О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На грани неба и волны


В гидроавиастроении России по-прежнему нет равных
Вплоть до середины 80-х годов отечественный авиапром на равных конкурировал с ведущими производителями гражданских самолетов - европейским Airbus Industrie и американским Boeing. Но концовку века мы начисто проиграли: российские производители пассажирских лайнеров уступают западным коллегам, так же как и наши автомобилестроители. Правда есть маленькое, но приятное утешение: Россия сегодня является признанным лидером в производстве гидросамолетов. Особенно успешным для Авиационного научно-технического комплекса (АНТК) им. Бериева, занимающегося разработкой гидроавиатехники, стал прошедший год. Впервые в истории отечественной авиации в течение года конструкторское бюро, причем не московское, а таганрогское, получило два сертификата на самолеты Бе-200 и Бе-103.

Бе-103, в отличие от других российских самолетов, был сконструирован и сертифицирован без привлечения государственных средств. Чтобы получить заветный сертификат, являющийся своеобразным паспортом самолета - теперь его можно будет продавать, - Бе-103 совершил более 300 полетов. Работа шла интенсивно, пилоты совершали по 10 вылетов в день. Внимание к нему было приковано не только в России.

По словам председателя Авиарегистра Межгосударственного авиационного комитета (это ведомство занимается сертифицированием авиатехники) Анатолия Круглова, впервые Федеральная авиационная администрация США сама обратилась к россиянам с просьбой направить заявку для сертификации Бе-103 и за океаном. Такая инициатива американцев не выглядит странной: на Западе основной парк гидросамолетов состоит из старых либо самодельных машин. А Бе-103, работа над которым началась в 90-е годы, является самым современным самолетом. Намерения о его приобретении уже высказал ряд частных американских, французских, греческих и израильских авиакомпаний.

Несмотря на предполагаемый большой спрос на Западе, таганрогцы пока не намерены рассматривать вопрос о налаживании производства Бе-103 за пределами России. "Мы очень рассчитываем на "Авиаэкспорт", - говорит генеральный директор АНТК им. Бериева Геннадий Панатов. - Но если он нас подведет, то, возможно, придется поделиться производством с иностранцами".

Среди российских структур наибольший интерес к Бе-103 проявляют противопожарная и лесные службы. Среди потенциальных покупателей значатся и российские предприниматели. Ведь стоимость Бе-103 сопоставима с ценой шестисотого "Мерседеса".

Главная причина, тормозящая процесс закупок самолетов в России частными лицами, - отсутствие законодательной базы. По словам заместителя председателя комитета по промышленности Госдумы Вячеслава Шпорта, депутаты уже работают в этом направлении. Вполне вероятно, что им удастся заполнить этот пробел. Во всяком случае, Госдума смогла убедить правительство включить в нынешний бюджет расходы на эти два самолета. "Деньги, конечно, не слишком большие, но это является свидетельством того, что государство не намерено стоять в стороне от процесса развития российской гидроавиации", - заявил Вячеслав Шпорт.

Что касается Бе-200, то его судьба уже давно не вызывает опасений. Гарантом благополучия самолета в России выступают заказы от Министерства по чрезвычайным ситуациям и Федеральной пограничной службы. Кроме того, Бе-200 был одним из самых посещаемых на последних международных авиасалонах в Москве, Малайзии и Южной Корее. А недавние лесные пожары в Австралии, где очень много водоемов, но нет самолетов, способных производить забор воды с поверхности озер, вынудили правительство этой страны направить предложения по закупке российских машин. Ранее намерения приобрести Бе-200 высказал и Китай....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка