О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Все равно мы будем третьими"

После Boeing и Airbus

Египетский миллионер доктор Ибрагим Камель на этой неделе встречается с премьер-министром Михаилом Касьяновым. Бизнесмен, который 30 лет назад начал с поставок в СССР ароматических веществ, намерен восстановить в нашей стране авиапромышленность. Пять лет назад Камель стал эксклюзивным экспортером российских авиалайнеров нового поколения Ту-204-120 ульяновского завода "Авиастар" с английскими двигателями Rolls-Royce за рубеж. Теперь речь идет о приобретении блокирующего пакета акций авиазавода. В интервью спецкорреспонденту "ГАЗЕТЫ" Ибрагим Камель сообщил, что хочет конкурировать с Boeing и Airbus.

- Как вы познакомились с "Авиастаром"?

- В конце 1995 года мои друзья, работающие в авиационной отрасли, рассказали, что есть очень хороший проект на "Авиастаре". Тогда я мало знал о российской авиации, но одна из компаний нашего концерна эксплуатировала Ту-154 и Ил-76. Все, что касалось самих самолетов, было отлично за исключением двигателей. Идея женитьбы хорошего русского планера на английских двигателях и западном оборудовании мне показалась привлекательной. Для реализации этого проекта была учреждена компания Sirocco Aerospace International. В названии есть скрытый смысл. "Сирокко" переводится как "очень сильный ветер". Идея в том, что сильные ветры России сделают российскую авиационную индустрию третьим игроком в мире после Boeing и Airbus. Сегодня несколько Ту-204-120 выполняют рейсы во все столицы западноевропейских стран, и в реальной эксплуатации самолет показал себя так же хорошо, как Boeing и Airbus.

- Чем ульяновский самолет может заинтересовать потенциального покупателя? Почему вы его считаете перспективнее Boeing или Airbus?

- По своим характеристикам он не уступает зарубежным аналогам, а отпускная цена на 40% ниже стоимости сопоставимого зарубежного самолета. Цена грузового варианта Ту-204-120 сравнима с 10-15 летним Boeing-757, переоборудованным из пассажирского лайнера. Стоимость его эксплуатации и технического обслуживания гораздо выше, чем у нового самолета. В пассажирском сегменте нам необходимо более интенсивно работать над продажей. Интерьер Ту-204 пока уступает западным образцам, но мы над этим работаем.

После Boeing и Airbus

- Вы уже вложили в ульяновский проект более 170 миллионов долларов. В прошлом году концерн "Новое содружество" также вкладывал средства в "Авиастар", надеясь получить пакет акций предприятия, но остался ни с чем. Не опасаетесь ли вы повторения подобной ситуации?

- В последние несколько лет с проектом на "Авиастаре" было очень много вопросов. Но, исходя из сегодняшней ситуации, я не верю, что возможны резкие виляния и откаты назад, как это произошло с "Новым содружеством".

- Говорят, что "Новое содружество" ушло благодаря вашим усилиям?

- Мы не принимаем решения в России. Видимо, это сделали люди, которым дорого будущее завода, и я рад видеть вновь г-на Михайлова (бывший гендиректор "Авиастара". - Газета) на посту гендиректора предприятия.

- Вы не собираетесь принять участие в другом проекте КБ "Туполев" в Казани, где собирают Ту-214?

- Я встречался с президентом Татарстана Шаймиевым. Собираюсь очень серьезно посмотреть на этот проект, но пока у нас нет еще окончательного решения по этому вопросу.

- Больше всего нареканий в России вызывает послепродажное обслуживание новых самолетов. Как у вас построен этот сервис?

- Центр обслуживания находится на самом заводе "Авиастар". Кроме того, подписано соглашение с французской фирмой Sogerma, имеющей центры обслуживания во многих странах мира. Для первой фазы проекта, пока летает небольшое количество новых самолетов, этого достаточно.

- Но самолет еще не получил международного сертификата.

- Мы намерены завершить программу сертификации Объединенной европейской службой гражданской авиации уже в этом году. Я надеюсь, что все пункты инвестиционного соглашения будут утверждены до конца марта. Оно немного напоминает католический брак с разным количеством ответственности со стороны Sirocco, "Туполева" и "Авиастара".

- Какие обязательства берут на себя стороны?

- В ближайшие два года Sirocco инвестирует в завод около 280 миллионов долларов. Мы хотели бы иметь блокирующий пакет акций завода. Они необходимы для придания веса в переговорах с заказчиками.

- Вы надеетесь на государственную помощь при реализации проекта?

- Я хотел бы увидеть от государства поддержку усилий завода по сертификации авиалайнера в соответствии с европейскими стандартами - JAA. Это главное, что может сделать государство в этой программе. Сертификация по JAA очень важна, поскольку добавит стоимость этому продукту. Когда авиакомпания купит сертифицированный самолет, зарегистрирует его в любой европейской стране, тогда то, что называется остаточной стоимостью самолета, стремительно возрастет.

- А поддержка предприятия?

- Бюрократ может помочь проекту, а может и затормозить его развитие, может поддержать, а может и убить. Вся господдержка должна быть направлена непосредственно на "Авиастар". Я надеюсь, что после визита Михаила Касьянова в Ульяновск заводу будет оказываться больше моральной поддержки, что также очень важно для предприятия. Правительство должно гарантировать, что будет оказана поддержка по отношению к деятельности "Авиастара" и ОАО "Туполев", чтобы эти организации были способны конкурировать на международном рынке. Сегодня Россия является единственной возможной третьей силой на международном рынке гражданских самолетов. Есть два игрока - Boeing и Airbus, и я считаю, что третьим большим игроком может стать "Туполев". Все базовые составляющие для этого есть.

Ароматические масла на основе герани

- Вы прямо-таки патриот. Когда вы первый раз попали в нашу страну?

- Впервые я приехал в Москву в 1970 году подписывать контракт с "Союзхимэкспортом" о поставках в Советский Союз ароматических масел на основе герани. С этого момента я стал часто бывать в Москве. По мере развития бизнеса у нас появились дела с большим количеством советских компаний - "Автоэкспорт", "Тракторэкспорт", "Авиаэкспорт".

- Развивать здесь бизнес было вашей идеей?

- В том же 1970 году я стал помогать своему покойному отцу в бизнесе. Я спросил его: "Почему мы не экспортируем наши масла в СССР?" Он работал в основном с европейскими странами, США и странами Юго-Восточной Азией. "Что тебя останавливает?" - ответил отец. И я начал немедленно устанавливать контакты с Россией. В то время существовали межправительственные контракты, в Каире были торгпредства. И очень скоро появились первые подписанные договора.

Обезвоженные овощи и приправы

- Это был семейный бизнес?

- Все началось с него. Сегодня мы публичная компания, акционерное общество. Мы начинали с экспорта натуральных вытяжек из цветов, выращивали растения, которые имеют хороший запах либо хороший привкус. В какой-то момент "Като Ароматик" производил 55% всего мирового производства жасмина. Затем наладилось производство обезвоженных овощей и приправ. Мы стали крупнейшим в Египте производителем мыла, начали участвовать в пищевой промышленности. Наши заводы выпускают бульонные кубики, супы в пакетах, макароны, соки, джемы, материалы для косметики, зубную пасту, кремы для бритья.

Друг Примакова, Руцкого и Зюганова

- У вас много друзей в нашей стране?

- У меня очень много друзей в России. Если я пройдусь по списку, то могу назвать сотни людей. Назову несколько. В первую очередь, господин Примаков - я горжусь этой дружбой. Господа Селезнев, Зюганов, Руцкой, Рамазан Абдулатипов - тоже мои друзья. Мы познакомились очень много лет назад. Я, естественно, стесняюсь назвать тех, кто сегодня находится на ответственных постах, но я счастлив, что за эти годы у меня появилось много друзей и в политических, и деловых кругах.

- Вы не назвали никого из "правых".

- Я не могу сказать, что они такие же близкие друзья. Я встречался с Гайдаром и Немцовым. Могу сказать, что усилия, которые они предпринимали в начале девяностых, получили ограниченный успех. В то же время это было неизбежно в переходный период.

- Вы не боитесь работать в России с ее непредсказуемостью?

- Совершенно не боюсь. Я чувствую, что худшее позади, и очень оптимистично смотрю на будущее России. У меня есть вера в то, что подход мистера Путина к решению внутренних и международных проблем реализовывался с видением общей картины и ориентирован на достижение удовлетворения максимальных интересов России. Несколько месяцев назад он выступил на Мировом экономическом форуме в Москве, где озвучил свое видение экономического развития России. Его ответы были прямыми, и впечатление, которое он произвел на участников, было очень позитивным.

Дееспособные чиновники и 100-процентная грамотность

- После многолетней работы с нашей страной у вас, очевидно, сложилось свое впечатление и о российских чиновниках?

- Приведу пример. Российские казначейские обязательства, которые обращаются в Европе, несколько лет назад торговались по цене 17% от номинальной стоимости. Сегодня они стоят больше номинала. Это серьезный индикатор того, что бизнес голосует за изменения в российской экономике.

У вас очень дееспособные люди в правительстве: премьер-министр Касьянов, министр экономразвития Греф, министр финансов Кудрин. Министр промышленности Клебанов - человек, которому не безразлично будущее.

- Вы оптимист.

- Когда я смотрю вокруг, все значительно лучше, чем кажется. И нет преувеличения, когда говорят, что Россия станет экономической сверхдержавой. В России практически 100-процентная грамотность, у вас великая культура. Человеческие ресурсы - наиболее важный элемент для экономического развития. Кроме того, в России есть практически треть всех природных ресурсов мира, есть технологии, а те, которых нет, легко импортируются. Единственное, чего не хватает для ускорения общего развития страны, это капитала. При имеющейся сегодня в России политической стабильности день ото дня строится прочный фундамент для привлечения инвестиций. Если к этому добавить, что законодательная база в России меняется в сторону поощрения иностранных инвестиций, я не вижу причин, которые бы препятствовали иностранным инвесторам двигаться в Россию.

- Но двигаются они очень неохотно. Их смущают определенные проблемы с законодательством.

- Они вполне понятны. Все в СССР было ориентировано на удовлетворение потребностей социалистической экономики. Как только была разрешена частная собственность, необходимо изменение законодательной базы, которая бы удовлетворяла новым условиям. Это должно быть не фрагментарное, а комплексное законодательство, гармонирующее с общеэкономической ситуацией. На это требуется много времени. "Наверху" существует нормальное человеческое нежелание менять что-либо. Если к этому добавить еще и коммунистическую идеологию, которой по-прежнему придерживается большое количество людей, изменения потребуют еще большего времени.

Некоторые иностранные инвесторы после посещения или работы в России начинают рассказывать всему миру негативные истории. Любой иностранец, сталкивающийся с проблемами, обычно очень громко кричит. Поэтому инвестор всегда должен искать совета со стороны хорошего русского партнера.

- Что приносит вам основные доходы?

- Сегодня главный приоритет - авиация. Некоторое время назад у нас были инвестпроекты в банковской сфере. В Египте мы инвестируем практически во все сферы экономики. Я верю, что через некоторое время мы будем иметь обустроенный авиационный сегмент бизнеса в России. Мы бы хотели инвестировать и в другие отрасли российской экономики, но после того как авиационный сектор будет налажен. Основной доход приносят предприятия пищевой промышленности и заводы по производству ароматических веществ. Еще один источник доходов - участие и инвестиции в другие предприятия, где мы не имеем контрольного пакета акций, но получаем дивиденды.

Справка

Доктор Ибрагим Камель родился в 1941 году в Египте. В 20 лет закончил экономический факультет Каирского университета, затем получил степень MBA и доктора философии по специальности деловое администрирование в Мичиганском университете. Доктор Камель является основным акционером, председателем совета директоров и исполнительным директором холдинговой компании "Като Ароматик", объединяющей расположенные по всему миру промышленные и коммерческие предприятия. В сферу деятельности холдинга входит авиация, строительство, недвижимость, туризм, банковская и инвестиционная деятельность, а также производство и экспорт ароматических веществ, специй и семян, дегидрированных овощей, продуктов питания и моющих средств....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка