О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" садится в офшор

И переходит с Ил-76 на американские DC-10

На этой неделе ОАО "Аэрофлот" получит в лизинг первый грузовой самолет DC-10-40F американской компании McDonnell Douglas. DC-10 заменит грузовые самолеты Ил-76 на европейских трассах, для которых с 1 апреля европейские маршруты будут закрыты из-за несоответствия экологическим требованиям. Схема сделки весьма показательна. Американский грузовик не будет проходить российскую таможню. "Аэрофлот" зарегистрирует самолет на одну из офшорных компаний, чтобы избежать таможенных платежей.

"Стремим мы полет наших птиц..."

В прошлом году авиакомпания подписала договор о лизинге четырех американских самолетов. Сторонами сразу было оговорено, что ни одна из предоставляемых в лизинг машин не будет зарегистрирована в России. Таким образом "Аэрофлот" пытается уйти от огромных таможенных пошлин, которые делают аренду зарубежного самолета невыгодной. В начале девяностых годов российский авиапром, "борясь" с конкуренцией со стороны западных производителей, пролоббировал пошлины, делающие приобретение иностранного самолета заведомо убыточным. Сегодня при ввозе на территорию отечества авиатехники по лизингу владелец вынужден платить пошлину в размере 20% от заявленной стоимости самолета и такой же налог на добавленную стоимость. Подчас суммы платежей за один самолет равняются 40 млн. долларов.

По миру транзитом
"Аэрофлот" сумел выбить разрешение Государственного таможенного комитета на ввоз иностранных самолетов, оформляя его как "таможенный транзит". Проще говоря, компания не платит таможенный сбор, но и купленный самолет родные границы не пересекает, а базируется за границей. Местом "прописки" DC-10 был выбран немецкий аэропорт Ханн, неподалеку от Франкфурта. В России же самолет будет приземляться в столичном аэропорту "Домодедово", где достаточно хорошо организован грузовой бизнес. Однако окончательного решения на этот счет компания еще не приняла. По словам представителей "Аэрофлота", им придется возить в "Домодедово" свой обслуживающий персонал, что весьма невыгодно.

"Аэрофлот" собирается эксплуатировать "американцев" на рейсах между Европой и Азией. В европейское небо "грузовики" российского производства через три недели уже не пустят. Поэтому авиакомпания рассчитывает на этом маршруте взять на себя и часть грузов, которые сейчас перевозят на российских самолетах авиакомпании стран СНГ.

Бочка меда

Подобное соглашение специалисты компании рассматривают как весьма выгодное. Срок действия предыдущего лизингового соглашения на этот тип самолетов закончился в августе прошлого года. По данным "Аэрофлота", на DC-10 приходилась значительная часть грузовых перевозок, а эксплуатировался он в два раза эффективнее, чем Ил-76 (лизинговые платежи необходимо отрабатывать). На руку компании сыграл и мировой кризис авиационной отрасли после сентябрьских событий прошлого года. Уже осенью правила игры в секторе воздушных грузовых перевозок изменились. При этом условия покупки воздушных судов стали выгоднее.

Параллельно с получением американских самолетов "Аэрофлот" будет выводить из эксплуатации Ил-76. В компании уже разработана программа переквалификации летно-технического персонала, высвобождающегося с "Илов" на DC-10 или самолеты других типов. Не исключено, что пилоты будут трудоустраиваться вместе со своими самолетами, которые авиакомпания собирается продать.

Однако использовать эти самолеты она сможет года четыре, не больше.

Ложка дегтя

Грузовая модификация DC-10-40 - это переоборудованный пассажирский самолет, от которого избавляются все крупнейшие мировые авиакомпании. В 2006 году в Европе будут введены более жесткие экологические требования, а его переоборудование потребует немыслимых затрат. Поэтому через несколько лет "Аэрофлот" будет вынужден искать замену "десяткам". Уже несколько лет Минтранс пытается реализовать собственные лизинговые схемы, которые позволили бы авиакомпаниям покупать российские самолеты. Но реальность такова, что ни одна из этих схем до сих пор не заработала.

У Европы своя ограда
Впрочем, у россиян в скором времени могут появиться и "собратья по несчастью". Запрет на полеты в европейском небе грозит и американцам. Европейский союз намерен в ближайшее время повысить тарифы для американских авиационных компаний. Правда, основной мотив таких действий - не соблюдение экологических норм, а желание достойно ответить США, которые ввели 30-процентные пошлины на сталь. Как считают представители Европейской комиссии, американские авиакомпании открыто получают субсидии от правительства. Так, к примеру, помощь Белого дома в размере 15 млрд. долларов уже позволила авиаперевозчикам из Северной Америки существенно снизить цены на трансатлантических маршрутах. Как отмечается в докладе Еврокомиссии, "европейские авиакомпании должны быть ограждены от несправедливой конкуренции".

Кроме того, европейцы также потребовали от США выплатить компенсацию в размере 2 млрд. долларов за введение импортных пошлин на сталь.

В ответ министерство транспорта США порекомендовало своим коллегам обратиться в ВТО и там доказывать обоснованность своих претензий. Добавив, что в противном случае США введут ограничения на импорт продовольствия и полупроводников из стран Евросоюза и Японии.

Справка

В октябре 1968 г. компания McDonnell Douglas разработала проект дальнемагистрального самолета DC-10-20, которому позднее было присвоено обозначение DC-10-40. Этот вариант - единственный в семействе самолетов DC-10, оснащенный двигателями американской компании Pratt&Whitney. Самолет приступил к летным испытаниям 28 февраля 1972 года, в октябре 1972 года он был сертифицирован, а в начале ноября авиакомпания North-West Airlines получила DC-10-40. В 70-х годах произошло несколько крупных катастроф с самолетами DC-10, и федеральное управление гражданской авиации США (FAA) в июне 1979 г. временно лишило самолет сертификата. Эксплуатация всех самолетов DC-10 была прекращена и возобновилась только после устранения всех причин, вызвавших катастрофы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка