О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Опустевшее небo

После Олимпиады страна задалась вопросом: что случилось с нашим спортом? То же, что и с Национальным аэроклубом

Из заявления в районный суд Москвы Александра Воловика - руководителя полетов на аэродроме Борки:

"...Меня вызвал... директор государственного унитарного авиапредприятия "Национальный аэроклуб им. Чкалова" Захарик по поводу вылета двух самолетов Л-410, принадлежащих частному клубу "Флай СпН". Я заявил, что, если он будет продолжать разговаривать на повышенных тонах, я с ним разговаривать не буду. Это вызвало у Захарика приступ ярости. Он выскочил из-за стола и, схватив меня за горло, с силой толкнул на стул, при этом занес кулак для нанесения удара..."

Почему вылет двух частных самолетов, разрешенный в соответствии со всеми необходимыми нормами, вызвал у директора столь яростный гнев? Дело в том, что эти самолеты больше в Борки не вернулись - они перебазировались на другой, подмосковный, аэродром.

Побег

Последние несколько лет в Борках перестали взлетать самолеты и аэродром постепенно приходил в упадок. Оживил Борки чемпион России по парашютному спорту предприниматель Михаил Иванов. С группой энтузиастов он создал авиационно-спортивный клуб "Флай СпН". Купили два самолета Л-410, обзавелись современными парашютными системами типа "крыло", пригласили высококлассных инструкторов и стали прыгать.

Работа клуба дала возможность регулярно платить сотрудникам аэродрома неплохую зарплату. Вырученные деньги вкладывали в ремонт взлетно-посадочной полосы, гостиницы, техники.

К сожалению, все, кто вдохнул в умирающий аэродром жизнь, не успели насладиться плодами своей работы: на них наехал... новый директор "Национального аэроклуба им. Чкалова" Сергей Захарик.

За восемь месяцев в Борках сменилось четыре директора авиационно-спортивной базы. Лишились своих мест диспетчер управления полетами и старший штурман.

Для такого погрома должны были быть чрезвычайно веские причины. Но ни в одном документе, касающемся организации летной работы и коммерческой деятельности в Борках, вы не найдете этих причин. Тогда в чем же дело? В деньгах. Бывшие руководители аэродрома, с которыми мне довелось беседовать, рассказали, что Захарик требовал от них одного - делиться заработанными средствами. Те отказались.

Отказался делиться и руководитель клуба "Флай СпН" Иванов. И тогда Захарик потребовал уплатить НАКу 160 тыс. рублей. Никаких долгов у "Флай СпН" перед НАКом не было - арендную плату за базирование на аэродроме клуб платил исправно. Когда Захарика попросили объяснить, о каких деньгах идет речь, отставной полковник промолчал.

В клубе "Флай СпН" заподозрили, что новый директор с помощью фиктивного долга намерен прибрать к рукам материальную базу клуба. И тогда от греха подальше перебазировали самолеты и вывезли парашюты. Реакция Захарика показала, насколько в клубе были недалеки от истины.

Тем более что точно такую же ситуацию, как в Борках, Захарик разыграл на Тушинском аэродроме. Выставив мифический долг аэроклубу "Вихрь", он фактически арестовал два вертолета Ми-2, а сотрудников клуба запретил пускать на аэродром.

По факту самоуправства РОВД "Покровское-Стрешнево" возбудило в отношении Захарика уголовное дело.

Pазвал

Около десяти лет назад выйдя из структуры РОСТО (бывшего ДОСААФ) и став унитарным предприятием, НАК год за годом хирел. Некогда Центральный аэроклуб имени Чкалова (так прежде назывался НАК) обладал лучшей технической базой в стране. Теперь же, не умея организовать работу предприятия, его руководство распродавало авиационную технику и специальные автомобили, которые обслуживали аэродром. Сегодня в Тушино почти ничего не осталось, здесь практически перестали летать и прыгать.

Все это происходило на фоне острых споров о судьбе аэродрома как такового. Многие считали, что эксплуатировать аэродром в центре Москвы слишком рискованно.

Генеральный директор Аэрофлота Валерий Окулов рассказал "МН", что в свое время их акционерное общество рассматривало возможность использования Тушинского аэродрома в летных целях, но расчеты показали, что это бесперспективно. По мнению Окулова, славная история Тушинского аэродрома в прошлом.

Тем не менее, как сообщил "МН" заместитель мэра Москвы Олег Толкачев, проекты устроить здесь бизнес-аэродром для обслуживания деловых людей или отдать территорию под застройку жилья и офисов отклонены. Тушинский аэродром остается в своем прежнем статусе.

Во многих европейских государствах, например в Берлине, аэродромы располагаются в черте города, и это не мешает эксплуатировать их, правда, под более жестким контролем. Поэтому многие специалисты убеждены, что будущее у Тушино все-таки есть.

Но бездарное руководство НАКа, практически развалившее организацию подготовки в Тушино спортсменов, давало повод все меньше и меньше рассматривать аэродром как спортивную базу.

Не в состоянии наладить в благодатном с точки зрения доступности месте спортивный бизнес, менеджеры НАКа пошли по иному пути - открыли на аэродроме рынок со всеми сопутствующими этому издержками - криминалом и черной кассой.

Если верить информации правоохранительных органов, из этой кассы ежемесячно 50 тыс. долларов уходят "наверх" - тем, от кого зависит благополучие рынка.

Многие обратили внимание на весьма красноречивую деталь - охрану, которая постоянно дежурит в приемной Захарика и сопровождает его при передвижении по городу. Никогда у прежних руководителей клуба не было охраны. Она им просто была ни к чему. Да и содержать ее было не на что. Откуда же появились средства у Захарика? Вопрос, на который могут дать ответ только правоохранительные органы.

На Тушинском аэродроме действует некая коммерческая структура, ни названия которой, ни юридической основы ее взаимоотношений с аэроклубом мне выяснить не удалось. Известно лишь, что она торгует автобусами и использует аэродром для стоянки техники. На снимке, который мы печатаем, автобусы хорошо видны на переднем плане. По информации, исходящей из окружения Захарика, коммерческая структура якобы арендует территорию без договора. Если это так, то расчет за аренду идет из кармана в карман.

Терминатор

В уставе НАКа записано, что основная его деятельность - развивать авиационный спорт в стране. С реальностью это не имеет ничего общего. Директор НАКа изгнал клуб, который возглавлял известный в РОСТО организатор парашютного спорта Владимир Горбунов. За год до прихода Захарика в Тушино парашютисты совершили 24 тысячи прыжков, здесь провели чемпионат России по воздушной акробатике. После длительного застоя только начала налаживаться работа - и на тебе!

До недавнего времени в здании администрации НАКа располагалась Федерация любителей авиации. За последние десять лет в условиях нехватки авиационной техники федерация оживила более 800 единиц подызносившихся летательных аппаратов, дала возможность эксплуатировать самолеты так называемой малой авиации. И эту федерацию Захарик выставил за порог!

Захарик избавился от клубов, которые в новых условиях, рассчитывая исключительно на собственные силы, начали зарабатывать деньги и одновременно развивать спорт. Он выставил из Тушино научно-коммерческую фирму "Техноавиа", которая владела спортивными самолетами и обучала пилотов. Отлучил от аэродрома "Альфа-банк", чей Ми-8 базировался в Тушино. Мало того, что банк платил за аренду аэродрома, он, обладая влиянием и авторитетом, готов был помогать НАКу решать многие коммерческие проблемы. Увы!

Захарик остановил работу уже упоминавшегося клуба "Вихрь". Здесь тренировались пилоты, клуб участвовал в организации в Тушино авиашоу. Тоже зарабатывал деньги для НАКа. Результат: машины арестованы, аккумуляторы украдены...

Какой во всем этом смысл?

Руководитель "Вихря" Арсен Яковлев так объясняет ситуацию:

- Несколько раз Захарик предлагал мне внести предложения, которые бы его заинтересовали. То, как и в каком контексте это было сказано, дало мне основания предполагать, что речь шла о банальной мзде, которую я, разумеется, платить г-ну Захарику не намерен. Сегодня в мой адрес раздаются угрозы физической расправы. Крутые парни, представляясь друзьями Захарика, требуют, чтобы я забрал из милиции заявление и "утихомирился". Иначе обещали убить меня, а для начала - сжечь мою машину. То, что это не пустые угрозы, я понял, когда однажды обнаружил машину, облитую соляркой.

Рассказ Яковлева как две капли воды похож на то, что я услышал в Борках, и вместе это как-то объясняет "экстравагантные" поступки Захарика.

Из интервью "МН" вице-президента ФАИ, президента Федерации авиационного спорта России Анатолия Коровина:

- НАК - это не аэроклуб, а что-то другое. Под крышей государства и под видом аэроклуба здесь делается бизнес для маленькой группы людей. Сегодняшний НАК - позор спортивной России.

Директором унитарного предприятия Захарика назначило Министерство имущественных отношений России. "Московские новости" обратились в министерство с письмом, в котором просили прояснить: какие задачи поставило Минимущество перед руководством НАКа?

Увы, в течение почти месяца мы так и не дождались из министерства ни письма, ни звонка.

Несмотря на нашу настойчивость, уклонился от встречи с корреспондентом "МН" и сам Захарик. Нас интересовали не только некоторые аспекты коммерческой деятельности НАКа, но и личность его руководителя. По этому портрету хотелось представить критерии, по которым Минимущество отбирает руководителей унитарных предприятий, тем более связанных с авиацией.

К сожалению, личной встречи не получилось. Тем не менее мне повезло.

Немного об армейской дури

В 1995 году генерал ВДВ Александр Лебедь, ныне губернатор Красноярского края, издал книгу под названием "За державу обидно...". В главе "Начало агонии" генерал несколько страниц посвятил моему несостоявшемуся собеседнику, во время описываемых событий служившего замполитом десантного полка, расквартированного в Костроме.

Предваряя главу и оценивая ситуацию в Советской Армии, сложившейся к 1988 году, генерал Лебедь пишет, что он постарается остановиться на наиболее ярких страницах "этого дикого "винегрета", состоящего из всевозможных конфликтов, учений, парадов, показух и просто государственной и армейской дури".

Приняв дивизию, Лебедь отправился знакомиться с полками. Первой посетил Кострому, где когда-то командовал полком. Его поразили угрюмость и настороженность офицеров. Уходил от жизнерадостных, начавших себя уважать и познавших свою силу людей, пишет Лебедь, а увидел хмурых и злых. Причина вскоре выяснилась.

Генерал обратил внимание на полтора десятка солдат, которые расхаживали без ремней. Затем на солдат, которые вместо гвардейского знака на груди носили картонку с надписью "Гвардия". В поле зрения генерала попали бойцы, которые передвигались украдкой, потому что были обуты не в сапоги, а в... тапочки. Оказалось, все это результат "воспитательной" работы замполита полка майора Захарика. Ремни и сапоги, которые некоторые десантники носили с нарушением формы, по приказу замполита публично пустили под топор. Ввиду нехватки гвардейских значков замполит приказал вырезать их из картона и пришить к одежде.

Когда полковник предложил майору рассказать и показать, в каком боксе и какого подразделения стоит техника, в ответ получил, как он пишет, "высокомерное молчание верблюда".

Характеристики майору Лебедь дает с присущей ему прямотой. "Этот уникум", "сей реликт", "заместитель (комполка) пустой и злобный". Захарик опоздал родиться, считает боевой генерал. Появись он на свет чуток раньше, он бы по праву занял место первого заместителя Берии или минимум Мехлиса.

Как выяснилось, у майора были покровители в руководстве ВДВ, которым он "настучал" на своего комдива.

Впечатление такое, что и сегодня за спиной бывшего замполита стоят влиятельные особы. Несмотря на официальную позицию московского правительства сохранить Тушинский аэродром как учебно-спортивную базу, подковерная борьба за лакомый кусок продолжается. Из этой территории можно качать большие деньги. Нужно только преодолеть непростой начальный этап - выжить с аэродрома всех, кто связан с небом. А для выполнения такой работы, согласитесь, трудно сыскать человека более подходящего, чем бывший замполит Захарик.

"Национальный аэроклуб им. Чкалова" (НАК) является унитарным предприятием, принадлежит Министерству имущественных отношений России и базируется на знаменитом Тушинском аэродроме. Аэродром Борки - дочернее предприятие НАКа, расположен под Кимрами в Тверской области....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка