О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Штирлиц - автомат

Командиры военного экипажа, штурманы и пилоты скоро могут остаться без работы (только не надо в меня кидаться камнями - шучу, конечно). А вот то, что совсем недавно изобрели беспилотный самолет-разведчик "ГрАНТ", - чистейшая правда. Нашумевший когда-то самолет-разведчик "Пчела" беспилотного комплекса "Строй-П", обнаружившая не одну группировку бандитов в Ведено, - отдыхают. Для сравнения: "Пчела" весит 140 кг, продолжительность полета не превышает двух часов, а радиус боевого применения достигает 50-60 километров. "ГрАНТ" же весит всего лишь 20 килограммов, летает на расстояние 70 километров, продолжительность его полета - почти четыре часа, а максимальная высота подъема - 5 тысяч метров. А площадь охвата территории - три тысячи квадратных километров!

Испытания "ГрАНТа" сейчас проходят на территории аэродрома Егорьевского аэроклуба. Миниатюрный самолетик со звериным ревом взлетает в воздух, делает разворот и еще долго кружит над нами. А потом мягко приземляется на глубокий снег.

- На траву он садится помягче, - ухмыляются офицеры. - Только вот же беда: там, где он будет приземляться, - одни камни...

Самолет, естественно, ведет только тактическую разведку, поэтому совсем отстранить людей от работы не может. "ГрАНТом" управляет всего один человек. Он в реальном времени на дисплее видит местность, над которой летит этот самолет, и с точностью до метра получает координаты элементов цели. Дешифровка идет вручную, а программа полета задается перед стартом.

"Пассивный пилот" может регулировать скорость и направление полета, а также включать камеры - переднюю, боковую или перпендикулярно смотрящую под самолет. А то и все три одновременно! Управление на старте и посадке - ручное. Пилот непрерывно получает телеметрическую информацию в течение всего полета. А потом может сколь угодно долго рассматривать сделанные снимки. Его задача - с помощью этой чудо-машины обнаружить скопления боевиков, склады и машины для дальнейшего их расстрела.

Кстати, этот самолет с большим успехом можно использовать и на "гражданке". Например, во время лесных пожаров в пожароопасных районах, которые на машинах не объездишь. Пять литров 92-го бензина на четыре часа полета - копейки по сравнению с арендой вертолета для тех же целей. А еще "ГрАНТ" можно использовать при мониоринге газопроводов, водоемов и поиске полезных ископаемых.

- Как судно назовешь, так оно и поплывет, - рассказывает главный конструктор самолета Николай Чистяков. - Конструировали мы красавца месяцев восемь. Сначала хотели назвать его "Танка", но с таким именем далеко не уедешь. Был другой вариант - "Макар", но и его тоже забраковали. Остановились на "ГрАНТе" (гражданский аэродинамический наблюдатель телевизионный). Окрестили его гражданским самолетом, чтобы военные умники указания не давали. И все же, - шепотом добавляет Николай Валерьевич, - это незаменимое средство для тактической воздушной разведки в Чечне.

Хорошо, если "сверху" прислушаются к его словам. Но не исключено, что верхушка может решить так: дешевле отправить роту солдат на разведку (читай - на верную гибель), чем запустить такой самолет. А если собьют?..

Действительно, самолет-разведчик - удовольствие не из дешевых.

Но это уже не денежный вопрос, а скорее престижный....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка