О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Прорыв на Запад

"МиГ" получает предложения от новых членов НАТО

Последние внешнеполитические шаги Путина вплотную подвели Россию к важнейшему вопросу: возможно ли военное сотрудничество нашей страны с государствами НАТО? Несмотря на многочисленные декларации о том, что Вашингтон больше не считает Москву врагом, до сих пор действует негласный запрет США на покупку российского оружия странами НАТО. Исключение составляет лишь Греция, давно уже считающаяся в Североатлантическом альянсе самой "непутевой сестрой" (выражение американского публициста Уильяма Сефайра).

До последнего времени старательно следовали этому принципу и новые члены альянса - Польша, Венгрия и Чехия. Это обходилось им дорого: армии этих стран по-прежнему вооружены советским оружием. Тем не менее политика превалировала над экономикой. Чехия даже полностью вывела из состава своих ВВС "МиГи" советского производства. Другим бывшим членам Организации Варшавского Договора покупка американских и европейских самолетов пока не под силу, и им приходится рисковать жизнями своих пилотов. Советские самолеты были поставлены в эти страны еще в 80-е годы, а без технического обновления от самого производителя любой самолет может стать ненадежным в полете. Например, в Румынии, решившей поддерживать доставшиеся в наследство от Чаушеску советские машины в рабочем состоянии своими силами, за 10 лет произошло 13 катастроф с самолетами МиГ-21. Не помогла даже проведенная совместно с Израилем модернизация. Стремление вступить в НАТО и выказать недоверие вчерашнему "старшему брату" взяли верх над здравым смыслом.

Но в последние недели ситуация стала меняться. Российской самолетостроительной корпорации "МиГ" удалось выиграть тендер на модернизацию 20 самолетов в Болгарии. Неплохие перспективы открылись и в Польше, получившей от Германии целое авиасоединение советского производства. Если контрактам будет дан зеленый свет, это может стать прологом к военно-техническому сотрудничеству России и НАТО.

Как считают эксперты, технических препятствий к такому сотрудничеству нет. Наши специалисты уже доводили до натовских стандартов самолеты МиГ-29, поставленные в ГДР в 80-е годы и оказавшиеся на вооружении армии ФРГ. Существует даже несколько уровней такой "доводки". Первый уровень - это перевод самолета на систему радиообмена, соответствующую требованиям НАТО и ИКАО. Самый высший уровень - это увеличение дальности полетов и оснащение самолета оборудованием, позволяющим ему поражать цели на земле. У Российской самолетостроительной корпорации "МиГ" есть даже специальный проект полностью соответствующего западным стандартам экспортного варианта нашего знаменитого истребителя. Даже ракеты и бомбы этого нового истребителя будут отвечать требованиям НАТО. Тем не менее сотрудничество с Европой до последнего времени развивалось крайне медленно.

И дело тут не только в недоверии к нам США или ЕС. Свою роль играет и конкуренция. Немцы хотят продавать новым членам НАТО и ЕС свой "еврофайтер", американцы упорно проталкивают свои истребители. Нельзя списывать со счетов и подозрительность в отношении России, которая все еще сохраняется во многих восточноевропейских странах. Например, в Болгарии пресса обвинила чиновников, заключивших контракт с РСК "МиГ", в пророссийской ориентации и небрежении интересами страны.

Впрочем, обвинения в "измене родине" - это уже политика. И бороться с такими тенденциями надо соответствующими методами. На Западе в таких случаях подключаются и руководители страны, и дипломаты, и пресса. Пора отвыкать от бесконечного толчения воды в ступе по поводу "гарантированного взаимного уничтожения" межконтинентальными ракетами и переходить к нормальной практике - лоббированию своих компаний в Европе. Именно это должно быть целью нашей внешней политики, а не эфемерный "баланс страха" времен "холодной войны"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка