О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Стрекоза" вместо "мерина"

Будет ли у России народный вертолет?
Статья подготовлена Евгением Матвеевым по материалам журнала "Воздушный транспорт".
В последние двадцать лет легкие вертолеты сумели в буквальном смысле перевернуть наши представления о возможностях винтокрылых машин. В далекой Австралии современные ковбои на небольших вертолетах пасут стада, в Японии эти "стрекозы" первыми приносят вести непосредственно с мест событий, в Бразилии - круглосуточно охраняют крупнейшие банки, "продвинутая" западная молодежь на них собирается на пикники и пляжи, устраивает воздушные родео, снимается в кинофильмах и клипах.
Сегодня небольшие легкие вертолеты демонстрируют чудеса применения. Оказалось, что вертолет - не только дорогая "игрушка", как нам раньше говорили, а настоящая винтокрылая машина, способная эффективно работать в самых суровых условиях эксплуатации. Оказалось, что даже сверхлегкий вертолет -это серьезный помощник во многих начинаниях, вплоть до самых экзотических типа археологии или рыбной ловли. В чрезвычайных ситуациях небольшие, юркие машины реально превращаются в единственно возможное средство спасения. Они универсальны, маневренны, мобильны, меньше по размерам, а создаваемый несущим винтом воздушный поток в несколько раз меньше, чем у современных спасательных вертолетов, которые вполне могут утопить тех, кого предстоит спасти.
Единственный недостаток сверхлегких вертолетов - небольшая масса полезной нагрузки. Однако перспективные технологии позволили значительно снизить массу оборудования и снаряжения, поэтому современные небольшие воздушные спасатели ни в чем (по оснащению) уже не уступают средним и даже тяжелым вертолетам, существенно превосходя их по стоимости приобретения и расходам на эксплуатацию. Эти выводы убедительно подтверждают новости с вертолетного рынка: около половины ежегодно продаваемых гражданских вертолетов - легкие машины с поршневыми двигателями!
В Америке вертолеты марки "Робинсон" стали настоящими народными воздушными автомобилями. Почти 90% всех западных вертолетчиков начинают летать на этих вертолетах. Вертолет с надежным и неприхотливым двигателем стал самым продаваемым. Начиная с 1979 г. продано более 3000 единиц. Только в 90-е годы производство вертолетов "Робинсон" возросло в три раза. Несмотря на постоянное ужесточение требований к полетам на однодвигательных вертолетах, в прошлом году произошел небывалый рост продажи легких поршневых вертолетов. В Северной Америке новые поршневые "Робинсоны" составляют до 70% продаваемых гражданских вертолетов. Компания "Робинсон" поставляет на рынок больше вертолетов, чем восемь других американских вертолетостроителей.
К сожалению, у нас сложилось устойчивое мнение, что в России этой ниши рынка сверхлегких вертолетов в массовом понимании нет и еще долго не ожидается. У нас вертолеты могут быть либо государственными, либо принадлежать крупным авиационным компаниям. Психология "новых русских" - если ездить, то на мерседесе, а летать - так на огромном Ми-8, сколько бы ни стоил полет.
Появляющиеся время от времени единичные экземпляры легких вертолетов не находят достойного для себя применения и не приживаются. Несколько машин уже потерпели аварии и катастрофы. Полулегальная эксплуатация стала своего рода источником происшествий, гибели людей и разрушения вертолетов. Но главный ее итог - легкие вертолеты в России не получили мандата доверия общественности и поэтому отброшены на несколько десятков лет назад. Им еще долго предстоит доказывать свою состоятельность и профессиональную пригодность.
Мы так и не поняли, что в России с ее просторами и бездорожьем безболезненно могут уживаться вертолеты-гиганты и легкие машины. Несмотря ни на какие мировые тенденции изменения экономических, геополитических условий и условий применения, не замечая, что в вертолетном мире до 70% перевозок осуществляют легкие вертолеты, российские вертолетостроители продолжают с завидным упорством строить и модернизировать исключительно тяжелые боевые и гражданские машины. Ми-28, Ми-24 и Ми-8/17, Ми-38, Ми-26Т или Ка-27, Ка-28, Ка-29, Ка-32, Ка-50/52, взлетная масса каждого из которых превышает 10 т, против нескольких единиц Ми-34С, "Галс" и полномасштабных макетов "Актая", Ка-115 и Ми-60МАИ. Немалые средства затрачиваются не только на разработку и строительство, но и на продвижение на рынок тяжелых машин, в то время как легкие машины, простые и доступные, способны если не заменить, то взять на себя часть задач, которые сегодня пытаются решать средние и тяжелые машины. Сложилась парадоксальная ситуация - нам нужны легкие вертолеты, но мы не пускаем их на рынок. Если целый класс вертолетов не востребован, значит, воздвигнутые барьеры - надуманные, искусственные. Кому выгодно, чтобы вертолеты у нас не летали?
Каждый вертолет должен заниматься своим делом. Глупо возить на Ми-8 100 кг груза или одного начальника. Таких грузов в грузообороте более половины, а легких вертолетов в парке - единицы. По самым оптимистичным прогнозам, в России за 15 лет будет продано 1250 вертолетов, из них около 400 - легких, значит, тенденция преобладания средних и тяжелых вертолетов сохранится еще лет на 25.
Напротив, в остальном вертолетном мире поршневые вертолеты продолжают постоянно опровергать прогнозы по сокращению их продажи. По мнению ведущих специалистов, в ближайшее десятилетие доля новых однодвигательных поршневых вертолетов будет постепенно снижаться с 40 до 35%, но даже треть рынка - это очень серьезно.
В России легким вертолетам еще предстоит не только доказывать свою состоятельность, но и наработать опыт безопасного и эффективного использования. Пройдут десятки лет, прежде чем сотни легких винтокрылов будут ежедневно подниматься в небо, чтобы помочь в трудную минуту, сделать нашу жизнь лучше, чтобы действительно стать народными вертолетами....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТС-ВПК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка