О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Русские готовы ликвидировать авиатеррор

Борьбе с терроризмом на авиатранспорте явно не хватает новых идей и технологий. Наши ученые предлагают их в избытке

11 сентября 2001 года захват четырех "Боингов" унес более трех тысяч человеческих жизней и причинил мировой экономике многомиллиардный ущерб. Вопрос безопасных авиаперевозок встал как никогда остро.

В России попытались возродить подразделения транспортной милиции для сопровождения пассажирских рейсов. Впервые они были созданы в 70-е годы после угона самолета в Турцию, когда погибла проводница Надежда Курченко. Но после установки металлодетекторов в аэропортах, стальных дверей пилотских кабин и заключения международных договоров о выдаче воздушных пиратов сопровождение отменили. Сейчас против вооруженных охранников на борту выступило Министерство транспорта, заодно напомнив о своем существовании. И правильно выступило, поскольку применение оружия на авиатранспорте крайне опасно и даже запрещено уставом конвойной службы. Пулевое отверстие - и нарушение герметичности, повреждение линий управления, другие последствия, влекущие неминуемую гибель воздушного судна. Кому нужна такая защита?

Пока в России распорядились только установить стальные двери в "Боингах" и "Эрбасах", эксплуатируемых отечественными авиакомпаниями. В США не придумали ничего лучше обысков, вплоть до разувания, и сурового анкетирования. Осталось только проверить всех пассажиров на детекторе лжи.

А ведь наступил уже ХХI век, стремительно развиваются новые технологии. В том числе и в России. Например, специалисты Курчатовского института предлагают антитеррористическую систему мониторинга полета авиалайнеров.

Система должна иметь глобальный характер, только в этом случае она будет стопроцентно эффективной. В нее должны войти наземные станции слежения и контроля, расположенные на территории стран-участниц, и следящие информационные комплексы, установленные непосредственно в авиалайнерах. Проще говоря, внутри самолета располагаются скрытые управляемые телекамеры. Экипаж самолета и эксперты на земле могут отслеживать поведение каждого пассажира и оценивать его психологическое состояние. Опасного субъекта можно будет заблаговременно обезвредить, скажем, с помощью электрошокера и наручников. Если же захват самолета все же случится, обстановка на борту останется под видеоконтролем вплоть до спецоперации по освобождению заложников.

Антитеррористическую систему мониторинга можно хоть сегодня внедрить в США. Там в каждом самолете имеется телефон-автомат, а на земле более 130 станций, обеспечивающих связь. По этим радиоканалам на всей территории Соединенных Штатов можно передавать видеоинформацию. В России подобное возможно пока только в районах Москвы и Санкт-Петербурга. На необъятных просторах Евразии более подходящей будет спутниковая связь.

Для наземного контроля в том же Курчатовском институте разработан нейтронный томограф, основанный на физических эффектах, возникающих при рассеивании быстрых нейтронов. С его помощью можно обнаруживать все известные виды взрывчатых веществ, наркотики и прочую контрабанду, было бы соответствующее программное обеспечение. Что важно, аппаратура полностью радиационнобезопасна.

В ряде государств, в том числе и у нас, уже работают системы компьютерного распознавания личности по видеоизображению. Телекамеры в пунктах пропуска могли бы идентифицировать лица пассажиров и соотносить с базой данных, содержащей портреты террористов, взятых из видеозаписей "Аль Каеды" и прочих экстремистских организаций. А ладонь, приложенная к сканирующему устройству, в считанные минуты позволит узнать, имел ли пассажир дело с правоохранительными органами и под своей ли фамилией идет на посадку.

Продолжая тему мониторинга полета, хочется заметить: не слишком ли архаичны бортовые самописцы - "черные ящики"? Сконструированные 30-40 лет назад, они создают массу проблем при расследовании катастроф.

Мнение эксперта

Нам есть, что предложить авиаторам
У нас разработаны системы видеомониторинга для наземных объектов. Они действуют в Курчатовском институте, хранилищах делящихся материалов... Их достаточно просто адаптировать к условиям авиационного полета. Мы можем предложить многовариантную линейку систем для оборудования авиалайнеров стоимостью от 10 тыс. долларов. Но даже если оборудовать самолеты по самым дорогим вариантам, это все равно дешевле, чем выплачивать компенсации жертвам терактов.

Александр Григорьев, начальник отдела Курчатовского института...
Авторские права на данный материал принадлежат «Время МН». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка