О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Обзор деятельности Airbus в 2001 году

Несмотря на общий спад мировой экономики, Airbus сумел добиться положительных коммерческих результатов в своей деятельности за 2001 год. Благодаря самому современному спектру выпускаемых самолетов и взвешенной производственной политике в сочетании с тщательно выверенным планированием поставок и в полной мере ориентированным на удовлетворение интересов заказчиков подходом, Airbus оказался в состоянии укрепить свои лидирующие позиции на мировом рынке магистральных гражданских самолетов.

В 2001 году Airbus стал акционерным обществом. Этот процесс сопровождался широкомасштабными преобразованиями в деятельности компании, направленными на повышение эффективности управления, усиление контроля за уровнем издержек и более оперативное реагирование на потребности рынка. При этом ни на один день не прерывалась текущая работа и продолжалось дальнейшее расширение семейства самолетов Airbus. Впервые поднялся в небо А340-600. Собраны первые А318 и А340-500. Расположенные в разных странах Европы предприятия Airbus готовятся к производству самолета сверхбольшой вместимости А380, спрос на который, как и прогнозировалось, оказался высоким. Спустя всего год после коммерческого запуска программы на А380 получено почти 100 заказов.

Несмотря на экономический спад, Airbus уже второй раз за последние три года опередил своего ближайшего конкурента по числу новых заказов. Заказчикам поставлено рекордное число самолетов, что обеспечило самый большой годовой оборот за все время существования Airbus. Кроме того, удалось сохранить солидный и надежный задел заказов, который уже второй год подряд больше, чем у ближайшего конкурента. Это обеспечит компании значительные доходы в течение ближайших лет. Количество заказов, подлежащих выполнению, у Airbus растет быстрее, чем у его основного конкурента. Несмотря на отказ от заказов со стороны компаний, оказавшихся в тяжелом финансовом положении, имеющийся задел обеспечивает загрузку производства на более чем пять лет.

Результаты коммерческой деятельности

В 2001 году получил в общей сложности 375 твердых заказов на сумму 44,7 млрд. долл., что составляет 53% годовых мировых продаж в численном выражении и 61% в стоимостном. Уже второй раз за последние три года Airbus опережает своего ближайшего конкурента по этим показателям. Прошедший год был ознаменован для Airbus и еще одним достижением. Стоимость проданных за год самолетов увеличилась по сравнению с 2000 годом на 3,4 млрд. долл. или более чем на 8%. 32 заказчика, в том числе 6 новых, разместили заказы на постройку 175 самолетов семейства А320, 61 А300-600 в грузовом и пассажирском вариантах, 54 удерживающих лидерство дальне-магистральных лайнеров семейства А330/А340 и 85 самолетов сверхбольшой вместимости А380.

По данным на конец года, 180 компаний разместили в Airbus в общей сложности 4399 заказов. В этих цифрах учтено 375 новых заказов и отказы от 101 уже заказанного самолета. 90% отказов было получено от трех компаний, испытывающих большие финансовые трудности или оказавшихся на грани банкротства. Придерживаясь благоразумного и осторожного подхода к оценке этих отказов, часть которых еще может быть пересмотрена, Airbus принял решение не учитывать их в числе размещенных заказов. В целом же удается поддерживать солидный и надежный задел заказов, размещенных компаниями с устойчивым финансовым положением. Число заказов (net order intake), размещенных в Airbus в 2001 году, составило 274 единицы на сумму 37,3 млрд. долл., что соответствует 50,2% рынка продаж в численном выражении и 61% - в стоимостном. Высокий процент в стоимостном выражении свидетельствует о повышении в общем числе заказов доли самолетов Airbus большой вместимости и, в частности, лайнеров А380, заказы на которые начали размещаться только в 2001 году.

Из-за прогнозировавшегося очередного спада мировой экономики, усиленного последствиями трагических событий 11 сентября, Airbus получил в 2001 году в целом меньше заказов, чем в 2000-м. Однако, наличие весомого задела заказов позволяет полностью компенсировать эту ситуацию. 54% подлежащих выполнению мировых заказов на постройку авиалайнеров вместимостью более 100 мест обеспечивают Airbus постоянную загрузку производства и стабильную прибыль в течение, по крайней мере, пяти ближайших лет (см. раздел "Результаты производственной деятельности").

Семейство самолетов А320

2001 год стал очередным успешным годом для пользующихся высоким спросом самолетов семейства А320. На них получено 175 твердых заказов от 20 компаний. Общее число заказов, размещенных на лайнеры этого семейства 107 заказчиками, достигло 2768. Airbus прочно занимает лидирующее положение на рынке узкофюзеляжных самолетов. По числу заказов, размещенных с момента запуска в производство аналогичных самолетов основного конкурента Airbus, доля авиалайнеров семейства А320 на мировом рынке составляет 52%, а по числу подлежащих постройке самолетов - 55,5%. Большая часть заказов на самолеты семейства А320 получена от давних заказчиков в виде повторных заказов, что является подтверждением высокого качества авиалайнеров Airbus. В частности, повторный заказ получен от авиакомпании "ДжетБлю Эруэйз" (JetBlue Airways) из Нью-Йорка, которая в 2001 году, помимо перевода в твердые заказы имеющихся у нее опционов, разместила также новый крупный заказ на 30 лайнеров А320. Новыми заказчиками узкофюзеляжных самолетов Airbus стали "Роял Эр Марок" (Royal Air Maroc) и "Кувейт Файненс Хауз" (Kuwait Finance House). Повторный крупный заказ на 80 самолетов получен от одной из крупнейших лизинговых фирм мира ILFC, что свидетельствует не только об успешной эксплуатации новых авиалайнеров семейства А320, но и об их высокой остаточной стоимости и ликвидности после некоторого времени эксплуатации.

Сохраняется устойчивый спрос на корпоративный самолет Airbus ACJ. В 2001 году на него были получены заказы от двух новых заказчиков. Кроме того, Airbus подписано соглашение с компанией "Аволар" (Avolar), которая является филиалом корпорации UAL из Чикаго. В соответствии с соглашением компания "Аволар" предложит потенциальным заказчикам из Северной Америки до 15 самолетов ACJ на условиях частичного владения.

Семейство самолетов А330/А340

На широкофюзеляжные лайнеры семейства А330/А340 получено 54 заказа от 11 заказчиков. К этому семейству относятся и самые новые из выпускаемых в настоящее время самолетов Airbus А340-500 и -600. По отношению к самолетам аналогичного класса основного конкурента Airbus на самолеты семейства А330/А340 в 2001 году пришлось 64,3% заказов. Лайнеры Airbus продолжают лидировать и по общему числу продаж самолетов такого класса на мировом рынке. К концу года на них получено 703 заказа, что составляет 54% мировых продаж. Новыми заказчиками Airbus стали QANTAS, "Ива Эр" (Eva Air) и "Эр Каледония" (Air Caledonie International).

Две самых новых модели самолета А340, сверхдальнемагистральные авиалайнеры А340-500 и -600, также продолжают сохранять свое уверенное лидерство по отношению к основным конкурентам. На них получено 115 заказов и соглашений. Даже если принять во внимание только твердые заказы, доля этих моделей на рынке по сравнению с непосредственно конкурирующим с ними самолетом составляет 56%.

Семейство самолетов А380

19 декабря 2000 года было официально объявлено о начале реализации программы выпуска самолета А380. В течение всего одного года, прошедшего с этого момента, на А380 получено уже 85 твердых заказов от 7 компаний. Такое число заказов, полученных в течение года после запуска программы совершенно нового самолета, на сегодняшний день является рекордным. Авиалайнер А380 с двумя полноразмерными пассажирскими палубами быстро занял лидирующее положение на рынке самолетов сверхбольшой вместимости. В 2001 году доля его продаж по отношению к конкурирующим самолетам большой вместимости предыдущих поколений составила 84,2%. Показательно, что 85 твердых заказов, полученных в течение всего одного года, составляют уже 12% от общего числа заказов на самолеты такого класса, полученных за 17 лет, прошедших с начала запуска в производство последней модели конкурирующего с А380 самолета. Эта цифра говорит о том, насколько быстро и безоговорочно мировой рынок признал преимущества нового лайнера.

Помимо твердых заказов имеются также соглашения с еще двумя заказчиками на поставку 12 А380. Таким образом, общее число заказов и соглашений составило 97, что очень близко к планировавшимся на 2001 год 100 заказам. Эти данные свидетельствуют о явном наличии спроса на современные и рентабельные самолеты сверхбольшой вместимости и еще больше подтверждают правильность принятого Airbus решения о продолжении, несмотря на экономический спад, разработки и производства А380 в соответствии с намеченными ранее сроками.

Заказы на А380 составляют значительную часть стоимости всех заказов, полученных в 2001 году. Это приведет к существенному повышению прибыли и годового оборота после начала поставок нового самолета. Поэтому развертывание работ по программе А380, на которую выделено 10,7 млрд. долл., будет продолжаться в соответствии с намеченными сроками.

Первый полет А380 намечен на 2004 год, а первые поставки запланированы на март 2006 года.

Результаты производственной деятельности

В 2001 году Airbus поставил рекордное число самолетов - 325, в том числе 257 узкофюзеляжных, 57 лайнеров семейства А330/А340 и 11 А300-600, что позволило достигнуть самого высокого в истории компании годового оборота в 20,5 млрд. евро. В общей сложности Airbus поставил заказчикам 2824 самолета.

На конец 2001 года количество подлежащих выполнению заказов составило 1575, что позволило Airbus второй год подряд опередить своего конкурента по этому показателю и сохранить за собой 54% подлежащих выполнению мировых заказов на постройку авиалайнеров с числом мест более 100. Такой задел заказов при существующих темпах выпуска, составляющих около 300 самолетов в год, обеспечивает загрузку производства на пять лет вперед. Таким образом, доля Airbus на мировом рынке продолжает увеличиваться, в том числе и по полученным заказам, что свидетельствует о растущем спросе на выпускаемые им самолеты.

Периодические экономические спады характерны как для самолетостроения, так и для мировой промышленности в целом. Предвидя спад экономики задолго до трагических событий 11 сентября, которые привели к его усилению, Airbus еще летом 2001 года начал снижать темпы выпуска. Поэтому у него был определенный запас времени для подготовки. Более того, до начала экономического спада компания, в отличие от своего основного конкурента, увеличивала объемы выпуска новых самолетов и после того, как разразились события 11 сентября, смогла удержать их на достигнутом уровне. Таким образом, высокоэффективная, гибкая организация деятельности компании и большое число подлежащих выполнению заказов, обеспечивающее загрузку производства в течение нескольких лет, позволяют Airbus достаточно спокойно пережить экономический спад, поддерживая темпы производства на нужном уровне. Компания намерена сохранить своих высококвалифицированных специалистов, опыт и знания которых понадобятся для обеспечения успеха Airbus после выхода отрасли из кризиса.

Новые программы

2001 год был ознаменован рядом важных событий, связанных с выполнением программ по новым самолетам Airbus.

В апреле впервые поднялся в небо первый экземпляр самолета А340-600. Затем к нему присоединились еще два самолета. К концу года их общий налет составил более 1000 летных часов, что позволило успешно выполнить более двух третей программы сертификационных летных испытаний. В 2001 году три А340-600 выполнили более 300 полетов, в ходе которых были достигнуты предельно допустимые режимы полета, проверены характеристики самолета в условиях жаркого климата и высокогорья. Кроме того, для проверки совместимости с наземным оборудованием аэродромов самолеты выполнили полеты в целый ряд аэропортов Европы, Центральной и Южной Америки, Ближнего Востока, а также на о. Маврикий.

Параллельно с сертификационными летными испытаниями выполняется программа доводки нового самолета, задача которой состоит в том, чтобы А340-600 с первого дня эксплуатации в авиакомпаниях продемонстрировал свою надежность. В ее рамках была осуществлена серия полетов по маршрутам большой протяженности с полностью заполненным пассажирами салоном. Наиболее длительный беспосадочный рейс с пассажирами на борту был выполнен из Тулузы на о. Маврикий. Его продолжительность составила почти 1 5 часов. Весной 2002 года планируется получить сертификат типа и вскоре после этого А340-600 поступит в эксплуатацию.

В 2001 году сошел с линии окончательной сборки А340-500, отличающийся от А340-600 большей дальностью полета. Его первый полет состоится в начале 2002 года. Получение сертификата типа запланировано на осень, а первые поставки заказчикам -на четвертый квартал 2002 года.

А318, самый новый лайнер из пользующихся высоким спросом самолетов семейства А320, также сошел с линии окончательной сборки в 2001 году. Он был оснащен необходимым оборудованием и в конце года успешно прошел серию наземных испытаний. В январе 2002 года А318 выполнил свой первый полет. Поставки нового самолета заказчикам планируется начать в третьем квартале 2003 года.

В 2001 году во всех центрах Airbus начались работы по строительству новых конструкторских и производственных помещений, предназначенных для выпуска совершенно нового двухпалубного авиалайнера сверхбольшой вместимости А380. В 2001 году после того, как были окончательно определены основные характеристики самолета и его систем, началась их более детальная проработка. Кроме того, в течение года была проведена большая часть работы по выбору поставщиков комплектующих изделий. Объем уже заключенных к концу года договоров составил более 70% от общей стоимости договоров с поставщиками. Затраты на разработку нового самолета укладываются в выделенные 10,7 млрд. долл. Из этой суммы почти 2 млрд. долл. на разовые выплаты и 40% регулярных расходов взяли на себя участвующие в программе на условиях разделения риска партнеры Airbus. Средства на реализацию программы, которые должны быть впоследствии возмещены в строгом соответствии с договором 1992 года, выделены правительствами восьми европейских стран.

18 декабря 2001 года компания Airbus Military и Объединенное агентство по закупкам вооружений OCCAR подписали контракт стоимостью 18 млрд. евро на закупку 196 военно-транспортных самолетов А400М. Airbus возглавит работы по программе А400М и будет ее реализовывать по той же схеме, что и программы по самолетам гражданского назначения. Работы по А400М будут проведены в тех же специализированных инженерных центрах с применением проверенных на гражданских самолетах методов производства. Первый полет А400М запланирован на 2006 год. Поставки начнутся в 2008 году, сначала во Францию, а затем в Турцию, Великобританию и Германию.

Структурные преобразования

В 2000 году было объявлено о решении преобразовать консорциум Airbus Industrie в интегрированную компанию. В соответствии с этим решением к 2001 году консорциум был реорганизован в акционерное общество упрощенного типа. Новая форма организации уже начала приносить свои плоды. Повысились общая эффективность и оперативность деятельности, усилились контроль за расходами и степень концентрации свободных средств.

В настоящее время деятельностью Airbus управляет Исполнительный комитет из 10 человек. Каждый член комитета, который возглавляет президент Airbus Ноэль Форжар (Noel Forgeard), отвечает за одно из основных направлений деятельности компании. Это позволяет проводить в жизнь единую политику и обеспечивает единую вертикаль ответственности (в том числе и в части распоряжения финансовыми средствами) по каждому из основных направлений. Централизованное управление позволяет быстро принимать необходимые решения, ставить единые цели и решать общие стратегические задачи одновременно во всех подразделениях, сохраняя при этом свойственное транснациональной компании многообразие подходов и стилей. Реализация программ становится более управляемым и планомерным процессом, основу которого составляют специализированные инженерно-производственные центры в разных странах Европы, освоившие и внедрившие в производство самые современные и рентабельные технологии.

Внедрение новой организационной структуры, как и ожидалось, начало приносить дополнительные прибыли. Поставленная на 2001 год задача повышения на 3,5% производительности труда и снижения на 1,5% расходов выполнена. Фактически достигнутая Airbus в 2001 году экономия средств составила более 45 млн. евро вместо планировавшихся 32 миллионов.

Помимо этого, уже в течение четырех лет, начиная с 1998 года, Airbus проводит политику снижения объема средств, подверженных риску потенциальных убытков. В течение 2001 года объем таких средств снижен более чем на 300 млн. долл. С учетом того, что за эти годы годовой оборот компании вырос примерно на 40%, отношение суммы средств, подверженных риску потенциальных убытков, к годовому обороту уменьшилось почти на 60% и в настоящее время составляет менее 20%.

С целью развертывания полномасштабной деятельности в области маркетинга и расширения объема продаж на рынке Японии в 2001 году была образована дочерняя компания Airbus, разместившаяся в Токийском финансово-деловом центре. Наличие дочерних компаний в Японии, Китае и Северной Америке свидетельствует о глобальных целях и стремлении к расширению присутствия Airbus на рынках ключевых регионов мира. Связи Airbus с Японией были установлены еще в 1979 году. Нынешнее расширение деятельности в этой стране связано с тем, что в ближайшие 20 лет Япония станет одним из крупнейших рынков мира для новых авиалайнеров и крупным заказчиком самолетов А380. Airbus установил также прочные связи с рядом японских фирм, которые стали поставщиками комплектующих изделий и запасных частей к его самолетам.

Таким образом, благодаря наличию весомого задела заказов, обеспечивающего загрузку производства более чем на пять лет, спектра современных и высокорентабельных самолетов, предельно эффективной организации компании и присутствию на рынке всех регионов мира, Airbus полностью готов к решению стоящих перед ним задач и твердо уверен в том, что его деятельность останется успешной и в будущем....
Авторские права на данный материал принадлежат «Airbus». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка