О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Авиастар" нащупал взлетную полосу

На сей раз с помощью Египта
В Ульяновске предпринимается очередная попытка вывести из кризиса самолетостроительное производство. В роли спасителей изъявили готовность выступить восемнадцать финансовых структур и промышленных объединений. О своих намерениях потенциальные коллеги возрождения "Авиастара" заявили в Москве - на встрече с главой администрации Ульяновской области Владимиром Шамановым. По возвращении в Ульяновск последний сказал, что столичный диалог является плодом совместных усилий, которые в течение полугода прикладывали "Росавиакосмос" и все те, кто заинтересован в развитии гражданского авиастроения в России.
Поиск надежного стратегического партнера ульяновский авиазавод начал еще в начале минувшего года. И в апреле, казалось, такой нашелся, в лице группы компаний "Новое Содружество". Холдинг в течение двух лет намеревался инвестировать в производство самолетов два миллиарда рублей. Взамен представители объединения должны были стать обладателями 26-процентного пакета акций "Авиастар-СП". Стороны ударили по рукам, и "Новое Содружество" начало довольно резво, вложив в дело 261 миллион рублей. За счет этого были ликвидированы долги перед бюджетами, энергетиками, кредиторами, а также погашена многомесячная задолженность по заработной плате.
Но затем отношения партнеров разладились. Одна сторона пыталась дать понять, что иногородние бизнесмены решили подешевке заполучить крупный завод, другая - что ее попросту задумали "раскрутить". Кончилось все тем, что в октябре прошлого года "Новое Содружество" покинуло авиапредприятие, оставив за собой право добиваться возврата 261 кровного миллиона.
Случившееся подвигло администрацию Ульяновской области, которая до тех пор занимала наблюдательную позицию и демонстрировала едва ли не полное невмешательство, взяться за гуж. На очередном собрании акционеров совет директоров был полностью обновлен, и в его составе появились сразу три представителя команды губернатора. Один из них - советник по вопросам авиации Михаил Миримский - и возглавил руководящий орган.
Новым генеральным директором большого "Авиастара" чуть позже был избран Сергей Понамаренко, экс-мэр города Шахты Ростовской области. Главной своей задачей он называет возврат в состав акционерного общества тех активов, которые в свое время были из него выведены. Речь идет о ряде производств, раньше составлявших единое целое - Ульяновский авиационно-промышленный комплекс, - а ныне являющихся самостоятельными хозяйствующими субъектами. В их числе международный аэропорт "Ульяновск-Восточный", покрасочный цех и кое-что еще.
"Крепить мощь" производства снизу поручили Виктору Михайлову, уже сидевшему с 1991 по 1997 год за "штурвалом" завода. Тот период запомнился прежде всего приватизацией предприятия, которая, как выяснила Счетная палата РФ, прошла с нарушениями, а также беспрецедентной акцией работников "Авиастара": в 94-м измученные многомесячными задержками зарплаты тысячи людей лавиной устремились по улицам Ульяновска, решив перекрыть движение по объекту стратегической важности - мосту через Волгу.
Сегодня Михайлов называет себя камикадзе. Долг завода перед бюджетами всех уровней превышает пять миллиардов рублей. Отдать всю сумму сразу нереально: нет серьезных заказов, да и трудится на предприятии почти в пять раз меньше специалистов, нежели в годы расцвета.
Тем не менее генеральный директор считает себя способным разработать программу реанимации "Авиастара-СП". Он так же, как и Понамаренко, выступает за возвращение под одно крыло всех ныне самостоятельных производств, утверждая, что кредиторы гораздо охотнее идут на контакт, если знают, что имеют дело с единым предприятием, имеющим единую марку.
Наиболее реальным инвестором ульяновского авиагиганта на сей день считается египетская компания "Като Ароматик" (никто не отрицает, что Михайлов стал генеральным с подачи владельца африканской фирмы - доктора Ибрагима Камеля). Египтяне, проявляющие постоянный интерес к лайнерам Ту-204, готовы вложить в самолетостроение 250 миллионов долларов. Более ста из них, если все сложится благополучно, поступят в Ульяновск в течение 2002 года.
Эти моменты и должны лечь в основу антикризисной программы руководителя "Авиастара-СП".
- Если к концу первого квартала 2002 года она вас устроит, - сказал он на встрече с трудовым коллективом, - я останусь. Если нет - уйду, уступив место более предприимчивым и способным.
Между тем в Ульяновске снова заговорили о поставке лайнеров в Китай. Первым шагом должно стать приобретение КНР пяти самолетов Ту-204-120С и так называемый опцион еще на десять машин. Рамочное соглашение два государства заключили еще в сентябре. Но после того как завод покинуло "Новое Содружество", о радужных перспективах пришлось на время забыть. И китайцы, и египтяне намерены покупать ульяновские самолеты, оснащенные двигателями компании "Роллс-Ройс". Они стоят дешевле, чем "Боинги", но для российских потребителей это все равно дорого. Поэтому им будут предложены "тушки" с пермскими моторами ПС-90. Поддержать серийное производство именно таких самолетов и планируют отечественные кредиторы "Авиастара"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская Бизнес-газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка