О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Кто "разрулит" небо?

В декабре 1996 года решением Правительства РФ было создано Федеральное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (ФУП "Госкорпорация по ОВД"). Ему передавалось федеральное, не подлежащее приватизации, имущество государственных предприятий по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением, по эксплуатации радиотехнического оборудования и связи. Итоги пятилетней деятельности предприятия в беседе с корреспондентом "Красной звезды" подводит его генеральный директор генерал-майор запаса Борис КУШНЕРУК.
Наша справка
Единая система организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенная для обеспечения безопасности, эффективности и регулярности воздушных перевозок, по своим масштабам занимает лидирующее место среди других стран по площади обслуживаемой территории - 25 млн. кв. км и протяженности воздушных трасс - 394 тыс. км. Структура воздушного пространства Российской Федерации включает в себя 542 воздушные трассы, в том числе 295 международных. По воздушным трассам выполняется почти 590 тыс. полетов гражданских воздушных судов, из них более 280 тыс. - международных. Обслуживание воздушного движения осуществляется оперативными органами (центрами) ЕС ОВД, в состав которых входят: главный центр - 1, зональные центры - 7, вспомогательные зональные центры - 4, районные центры - 71, вспомогательные районные центры - 46, а также органы ОВД аэропортов, вошедшие в предприятия ФУП "Госкорпорация по ОВД", - 256. Численность персонала составляет 25 тысяч высококвалифицированных специалистов.
- Борис Иванович, чем было вызвано создание новой структуры в системе организации воздушного движения и какие задачи ставились перед ней правительством?
- Распад СССР привел к ликвидации союзных министерств, в том числе и министерства гражданской авиации. Но жизнь-то на этом не остановилась. Самолеты продолжали летать. Смена же экономических отношений вызвала стихийный процесс создания предприятий по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением разных форм собственности, в которые вошли службы движения, базы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи.
Это в конечном счете привело к тому, что в Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОВД РФ) появились различные по организационно-функциональной структуре и подчинению органы организации воздушного движения. Изменились взаимоотношения между самой системой и пользователями воздушного пространства. Основу их взаимоотношений составил принцип платности предоставляемых услуг по аэронавигационному обслуживанию.
Единая система организации воздушного движения, состоящая из военной и гражданской частей, продолжала функционировать, используя накопленный ранее потенциал. Ее военная часть оставалась в относительно стабильном состоянии. Что же касается гражданской части системы, то в результате существенных структурных изменений госбюджетное финансирование для обеспечения ее функционирования стало катастрофически малым. Судите сами, в 1993 году поддержание системы в полной эксплуатационной готовности финансировалось лишь на 3 процента от необходимого объема, а в 1994 году - менее чем на 1 процент. В то же время финансовая потребность системы, в том числе для разработки, создания и оснащения новыми техническими средствами, непрерывно увеличивалась. Постоянные задержки выплаты заработной платы вызвали отток квалифицированных кадров, возникла социальная напряженность в коллективах авиапредприятий. Все это явилось одной из основных причин кризисного состояния ЕС ОВД РФ. Особенно остро эта проблема встала к середине 1995 года.
Создание ФУП "Госкорпорация по ОВД" должно было приспособить гражданскую часть Единой системы организации воздушного движения к основным условиям рыночной экономики, удовлетворить потребности пользователей воздушного пространства в аэронавигационном обслуживании, в том числе появившихся на рынке транспортных услуг многочисленных частных авиакомпаний, обеспечить безопасность и регулярность полетов воздушных судов.
Перед "Госкорпорацией по ОВД" изначально была поставлена задача из многочисленных разрозненных структур, обслуживающих воздушное движение, сформировать единую хозяйственную структуру.
- Насколько мне известно, несмотря на все трудности, эта задача была решена?
- Сегодня процесс формирования новой для России аэронавигационной структуры завершается. Причем, что особенно важно, в России создана единая гражданская хозяйствующая структура по организации воздушного движения на всей ее территории. Трудностей в этом деле было и есть немало.
Таким образом, предметом деятельности "Госкорпорации по ОВД" является предоставление и обеспечение, в соответствии с действующими нормативными документами, аэронавигационных услуг пользователям воздушного пространства России.
- Ваше предприятие - одно из ключевых в государственной системе обеспечения безопасности полетов. Но ведь организация воздушного движения - это не только графики, маршруты, эшелонирование полетов. Это еще и, если так можно выразиться, группировка технических средств, от состояния которых напрямую зависит безопасность полетов. Насколько они соответствуют требованиям времени?
- Для этого центры организации воздушного движения, входящие в состав наших дочерних предприятий, должны постоянно находиться в высокой степени эксплуатационной готовности. К сожалению, значительная часть оборудования Единой системы ОВД РФ морально и физически устарела. Дочерними предприятиями Госкорпорации эксплуатируются более 540 средств радиолокации и около 1.260 средств радионавигации, более 5.000 комплектов аппаратуры радиосвязи и документирования, автоматических телефонных станций, 3 автоматизированные системы УВД (Москва, Ростов-на-Дону, Казань), 14 аэродромных автоматизированных систем УВД, 185 радиотехнических систем посадки и других. Причем более половины упомянутых средств работают на продленном ресурсе.
- Тогда за счет чего удается поддерживать их в рабочем состоянии?
- Действующий в настоящее время финансово-хозяйственный механизм дочерних предприятий обеспечивает поддержание системы в эксплуатационном состоянии. Необходимые для этого финансовые средства складываются из сборов за аэронавигационное обслуживание как внутрироссийских, так и международных полетов, в том числе транзитных. Что же касается финансирования развития и совершенствования системы с учетом внедрения передовых технологий в соответствии с концепцией CNS/ATM Международной организации гражданской авиации, то здесь еще много проблем. Опыт ведущих стран мира показывает, что развитие и совершенствование систем ОВД требует, как правило, больших капиталовложений. Во многих западных странах финансирование программ по модернизации этих систем осуществляется из государственного бюджета. В США на эти цели предполагается израсходовать до 2015 года более 10 миллиардов долларов. В ряде стран Европы приняли решение модернизацию систем ОВД проводить совместно и выделить на эти цели более 20 миллиардов долларов.
Наши же возможности, к сожалению, пока что более чем скромные, хотя и с хорошо обозначенной тенденцией роста. Так, в 1996 году, то есть на момент создания "Госкорпорации по ОВД", на поддержание ЕС ОВД в рабочем состоянии было затрачено около 7 млн. долларов, в 2000 году - 70, а в 2001 году - свыше 40 млн. долларов. Устойчивое финансирование ремонтно-восстановительных работ и программы технического перевооружения гражданской части Единой системы позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.
Однако теперь нас серьезно беспокоит намечающаяся диспропорция в оснащении, материально-техническом и социальном обеспечении между гражданской и военной частями ЕС ОВД. В ближайшее время это может негативно сказаться на эффективности работы системы в целом.
- Выходит, что прежде чем купить билет на самолет, стоит сто раз подумать. Ведь безопасность полетов будет снижаться?
- Безопасность воздушного движения зависит от нескольких факторов: степени совершенства структуры воздушного пространства, состояния радиотехнических средств ОВД, навигации и связи, уровня профессионализма авиационного персонала. Сегодня корпорация стремится сделать так, чтобы подготовка авиационного персонала отвечала самым строгим международным требованиям. На курсах повышения квалификации, первоначальной подготовки и переподготовки персонала ОВД за последние годы прошли обучение более 3.800 специалистов, в том числе около 300 специалистов на различных курсах профессионально-ориентированного английского языка за рубежом (США, Англия), из них более 220 диспетчеров УВД.
- То есть перспективы есть и они настраивают на оптимизм?
- Что касается перспектив, то "Госкорпорация по ОВД" ставит перед собой задачи, решение которых позволит поднять организацию воздушного движения в России на новый качественный уровень. Это и привлечение пользователей для создания стабильного уровня интенсивности полетов по кроссполярным и дальневосточным трассам, что позволит увеличить объем сборов за аэронавигационное обслуживание как с иностранных, так и с отечественных авиакомпаний.
Мы намерены заниматься совершенствованием организации движения в нижнем воздушном пространстве, внедрением методов консультативного и полетно-информационного обслуживания для авиации общего назначения. Одной из ключевых задач станет обновление и модернизация систем и средств ОВД, в том числе с использованием спутниковых технологий CNS/ATM и автоматического зависимого наблюдения. Здесь и проведение ремонтно-восстановительных работ с целью поддержания системы в работоспособном состоянии. Госкорпорация будет заниматься приведением структуры воздушного пространства в соответствие с административно-территориальным делением страны, укрупнением районов и центров ЕС ОВД, способствовать открытию новых участков воздушных трасс, открытию сети разведенных маршрутов ОВД с односторонним движением для обеспечения безопасности воздушного движения с внедрением в воздушном пространстве сопредельных государств сокращенных минимумов вертикального эшелонирования. Будут внедряться технологии работы диспетчеров с использованием информации спутниковых систем навигации (GPS/GLONASS) для определения местоположения воздушных судов. Приоритетным направлением нашей деятельности было и будет решение социально-экономических проблем.
ФУП "Госкорпорация по ОВД" призвана обеспечить эволюционную последовательность интегрирования в мировую аэронавигационную систему. Единая система организации воздушного движения Российской Федерации сегодня развивается и модернизируется с учетом этого....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка