О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Правительство изымает у оборонки экспортные доходы


В России набирает силу тенденция, грозящая существенным оскудением основного потока доходов оборонки, который на 70% связан с продажей вооружения и военной техники за рубеж. Речь идет о стремлении чиновников коренным образом изменить принципы взаимодействия между государством и предприятиями, выполняющими иностранные заказы. До сих пор при выполнении экспортного контракта оборонная фирма получала все, что перечислил в Россию покупатель (за исключением платы за услуги госпосредника). С 2001 г. власть стала действовать по-иному.

Новый лозунг взят из советских времен. Он гласит: за выполнение экспортного заказа предприятию полагается сумма, соответствующая себестоимости продукции плюс какая-то, определенная в высоких кабинетах, прибыль (эксперты указывают, что речь идет о 7-10%). Учитывая реалии российской экономики (например, процентные ставки по кредитам), нововведение означает, что фирмы фактически теряют финансовую самостоятельность и превращаются в придаток правительственных органов.

Однако в отличие от прежних лет Центр не способен вести масштабную инвестиционную деятельность - для этого нет ни средств, ни законодательного базиса, ни рыночных инструментов. Нетрудно предсказать, что в условиях катастрофического старения производственных фондов такая политика предвещает кризис даже тех предприятий, которые сумели найти свое место в рыночной экономике.

Для реализации нового курса был найден механизм, основанный на сложившейся системе управления военно-техническим сотрудничеством. В соответствии с ней правительство сначала разрешает ФГУП "Рособоронэкспорт" подписать контракт с иностранным государством, а затем выпускает постановление, предписывающее этому единственному госпосреднику заключить договор на выполнение заказа с одним из предприятий ОПК.

В 2001 г. Центр по крайней мере в двух случаях реализовал состязательный принцип выбора исполнителя.

Первый раз речь шла о почти двухмиллиардной сделке, предусматривающей поставку в Китай крупной партии многоцелевых истребителей Су-30МКК. Победу одержал Комсомольский-на-Амуре авиационный завод. Тем самым был создан прецедент соревнования, в процессе которого, насколько известно "НВО", удалось "сэкономить" несколько десятков миллионов долларов. По словам чиновников, они должны пойти на создание истребителя пятого поколения.

Второй случай - правительство решило провести тендер с целью выбрать завод-исполнитель заказа на поставку в КНР двух эсминцев проекта 956ЭМ.

Комиссия под председательством генерального директора Российского агентства по судостроению Владимира Поспелова передала заказ "Балтийскому заводу". По данным СМИ, он снизил цену на эсминцы на 80 млн. долл.

Источники "НВО" сообщают, что аналогичный механизм чиновники хотят использовать и при реализации контракта на поставку в одну из стран вертолетов Ми-17. Бороться за него будут Казанские вертолетный и Улан-удинский авиационный заводы.

Однако, проведение каких-либо конкурсов между российскими предприятиями при выполнении экспортных контрактов не предусмотрено нормативными документами. В соответствии с указом президента РФ ? 1953 от 1 декабря 2000 г. "определение исполнителей из числа российских субъектов ВТС" является функцией Комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству (КВТС). Полномочиями в сфере назначения предприятий-исполнителей этих контрактов обладают и отраслевые агентства.

Отсутствие нормативной базы по внутренним конкурсам влечет за собой невозможность организовать их по твердо установленным правилам, на основании заранее известных критериев (нет даже единой формы заявки).

Внутренний тендер, если его проводить после подписания контракта, по существу, является официальным признанием того, что оружие продается по завышенной цене. По данным "НВО", некоторые специалисты из числа тех, кто профессионально ведет переговоры о продаже оружия, уже бьют тревогу. Им приходится месяцами и годами доказывать заказчику, почему за товар следует заплатить именно столько и ни центом меньше. Теперь их позиции оказались под угрозой. Кроме того, в обстановке борьбы за заказ между предприятиями неизбежны утечки информации о реальной стоимости изделий, которые приведут к осложнениям на этапе выполнения контракта и переговорах о последующих продажах.

А ведь в обоих упомянутых случаях (Су-30МКК и эсминцы проекта 956ЭМ) речь идет о китайских заказах. Пекин по традиции крайне болезненно реагирует на утечки информации о своих военных закупках, эксперты не исключают резких - вплоть до разрыва контракта - демаршей китайцев.

У тендера, если он организуется после заключения контракта, есть и не совсем корректный внутренний аспект. Переговоры с инозаказчиками ведут не только представители "Рособоронэкспорта". Когда речь идет о крупных сделках, заинтересованное предприятие промышленности активно участвует в предконтрактной работе. При этом оно, как правило, полностью раскрывается перед своими кураторами из госструктур. Таким образом, та фирма, которая более всего сделала для заключения контракта, при проведении тендера оказывается в самом невыгодном положении - чиновникам (а в конкретных российских условиях - и предприятиям-конкурентам) становятся известными структура цены, себестоимость, кооперация и другие сведения, относящиеся к коммерческой тайне.

Стремление ограничить рентабельность зарубежных контрактов дает ясное представление о том, каким образом кураторы ОПК в правительстве намерены изыскивать средства для внебюджетного финансирования российских военных программ. Однако открытым остается вопрос о том, какова технология перевода изъятых денег в промышленность. Анализ показывает, что законных механизмов для таких инвестиций в РФ сегодня нет.

Законы "Об обороне" и "О государственном оборонном заказе" прямо запрещают финансировать потребности Минобороны помимо государственного бюджета. Примечательно, что Госдума РФ 18 января отклонила в первом чтении проект Федерального закона "О внесении дополнений в отдельные законодательные акты РФ" (авторы поправок предлагали разрешить финансирование оборонного заказа из внебюджетных источников).

Отказ от принципа одного полномочного заказчика объективно создает основу для злоупотреблений. Отметим и чисто экономический аспект: если аккумулировать и инвестировать средства будет выбранное правительством предприятие, то неизбежны потери, связанные с выплатами 24-процентного налога на прибыль.

Проблема прямо затрагивает Минобороны РФ, однако пока его представители не высказали своего отношения к ней. В то же время источники "НВО" в военном ведомстве склонны негативно оценивать тенденцию минимизации доходов предприятий ОПК. Это связано с тем, что сложился и в целом успешно функционирует механизм косвенного финансирования государственного оборонного заказа за счет средств от экспорта. В частности, модификации ВВТ, изначально создаваемые для иностранных заказчиков, находят применение в ВС РФ (например Су-24МК).

Возможно, что существующая система не оптимальна, но, прежде чем ее ломать, надо предложить адекватную замену.

Очевидно, что после десяти лет реформ выжили лишь те предприятия (неважно - частные или государственные), которые относятся к оборонному производству как к полноценному хотя и специфическому, бизнесу. Можно, конечно, попробовать превратить их в технологические звенья корпорации "Белый дом, оборонка и компания". Однако будет ли такая структура способна хотя бы к простому воспроизводству - это большой вопрос.

Основная проблема российского ОПК состоит в дисбалансе между потенциалом оборонки, потребностями военных и финансовыми возможностями государства. Самый эффективный способ преодоления этих противоречий - привлечение в высокотехнологичный комплекс инвестиций. Эту проблему в условиях сокращения прежних военных угроз стремятся решить все государства мира, включая США с их огромным военным бюджетом. Однако капиталовложения в оборонку станут реальностью лишь при условии существенно большей прозрачности и установлении понятных и стабильных "правил игры". Конечно, их выработка - существенно более сложное дело, чем перераспределение экспортных заказов. Однако созданию цивилизованных рычагов госрегулирования в долгосрочной перспективе альтернативы нет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка