О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Улетай, туча!

"Аэрофлот" не смог отделаться от Ту-204

Самолетный парк "Аэрофлота" может пополниться отечественной техникой в судебном порядке. В компании такую возможность называют чисто гипотетической, но не отрицают, что юридическая борьба с одним старым должником "Аэрофлота" может закончиться именно таким образом. Если это произойдет, то крупнейшая российская авиакомпания получит в свое распоряжение самолет типа Ту-204. Хотя в последние годы "Аэрофлот" устами своих высших менеджеров неоднократно публично заявлял, что Ту-204 ему не подходит и не нужен. Любопытно, что это воздушное судно в свое время уже состояло на службе в "Аэрофлоте" и руководство авиакомпании сочло за благо от него избавиться.

В июле 2001 года генеральный директор "Аэрофлота" Валерий Окулов, презрев неизбежные обвинения в отсутствии патриотизма и неоказании помощи отечественному авиапрому, прямо заявил, что технико-экономические характеристики Ту-204 не отвечают потребностям авиакомпании. Все последние годы флагман нашей гражданской авиации подвергается мощнейшему политическому прессингу со стороны отечественных авиапромышленников. Они мечтают о заказах, которые могли бы оживить парализованную отрасль, прежде всего о заказах на лайнеры нового поколения Ил-96 и Ту-204. Так вот, если возможность приобрести некоторое количество Ил-96 Окулов допускает, то от Ту-204 категорически отказывается. По расчетам маркетологов "Аэрофлота", рынку нужен сейчас не среднемагистральный самолет вместимостью до 210 пассажиров (каким является Ту-204), а машина поменьше, человек на 100. Окулов провел через совет директоров "Аэрофлота" принципиальное решение о том, что новая техника впредь будет приниматься "на вооружение" только в случае ее соответствия бизнес-планам компании и без учета национальной принадлежности. Традиционные преференции для отечественных самолетов (тем более, если их надо оплачивать из бюджета "Аэрофлота") Окулов считает недопустимой роскошью.

В "Аэрофлоте" государству принадлежит 51% акций, и государство вправе расчитывать на то, что компания будет защищать и его (а не только свои) интересы. Такой логикой и руководствуются российские авиастроители, когда требуют, чтобы "Аэрофлот" пополнял свой парк исключительно их изделями. Менеджмент же "Аэрофлота" полагает, что он вполне защищает интересы государства, профессионально осуществляя транспортные перевозки, а в других сферах (в том числе и в авиастроении) этим должен заниматься кто-нибудь другой.

В 1995 году, еще до назначения Валерия Окулова гендиректором "Аэрофлота", компания приобрела на ульяновском заводе "Авиастар", выпускающем Ту-204, две такие машины. Покупка состоялась в рамках государственной программы по освоению новой модели, и соображения коммерческой целесообразности приобретения для самой авиакомпании не были в тот момент доминирующими. Впоследствии, когда именно они вышли на первый план, руководство "Аэрофлота" предпочло избавиться от Ту-204 (как, впрочем, и от некоторых других типов воздушных судов). В частности, та машина, которая теперь фигурирует в арбитражном споре, была продана в рассрочку ЗАО "Корпорация "Пермские моторы" (позже переименованному в "Корпорацию Авиализинг").

Директор департамента по связям с общественностью "Аэрофлота" Лев Кошляков подчеркнул в беседе с корреспондентом газеты "Время новостей", что получение самолета в счет долга на сегодняшний день является для компании "чисто гипотетической юридической возможностью". Но если это произойдет, уверенно предсказал Кошляков, спорная машина не будет использоваться на собственных рейсах "Аэрофлота". Скорее всего, она будет продана или сдана в аренду какой-нибудь другой сторонней фирме.

Прошлой осенью юридическая служба "Аэрофлота" возбудила судебные разбирательства о взыскании долгов с ряда партнеров авиакомпании. В частности, тогда она предъявила в арбитражном суде Пермской области претензии на общую сумму 11 млн долл. к ЗАО "Корпорация Авиализинг". В ноябре 2001 года пермский арбитраж частично удовлетворил это требование, приговорив "Авиализинг" к уплате 137 млн 139 тыс. 438 руб. в пользу "Аэрофлота". При этом суд вынес определение об ограничении права ответчика распоряжаться воздушным судном Ту-204. Вчера директор департамента "Аэрофлота" по правовым вопросам Борис Елисеев заявил Интерфаксу, что судебные приставы Перми "сейчас ведут активный поиск денежных средств, недвижимости и иного имущества, принадлежащего должнику", и не исключил, что по итогам поисков будет решено передать арестованный самолет истцу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка