О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Новые рубежи РСК "МиГ"

Объем заключенных контрактов по итогам 2001 г. составил 900 млн. долл.

Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" отметила в конце прошлого года свой двухлетний юбилей. Напомним, что распоряжение правительства Российской Федерации об образовании РСК "МиГ" подписано 8 декабря 1999 г. Тогда была восстановлена историческая справедливость: в названии корпорации вновь зазвучала аббревиатура "МиГ" (Микоян и Гуревич). Два года напряженной работы нового руководства во главе с генеральным директором - главным конструктором Николаем Никитиным принесли первые успехи.

За это время РСК "МиГ" состоялась как единая структура, в основу программы развития которой легла идея вертикальной интеграции организаций, непосредственно обеспечивающих все элементы жизненного цикла создаваемых самолетов - от разработки концепции, эскизного и рабочего проектирования до маркетинга, серийного производства и технической поддержки в процессе эксплуатации. Такой подход к организационной структуре крупных самолетостроительных концернов продемонстрировал свою эффективность в большинстве стран мира. По этому же пути пошли и другие российские предприятия авиапрома. На заседании правительства РФ в мае 2001 г. отмечалось, что РСК "МиГ" оказалась наиболее подготовленной к созданию многопрофильного холдингового комплекса, так как является единственной в этой отрасли корпорацией вертикально-интегрированного типа.

В декабре 2001 г. отмечалась еще одна памятная дата. Разработчику "МиГов" - Инженерному центру "ОКБ имени А. Микояна", который является структурным подразделением РСК, исполнилось 62 года. За это время ОКБ разработало около 200 проектов боевых самолетов, из которых 62 машины производились серийно. Всего было построено более 60 тыс. самолетов марки "МиГ", из них около 11 тыс. поставлено на экспорт более чем в 40 стран мира.

В настоящее время МиГ-29 составляет основу парка истребительной авиации стран СНГ. На вооружении Военно-воздушных сил Украины находятся 379 таких машин, Узбекистана - 36, Киргизии - 26, Белоруссии - 138, Казахстана - 176, Армении - 2, Туркменистана - 24, Азербайджана - 31, Молдавии - 6. Истребители МиГ-29 также эксплуатируются в 23 странах мира.

Как отметил Николай Никитин, 2001 г. стал переломным в работе РСК "МиГ". Главные усилия корпорации были направлены на продвижение основной продукции - истребителей МиГ-29. Интенсивная маркетинговая работа на международном рынке принесла свои результаты. Заключено пять контрактов на поставку истребителей в зарубежные страны, а также ряд соглашений на оказание услуг и поставку запчастей. Суммарный объем заключенных контрактов по итогам 2001 г. составил 900 млн. долл., портфель заказов вырос почти в 11 раз. За последние два года корпорация реализовала около 500 заявок из 14 стран по 34 тыс. позиций, связанных с поставками запчастей и предоставлением услуг.

Выиграны тендеры на поставку и модернизацию МиГ-29 в целом ряде стран, причем не только среди постоянных российских партнеров, но и в нетрадиционных регионах. Достаточно сказать, что в прошлом году Миг-29 были приняты на вооружение ВВС двух новых стран. В 2002 г. ожидается заключение контрактов на сумму 1 млрд. долл.

Знаковым стало возвращение РСК "МиГ" на европейский рынок. Чрезвычайно важным является контракт с Венгрией, членом НАТО, на ремонт и поставку запчастей. Недавно объявлен тендер на ремонт двадцати МиГ-29 болгарских ВВС, в котором корпорация имеет преимущественные шансы на победу. Успешная работа маркетинговых служб РСК обеспечила хорошие заделы в области военно-технического сотрудничества и с другими потенциальными заказчиками. За два года руководителям авиационных ведомств различных государств мира передано около 200 технико-экономических предложений по поставкам продукции РСК "МиГ", ремонту и модернизации самолетного парка. Общий объем прорабатываемых контрактов составляет около 4 млрд. долл. со сроком исполнения 5-6 лет.

Реализация контрактов по МиГ-29 является основой развития других авиационных программ корпорации и диверсификации производства. По словам Николая Никитина, в ближайшие годы доходы от продаж истребителей на внешнем рынке составят 90% всего бюджета корпорации. Ситуация в РСК "МиГ", которая в конце 1998 - начале 1999-го оценивалась как кризисная, будет полностью стабилизирована к 2004 г. Именно тогда, по имеющимся расчетам, у корпорации появятся необходимые оборотные средства и инвестиции под перспективные проекты.

В соответствии с российской военной доктриной основным направлением развития истребительной авиации ВВС России является модернизация существующего самолетного парка. РСК "МиГ" предлагает различный набор элементов модернизации, причем все доработки по желанию заказчика могут быть выполнены как комплексно, так и по отдельности. Цель комплексной модернизации - доведение боевой эффективности эксплуатирующихся авиационных комплексов до уровня, обеспечивающего решение всех задач, стоящих перед тактической авиацией. В настоящее время на АРЗ в Кубинке проходит модернизацию по программе МиГ-29СМТ первый истребитель МиГ-29 из состава ВВС России.

Продолжаются испытания прототипа корабельного варианта МиГ-29К для ВМС Индии. В прошлом году заложена опытная серия этих машин в одно- и двухместном варианте. Разработано новое семейство самолетов МиГ-29М1 и МиГ-29М2 (МиГ-29MRCA), унифицированных на 95-98% с корабельной модификацией. МиГ-29К был с успехом продемонстрирован на Международном авиасалоне в Бангалоре (Индия), а МиГ-29MRCA - на выставке LIMA-2001 (Малайзия).

Для стран Центральной и Восточной Европы предлагаются варианты модернизации состоящих на вооружении МиГ-29 под стандарты НАТО, а также совершенно новые принципы их эксплуатации, заключающиеся в продлении жизненного цикла до 3-4 тыс. часов, эксплуатации самолетов по техническому состоянию, создании системы логистической поддержки. Это позволит государствам ЦВЕ использовать имеющийся парк самолетов марки "МиГ" до 2020 г.

Продолжаются работы по созданию учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ, предназначенного для летных училищ российских ВВС. Началась реализация решения о проведении совместных с ВВС РФ и "Росавиакосмосом" сертификационных испытаний этого самолета и принятии его в опытную эксплуатацию. МиГ-АТ заменит в летных училищах и строевых частях самолеты чешского производства L-39.

Одной из стратегических задач корпорации является перевод части имеющихся мощностей на выпуск гражданской авиационной продукции. Приоритетной программой данного направления является серийное производство ближнемагистрального самолета Ту-334. В декабре прошлого года РСК "МиГ" подписала с ОАО "Туполев" договор об инвестировании 25 млн. долл. на проведение сертификации данной машины. Эта сумма превышает заложенные в Федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиационной техники России на период до 2015 г." объемы внебюджетного финансирования Ту-334. С учетом бюджетного финансирования планируется завершить сертификацию этой машины в 2003 г.

С целью усиления позиций РСК "МиГ" на внешнем и внутреннем рынках проводится реорганизация внешнеэкономического блока. Учитывая, что на финансовом рынке сейчас достаточно много свободных средств, активизируется работа по их привлечению в виде инвестиций под программы корпорации.

В настоящее время разработан план стратегического развития РСК "МиГ" до 2020 г. Исходя из загрузки предприятий, будет решаться вопрос о поэтапном выводе части производственных площадей Производственного центра имени П. Воронина из Москвы и развитии Луховицкого авиационного производственно-испытательного комплекса. В перспективе ставится задача довести объем заключаемых контрактов до 1,2-1,5 млрд. долл. в год....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка