О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Мотор преткновения

Примирить разработанную в правительстве программу реструктуризации самолетостроительной отрасли с интересами зарубежных инвесторов будет так же легко, как косу и камень

Это прекрасно иллюстрирует ситуация, сложившаяся на Пермском моторном заводе (ПМЗ), одном из наиболее продвинутых совместных авиационных проектов России и США.

Вместо того, чтобы выделить обещанные 150 млн долл. на разработку уникального двигателя ПС-90А2 для самолетов нового поколения, американской компании "Пратт энд Уитни", возможно, придется сократить свое участие в Пермском моторном заводе (ПМЗ). Таков неутешительный финал переговоров между пермскими властями и заокеанскими хозяевами ПМЗ, состоявшихся сразу после визита в нашу страну замминистра торговли США Джозефа Богосяна.

В соответствии с полученными от Белого дома инструкциями американским бизнесменам рекомендовано увеличивать объемы инвестиций в авиапром лишь в случае отмены Россией ограничений на право иностранцев владеть ее самолетостроительными предприятиями. Напомним, что в соответствии с законом о государственном регулировании аэрокосмической промышленности доля нерезидентов в акционерном капитале стратегически значимых предприятий не может превышать 25 процентов.

"Пратт энд Уитни", подразделению корпорации "Юнайтед текнолоджиз", ныне уже принадлежит максимально доступный кусок ПМЗ - 25 процентов плюс одна акция. Потратив к настоящему времени на разработку перспективного авиадвигателя около 30 млн долларов, последние считают, что финансировать этот проект дальше имеет смысл лишь в случае, если им отдадут не менее половины завода.

У российского же руководства на Пермский моторный завод совсем другие виды. ПС-90А2, согласно федеральной авиационной программе, в перспективе должен поднимать в небеса большинство отечественных воздушных лайнеров. Таких, например, как Ту-204, Ту-214, Ил-96-300 и другие. По этой причине чрезмерно делиться с иноземцами крыльями родины авиационному командованию страны кажется слишком рискованным. Кроме того, в рамках долгосрочной Программы вооружения до 2010 года военные собираются разместить на пермском заводе свои заказы, и присутствие под боком заокеанских владельцев им также не внушает оптимизма. Кое-кто воспринимает опасность заговора конкурентов всерьез. Как отметил источник в Счетной палате, в результате стихийного акционирования ведущих авиационных предприятий страны не была обеспечена надлежащая защита интеллектуальной собственности.

Иностранные соперники заполучили доступ к ценнейшим технологиям и внедрились в управленческие структуры важнейших предприятий оборонки. Это позволяет им сейчас фактически парализовывать работу заводов, способных поставлять на мировой рынок первоклассную продукцию и обеспечивать национальную безопасность России.

Для того, чтобы не произошло непоправимое, правительством инициирован переговорный процесс с "Пратт энд Уитни", ОАО "Газпром" и компанией "Интеррос" о передаче ими государству контрольного пакета "Пермских моторов". Американцы, впрочем, не склонны драматизировать ситуацию.

Разработка новой авиационной силовой установки - дело весьма дорогостоящее и потребует вложения ни одного миллиарда рублей, а в казне денег покуда негусто. Как сказал автору руководитель российского отделения "Юнайтед текнолоджиз" Ричард Броди: "Ни одна, даже самая крупная фирма в мире, не может в одиночку осуществлять такие проекты".

Как раз по этой причине в разработке пламенного мотора нового поколения наряду с Россией участвуют еще десять иностранных фирм, в том числе из США, Германии и Швеции. По мнению руководства ОАО "Авиадвигатель", это никоим образом не нарушает суверенитета нашей страны в области двигателестроения. Участие иностранных партнеров жестко обусловлено рядом требований, главное из которых - производство импортных деталей и узлов для ПС-90А2 - по истечении определенного времени должно быть передано из-за рубежа в Россию. Если, конечно, до того времени противоречия между интересами государства российского и американских акционеров не разрастутся настолько, что погубят саму затею с мотором будущего....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время МН». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка