О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Компания нового поколения

Россия и Белоруссия объединяют усилия в оборонной сфере



Сергей Леонидович Батехин родился 22 сентября 1965 г. Окончил Военный краснознаменный институт Министерства обороны СССР (ныне Военный университет МО РФ) и Академию народного хозяйства при правительстве РФ имени Г.В. Плеханова. Имеет опыт работы в международных организациях, государственных и бизнес-структурах. Более 5 лет трудится в ОАО "Оборонительные системы": последовательно занимал должности финансового директора, директора, генерального директора - председателя правления. С 2000 г. - исполнительный секретарь Межгосударственной финансово-промышленной группы "Оборонительные системы". Награжден орденом Дружбы и другими государственными наградами.

Приоритеты
Российская финансово-промышленная группа (ФПГ) "Оборонительные системы" создана в 1997 г. В ее состав входят более двух десятков предприятий, в том числе МКБ "Факел", "Московский радиотехнический завод" (МРТЗ), Московский научно-исследовательский институт приборной автоматики, КБ "Кунцево". Управляющей компанией финансово-промышленной группы стало одноименное акционерное общество.

Общий объем экспорта, по оценкам экспертов, составил около 1 млрд. долл.
"Оборонительные системы" участвуют в производстве зенитно-ракетных комплексов С-300П, модернизации ЗРК С-125 "Печора", разработке и производстве пограничной системы "Полоса", нового ЗРК малой дальности на базе оптико-электронной станции "Феникс", малогабаритного навигационно-связного комплекса "Тропа", продукции двойного и гражданского назначения.

-Сергей Леонидович, почему успешно работающей компании понадобилось вдруг объединяться с Белоруссией и поднимать вопросы простой производственной кооперации на высокий политический уровень для создания добровольного объединения, которым является Межгосударственная финансово-промышленная группа. Не слишком ли сложно, нельзя ли было остаться в рамках простой кооперации, хоть и международной?

- Простых вопросов в современном производстве высокотехнологичных систем, которыми мы занимаемся, на мой взгляд, не существует. Это во-первых.

А во-вторых, есть кроме воли предприятий, даже целых групп предприятий и их руководителей, еще и такие факторы, как экономическая целесообразность и промышленная политика правительства, которые непосредственным образом влияют на процессы в промышленности.

Одной из основных причин, по которой была создана МФПГ, - это то, что подобного рода деятельность выпадает из существующего на сегодняшний день правового поля. Это прекрасно понимали правительства и президенты двух стран, которые принимали решение о нашем создании, и, естественно, предприятия-участники.

- А после подписания Межправительственного соглашения вы сразу оказались в правовом поле?

- В определенной степени. Во всяком случае, в гораздо лучшем положении, чем до его подписания. Межправительственное соглашение устанавливает "правила игры" для участников конкретной группы предприятий, работающих в конкретной отрасли.

- Тогда скажите, насколько оправданно объединение именно в виде финансово-промышленной группы, пусть и межгосударственной, ведь это достаточно "мягкая" форма объединения?

- Исходя из нашего опыта работы в оборонке для каждого периода развития или трансформации военно-промышленного комплекса характерны различные формы организации бизнеса, и определяются они задачами, которые ставятся перед компанией. Необходимо признать, что сейчас логика развития рынка вооружений и развитие ВПК требуют следующего шага. ФПГ - это добровольное объединение предприятий. Любой директор предприятия, которое является членом ФПГ, конечно, берет на себя определенные обязательства. Но берет их добровольно. Пока предприятия были загружены и имели какой-то запас прочности, это было оправданно. Многие заводы искали и нашли новые направления бизнеса, кроме участия в производстве зенитно-ракетных систем. Но далеко не все. Главным образом потому, что большинство предприятий изначально создавалось для разработки или выпуска только одного вида продукции, другими словами, были "монокультурны". Поэтому в российских реалиях сегодня речь идет об изменении структуры производства, выстраивании четкой вертикали управления предприятиями. Эту роль кто-то должен взять на себя. Заниматься реструктуризацией предприятий и производства, не имея реальных рычагов управления, просто невозможно.

А в межгосударственном сотрудничестве эта фаза жесткой интеграции еще не наступила. Это легко объясняется тем, что развитие ВПК в России и в Белоруссии находятся в разных стадиях, с одной стороны, и в разных юридических условиях - с другой. Именно поэтому была избрана такая "мягкая" форма интеграции.

- То есть вы хотите сказать, что у "Оборонительных систем" как бы две политики - внутренняя и внешняя?

- Необходимо отличать два понятия, "две большие разницы", как говорят в Одессе: Межгосударственную финансово-промышленную группу "Оборонительные системы" и российское Открытое акционерное общество "Оборонительные системы". Это две хоть и взаимодействующие, но все-таки разные структуры. Поэтому то, что вы называете "внешней" политикой, - из сферы деятельности МФПГ, а "внутренней" - российского акционерного общества, которое является управляющей компанией межгосударственной группы.

- Что дальше, как будет развиваться ваша внешняя часть, то есть МФПГ "Оборонительные системы"? Контракт по "Печоре" понятен, как и в целом это направление, что еще?

- Есть две стороны этого вопроса, равно как и два направления дальнейшего развития. Развитие направлений деятельности группы в рамках целевых программ Союзного государства. Вы знаете, что у нас с Белоруссией единая система противовоздушной обороны, одинаковое вооружение. В этих рамках МФПГ имеет большой потенциал для развития. Техника, находящаяся на вооружении, требует ремонта и обслуживания, поддержания ее в необходимой кондиции и так далее.

С другой стороны, Межправительственным соглашением о нашем создании предусмотрено, что Межгосударственная финансово-промышленная группа "Оборонительные системы" является "открытой" для вступления других членов, как предприятий государств-участников, так и других, в первую очередь для стран СНГ или, например, Евразийского союза. Это еще одно направление "внешней" политики группы. А с появлением новых членов появятся и новые программы, новые задачи. Мы открыты для сотрудничества и предложений.

- C внешней политикой понятно, а что на "внутреннем" фронте? Очень много было сообщений о дальнейшей реструктуризации предприятий ВПК по вашей тематике, а именно ПВО, о создании "Концерна ПВО", где ОАО "Оборонительные системы" играют роль чуть ли не главного "серого кардинала", который всех подчинит в рамках создающейся новой структуры.

- Нашу позицию по созданию "Концерна ПВО" мы высказывали неоднократно. Простыми словами и очень коротко могу озвучить ее еще раз. Подавляющее количество предприятий в российском оборонно-промышленном комплексе принадлежит государству в той или иной форме. Либо это ГУПы (государственные унитарные предприятия. - Прим. "НВО"), либо акционерные общества с контрольными или значительными пакетами акций в государственной собственности. И наша позиция как компании, которая всегда, с самого момента своего рождения, работала в рыночных условия и по рыночным законам, никогда не менялась: собственник волен делать со своей собственностью все, что ему заблагорассудится. В данном случае государство как собственник предприятий имеет право на такой порядок управления своей собственностью, который оно считает нужным и оптимальным. И мы не вправе навязывать государству ту или другую модель поведения. Определенное количество акций "Оборонительных систем" есть в собственности у государства, и как бы оно не распорядилось ими - это право собственника. Например, и в принадлежащих нам МРТЗ и КБ "Кунцево" есть государственные пакеты акций, и если государство передаст их во вновь создаваемый "Концерн ПВО" - это его право, и мы будем работать и сотрудничать, учитывая этот факт.

- То есть у российского акционерного общества "Оборонительные системы", которое выполняет "внешние" функции, так как руководит деятельностью МФПГ, есть еще и своя программа развития, которая не связана с развитием межгосударственной группы?

- Да. Но, конечно, она учитывает работу и в рамках группы тоже. Однако отличается. ОАО в настоящее время - сложившийся научно-производственный холдинг. То, что раньше называлось НПО, но только в новых экономических условиях. В настоящее время мы создали жестко интегрированную вертикальную структуру: "управляющая компания - разработчик - производитель". При этом управляющая компания непосредственно выполняет часть функций и разработчика, и производителя, даже имеет собственные производственные мощности. Это новый подход к формированию холдинговых структур, но мы считаем его оправданным в данных экономических условиях.

Такая организация бизнеса позволяет нам быстро реагировать на меняющиеся условия рынка, четко диверсифицировать направления деятельности, быстро концентрировать финансовые средства на том или ином участке работы.

- Новый подход подразумевает создание компании нового поколения, новой, как вы выразились, "фазы" развития бизнеса?

- А мы и есть компания нового поколения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка