Источник: телеканал «ОРТ»
Опубликовано: 28.11.2001, 14:00

Реформирование оборонки




Однако, здравствуйте!

Тихой сапой, пока все тут занимаются геополитической революцией, правительство решило судьбу российской оборонки. Вот эта программа реструктуризации ВПК, на самом деле, вполне радикальный документ, революционный или контрреволюционный - это с какой стороны посмотреть.

Программа реформирования, которая была принята правительством 11 октября 2001 года, фактически нацелена на создание в оборонной промышленности России государственно-монополистической системы. К 2004 году планируется создать отраслевые корпорации, 51% капитала которых должен принадлежать государству. Государственные структуры станут исполнителями госзаказа и экспортных контрактов. Таким образом, частному бизнесу подается сигнал о том, что негосударственные предприятия не могут рассчитывать на внешний и внутренний заказ. При этом, однако, одним из источников привлечения в "оборонку" внебюджетных средств называется продажа 49% акций этих корпораций частным инвесторам.

Что это за такие частные инвесторы, которые пойдут на эти 49 процентов? То есть, догадаться-то можно, - это должны быть те инвесторы, у которых имеются интересные цели помимо возможности распоряжаться собственной собственностью.

Вот что хочется подчеркнуть. Эта программа глубоко, стопроцентно социалистическая. И социализм здесь не в том, что государство стремится регулировать оборонку. Это-то как раз совершенно неизбежно, необходимо. А в том, что государство в принципе не понимает, зачем и где оно должно присутствовать в оборонке. Государство в лице разработчиков не понимает, зачем ему нужна собственность в оборонке. Вот положено, чтобы было государственное - пусть оно так и будет. Фетишизм какой-то.

Путин: "Потребности обороны уже сейчас почти наполовину обеспечиваются частными предпринимателями, в том числе акционерными обществами с участием государства. Полагаю, что практику участия негосударственных предприятий и в оборонных исследованиях, и в производстве надо расширять".

В чем, собственно, роль государства в оборонке? Во-первых, государство - главный заказчик. Вы будете смеяться, но вообще-то главным потребителем ВПК должна быть собственная армия. В принципе вся проблема и возникла оттого, что наша армия является ничтожным потребителем продукции оборонки, которая живет в первую голову экспортом. Поэтому-то и понадобилось создавать суперструктуры государственного участия. А то бы про него никто не вспомнил бы.

Соответственно, если оборонка нужна для обороны, то тогда на государство ложится и стратегическая задача - планирование и развитие на много лет вперед, НИОКРы длинные, на 10 - 20 лет. В соответствии с конкретной доктриной оборонной, конкретными угрозами, союзниками, противниками...

Поскольку в настоящий момент не очень понятно, кто у нас союзник, кто противник, какие угрозы, отсюда все это выстраивается. Не под задачу ясную и вменяемую, а под некую идеологию. Идолопоклонство, ничем логически не подкрепленное, что оборонка должна быть государственной.

Вот чтобы понятно было на примере: сердцевина оборонки - авиационная промышленность. Крупнейший, самый большой по объему завод Комсомольский-на-Амуре завод КнАПО. Монопольный почти исполнитель китайских заказов. По общему объему выходит за 6 миллиардов долларов. Предприятие это ФГУП - государственное унитарное.

В чем смысл этой замечательной формы хозяйствования? В том, что вопреки логике и букве закона, кстати, прибыль предприятия распределяет не собственник. Потому что собственник - государство. А распределяет ее директорат завода при участии губернатора и прочих зазорных лиц.

Вот недавно в прессе очень широко освещались похороны Комсомольского-на-Амуре криминального авторитета Васина по кличке Джем. Просто напомню: мы упоминали его имя в связи с тем же самым авиационным заводом и тем же китайским контрактом, когда проценты от аванса по контракту, предназначенные для разработок модернизаций истребителя для наших собственных ВВС (около 40 млн. долларов), через того же самого Джема были слиты на сторону. И на этом основании нашим Вооруженным Силам пытались втюхать китайскую модернизацию, которая им не нужна.

Джем упокоился. Но дело его живет и будет жить. Потому что жив ГУП, потому что кто-то должен крышевать распределение ничейных, то есть государственных потоков.

Вот идет такая живенькая дискуссия, чтобы бюджет края не пострадал при создании холдинга. Наверное, это главная проблема. А не то, что завод, получающий львиную долю доходов от печатания и распространения нашего великого истребителя Су-27, совершенно не заинтересован ни в каких фундаментальных разработках. Что завод воспринимает КБ и его какие-то претензии на отчисления, как личное оскорбление. Высосут все из этого истребителя - и закроется наша авиация. Джемам, собственно, все равно, какие потоки обслуживать. Не Чкалов, проще говоря.

Дело не в КнАПО. То же самое везде. Притом, что инновационными лидерами, то есть теми, кто действительно может создавать новое, являются частные фирмы новые же, а не старые ВПКашные структуры. Проблема сборочной площадки, ее приватизация-огосударствление - проблема дутая. Было б что собирать. Настоящая проблема - это постановка задачи и концентрация средств на ее решение.

Вот для решения этой проблемы новая программа правительственная ничего ровным счетом не создает. А придушить жизнеспособные структуры эта программа может на раз. Вот такая мысль. Цитирую: "Господдержка акционерным обществам оказывается в форме приобретения в собственность государства дополнительных пакетов тех обществ", которым эта поддержка предназначается. Это надо понимать, как вежливое предложение к эвтаназии.

Опять же, есть место государству огромное в оборонке. Та же самая секретность. Важнейший вопрос! Только зачем секретить экономические показатели? Экономические показатели не могут быть секретными по природе, если заказчиком не является Джем.

Опять же таки, есть вещи в оборонке, с которыми частный бизнес не может справиться. Вот в Америке, где государство отлично контролирует абсолютно частные фирмы, вся почти промышленность боеприпасов - это казенные предприятия. Вот нужно вам то, что не может частный бизнес, - сделайте казенное предприятие чистое. А не этих акционерных уродцев с контрольным пакетом государства.

Вот есть такая тема хитовая - самолет пятого поколения, который надо срочно делать. Со дня на день уже должен начаться тендер, кто его будет разрабатывать. Что за самолет? Какой? Для каких задач? Не понятно. Нет ответа. Спешить действительно надо. У американцев уже летает пятое поколение. Мы опоздали как минимум лет на десять. Однако куда спешить?

Квочур: "Сложилась ситуация, когда сегодня, как бараны, потому что еще мы не совсем готовы по некоторым техническим аспектам, скажем, и даже идеологическим, а завтра просто будет поздно, и медлить уже нельзя. И принять неправильное решение слишком ответственно".

Квочур - великий летчик. Он в принципе, по сути и есть заказчик. Он просит не торопиться с разработкой, а поторопиться с тем, чтобы выяснить, что мы собираемся делать.

На самом деле задача даже облегчается. Можно и не очень торопиться потому, что в действительности у нас есть время. Догонять американцев невозможно и бессмысленно просто по деньгам. Если мы через 15 лет создадим свой JSF, аналог американского пятого поколения, он никому даром нужен не будет. У нас есть возможности еще огромные выжать, что можно, из Су-27 - гениальной платформы. И действительно, как говорит тот же Квочур, совершить прорыв, придумать что-то принципиально новое.

Квочур: "Нужно хорошо понять, какой летательный аппарат нам нужен, какой комплекс. Я хочу подчеркнуть - комплекс, потому что летательный аппарат - это только часть этой системы, которая будет называться "Перспективный авиационный комплекс".

Сокут: "Есть следующая проблема. При той идеологии, которая сейчас формируется, предполагается все эти деньги вложить в разработку нового планера. У России появится третий экспериментальный самолет с выдающимися характеристиками. Но у него будут старые двигатели, у него будет старое оружие и у него будет старый локатор. А именно эти параметры отличают сегодня пятое поколение от четвертого".

Авиации, армии не нужен самолет. Это не пилотажная группа акробатическая. А нужен комплекс, выполняющий определенные задачи. Та же самая песня, что и в целом по поводу программы ВПК. Пока нет ясных задач - не будет никакого толку. Вот если бы у государства, у заказчика было бы понимание, что оно хочет получить на выходе, ничего реструктурировать не надо было бы. Заказчик найдет исполнителей, способных выполнить задачу. А исполнители потянутся к заказчику независимо от формы собственности. Потому что заказчик платит. Опять же если это не Джем.

Что касается пятого поколения - это крайне интересная, концептуальная, можно сказать, тема, достойная отдельного разговора.

Однако, до свидания.

Программа "Однако"

Ведущий:

Михаил Леонтьев

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 28 ноября 2001 года | Дайджест публикаций за 28 ноября 2001 года
Авторские права на данный материал принадлежат телеканалу «ОРТ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Пони, Су-27, Авиационная промышленность, Самолетостроение (в процессе тестирования)