-то не дают покоя лавры бывшей советской "кузницы" военных вертолетчиков, которые сегодня мотаются в поисках заработка по всему белому свету от Колумбии до Новой Зеландии и даже ЮАР. Времена переменились, изменились не только внешние - геополитические, экономические и демографические условия и условия применения вертолетов, но и внутренние условия - меняются основы взаимодействия человека и винтокрылой машины. Всеобщая компьютеризация и перспективная авионика открывают сегодня неограниченные возможности, поэтому готовить нужно такое поколение вертолетчиков, которые будут не затыкать дыры, а сумеют сделать качественный скачок вперед, своего рода прорыв в третье измерение цифрового поля боя.

Приведу лишь несколько слов живой легенды нашей армейской авиации (не могу назвать фамилию, потому что это действующий вертолетчик) по поводу родного сына, который заканчивает обучение: "Учат так, чтобы разбиться, возьму к себе, (а дальше: внимание) сделаю (!) вертолетчиком". Сегодня уже никому не нужно ковать сотни кадров, умеющих в лучшем случае взлетать и садиться, необходимо готовить индивидуально, целенаправленно, "лепить" будущего победителя. Военный вертолетчик - это штучный товар.

Обучение военных вертолетчиков - это не сотни вертолетов и тысячи часов налета, это умение отобрать достойных и талантливых, тех, кто действительно сумеет поднять звание российской армейской авиации. Найти именно такого единственного, родного, а значит, преданного армейской авиации молодого человека и сделать из него настоящего вертолетчика.

Организация тендера на УТВ давала реальные шансы для перехода на качественно новый уровень системы эксплуатации. Смена поколений учебно-тренировочной техники невозможна без реформирования всей системы обучения, включая техническое и тыловое обеспечение. Без коренного реформирования наша система обучения обречена и ее не спасет даже сотня новеньких "Ансатов".

Система эксплуатации боевой авиационной техники всегда была (и будет) экономически неэффективной, у нее другое предназначение. Поэтому заниматься начальной подготовкой будущих вертолетчиков вполне могла бы полувоенная и даже невоенная организация. Начальная подготовка на то и начальная, что в будущем вертолетчик может избрать любое направление для дальнейшего совершенствования. Во всем мире подобная тенденция уже набирает обороты. Менеджеры любой авиакомпании настолько научились считать деньги, что рассчитают, сколько нужно вертолетов и часов налета с точностью до одного... А государство могло бы в качестве партнера участвовать в формировании объединенных учебных центров, которые занимались бы подготовкой молодых и старых, опытных и зеленых, военных и невоенных.

Если попытаться подвести предварительные итоги тендера, получается, что, по существу, выбран даже не вертолет, а платформа (без тренажеров, без системы сопровождения эксплуатации...), на которой в будущем должен быть построен учебно-тренировочный вариант вертолета. Оказалось, что тендер учебно-тренировочных вертолетов - это не только вопросы обучения и военного применения, это очень серьезная экономика и не менее важная политика. Тендер - это борьба за государственную поддержку всей программы. Кто выиграет тендер, займет нишу на несколько десятков лет вперед. Когда устраивают такие соревнования? Когда действительно хотят выбрать лучший вертолет и наиболее выгодные условия поставки и сопровождения эксплуатации. Теперь попытаемся ответить на один-единственный вопрос: а был ли действительно тендер?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Воздушный транспорт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка