О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Удешевленный заменитель

Странам Восточной Европы не по карману самолеты НАТО. Российские самолетостроители помогают им выйти из положения

Oбщая стоимость контракта на поставку в Польшу военного самолета многоцелевого назначения вместе с необходимым оборудованием аэродромов, вооружением самолетов и подготовкой пилотов прогнозируется в пределах 4 миллиардов долларов. Вытянуть эти деньги из польского кармана вовсю стараются американский концерн Lockheed Martin, предлагающий F-16, французская фирма Dassault, проталкивающая свой Mirage-2000, и шведско-британский консорциум Saab-BAE, старающийся завоевать расположение к своему детищу JAS 39 Gripen. Лоббистами "контракта столетия" выступают политики самого крупного калибра - президенты и премьеры, которые под давлением могущественных авиаконцернов действуют и лично, и через своих послов в Польше.

Самые активные лоббисты - американцы. Решение руководствовавшихся "экономическими соображениями" венгров и чехов купить шведско-британские самолеты JAS 39 Gripen оставшиеся с носом американцы назвали "мостом в никуда", имея в виду, что приобретение F-16 давало возможность новым союзникам рассчитывать в будущем на машину нового поколения - американский JSF (Joint Strike Fighter). Более того, в вашингтонской администрации несговорчивым новичкам дали понять, что отказ от F-16 может привести к тому, что сенат США не поддержит очередной этап расширения НАТО.

Все ожидают, что поляки не смогут отказаться от такого предложения США, хотя это и грозит большими финансовыми издержками. Тем не менее поляки никак не откажутся и от все еще состоящих у них на вооружении истребителей МиГ-29 и штурмовиков Су-22 советского производства, ресурс которых, как рассчитывают, выработается еще лет через 5 - 6. А пока что в Польше решили, напротив, расширить парк советских машин.

23 истребителя МиГ-29 вместе с запасом ракет, вооружением и запчастями польским ВВС передает немецкая люфтваффе. В свое время вооруженным силам ФРГ они достались после объединения с ГДР. 11 из них были с помощью российских специалистов модернизированы и доведены до уровня стандартов НАТО. Теперь они вполне приспособлены для боевых действий совместно с самолетами альянса, а несколько машин были оборудованы дополнительными баками, благодаря которым могут пересечь Атлантику. Известно, что немецкие летчики использовали их на полную катушку - не только для тренировки, но и в качестве условного противника во время учений с участием американских F-16. Специалисты из польских ВВС считают, что теперь можно будет сформировать две эскадрильи истребителей МиГ-29.

На вопрос корреспондента "МН", во что обошлось пополнение авиапарка, министр обороны РП Ежи Шмайдзинский лаконично ответил: "Один злотый или символическое евро - считайте, как хотите". Правда, польский министр добавил, что самолеты шли в "одном пакете" со 128 танками "Леопард", которые оценены в 25 миллионов евро. Вполне возможно и сотрудничество с Россией в деле поддержания этих самолетов в рабочем состоянии.

Одновременно российская компания РСК "МиГ" выиграла аукцион на модернизацию 20 болгарских истребителей МиГ-29. Как сообщает собкор "МН" по Юго-Восточной Европе Вячеслав САМОШКИН, конкретное соглашение РСК "МиГ" и болгарское военное ведомство подпишут в ближайшее время. Предусматривается, что четыре - шесть боевых машин будут модернизированы уже в этом году, а вся партия - до конца 2004 года. В целом речь идет о 16 боевых МиГах и четырех учебно-тренировочных машинах.

Соперники у российской компании в тендере были серьезные. Это European Aeronautic Defence Space Company (EADS), которая модернизировала германские МиГ-29, две израильские фирмы - Elbit (она переоснащала современной авионикой румынские МиГ-21) и IAI (Israel Aircraft Industries), а также белорусский авиационный завод в Барановичах.

"Компании EADS мы предпочли РСК "МиГ", поскольку ей принадлежит лицензия на операции с МиГами, - сказал журналистам один из болгарских военных экспертов. - Строго говоря, только российская фирма могла довести тендер до финальной стадии".

Что касается стоимости контракта, то болгарская сторона ее пока не разглашает. Представители EADS, проигравшей тендер, называют сумму в 44,105 млн. долларов. Согласно болгарским военным источникам, сумма - намного меньше.

В прошлом году болгарское правительство, возглавляемое бывшим царем Симеоном Сакскобургготским, приняло решение не закупать американские истребители F-16, а модернизировать имеющиеся у нее МиГ-29 - по соображениям бюджетного порядка....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка