О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Ту-204" встает на крыло

Наши самолеты в небе Египта

Самолет коротко разбегается и взмывает в воздух. Надписи в просторном салоне на 200 мест - по-русски и по-арабски. По-русски - потому что самолет наш, российский - "Ту-204-120", а по-арабски - потому что он принадлежит египетской авиакомпании "Эйр Кайро". Выглядываю в окно и вижу надпись по-английски:"Роллс-Ройс".

О проблемах российского авиастроения писалось немало. Только почему-то в тени остался один примечательный факт: помочь по крайней мере частично решить их взялся египетский бизнесмен Ибрагим Камель.

60-летний Кямель - один из самых крупных и уважаемых бизнесменов Египта. В молодости он защитил докторскую диссертацию в США по специальности "деловое администрирование", был профессором Каирского университета. В 1976 году, после того как тогдашний президент Египта Садат начал проводить политику "открытых дверей", Камель занялся бизнесом. Вместе с друзьями основал компанию "Като Ароматик", стал ее президентом. Компания занималась производством эфирных масел, используемых в парфюмерии и косметике. Они поставлялись в разные страны, но больше всего - в Советский Союз. Так что связи Камеля с нашей страной насчитывают уже четверть века. Кстати, он много лет является вице-президентом Общества египетско-российской дружбы.

Кямель убежден, что большой бизнес может быть успешным только тогда, когда идет рука об руку с политикой. Он - член генерального секретариата правящей Национально-демократической партии Египта.

Бизнес Камеля развивался чрезвычайно успешно. "Като Ароматик" давно уже превратилась в холдинговую корпорацию, объединившую более трех десятков различных компаний. Одно время в Каире даже поговаривали, что президент Египта Хосни Мубарак предложил Ибрагиму Камелю возглавить правительство, но тот отказался, сославшись на невозможность оставить свой бизнес.

В 1991 году Камель создал авиакомпанию "Эйр Кайро". Купил для нее тогда еще в Советском Союзе четыре самолета - два пассажирских "Ту-154" и два грузовых "Ил-76". Однако вскоре выяснилось, что эксплуатация этих самолетов в условиях Египта невыгодна - они потребляют слишком много горючего. И их продали.

К этому времени у нас появились опытные образцы нового авиалайнера - "Ту-204". В марте 1993 года Камель организовал демонстрационные полеты одного из них в Египте. Я тогда работал от "Труда" в Каире и вместе с египетскими чиновниками и бизнесменами летал на этом самолете. Впечатление о нем осталось у всех самое благоприятное, но главный недостаток был все тем же - высокое потребление горючего. В конце 1995 года на заводе "Аэростар" в Ульяновске, где производят "Ту-204", возникла идея: а что если на отличный по своим летным качествам российский самолет поставить лучшие в мире по экономичности английские двигатели?

Идею высказали Ибрагиму Камелю, и он ее горячо поддержал. В марте 1996 года.

"Като Ароматик" подписала контракт с "Аэростаром", по которому компания бралась финансировать производство такого самолета и продавать его на мировых рынках. Вскоре для этой цели Кямель создал специальную компанию - "Сирокко". В процессе доработки самолет получил также западную авионику. И в ноябре 1998 года первые два лайнера с российскими экипажами - пассажирский и грузовой - поступили в авиакомпанию "Эйр Кайро".

Наш новый лайнер, по мнению западных специалистов, ничем не уступает "Боингам" и "Эйрбасам" среднемагистрального класса. Стоит же он на треть дешевле. Проект, однако, двигался поначалу куда медленнее, чем планировалось. Сказались и нелегкое положение на заводе, и даже недостаточная юридическая база. И тогда началась подготовка крупного инвестиционного соглашения. По словам Ибрагима Камеля, в соглашение вносятся последние штрихи. "Сирокко" готова в нынешнем и будущем годах вложить в производство самолетов около 280 миллионов долларов. В обмен она рассчитывает получить четверть акций завода "Аэростар" и конструкторского бюро "Туполев". Камель убежден, что осуществление этого соглашения позволит начиная с 2005 года стабильно выпускать по крайней мере по два авиалайнера в месяц.

Между тем эксплуатируемые ныне в "Эйр Кайро" самолеты - три пассажирских и три грузовых - прекрасно себя зарекомендовали. В день, когда мы прибыли в Каир, оттуда в бельгийский город Льеж вылетел на работу в компании ТНТ первый наш грузовик. Заказан и второй, который отправится туда в мае. Заключен контракт на поставку в этом году пяти грузовиков в Китай, причем китайские компании намерены рассмотреть вопрос о покупке в ближайшем будущем еще десяти самолетов. Идет процесс европейской сертификации лайнера, который должен завершиться в нынешнем году. Компания "Сирокко" заключила также соглашение с Казанским авиационным производственным объединением. Там будут выпускаться самолеты "Ту-204-200" (они будут называться "Ту-214") с увеличенной дальностью полета.

Ибрагим Кямель, первый египтянин, награжденный российским орденом Дружбы народов, убежден в успехе проекта. Он вообще неизменно верит в светлое будущее российской экономики. "Я давно работаю с вашей страной, хорошо ее знаю и отступать не намерен, - говорит он. - Россия непременно станет экономической сверхдержавой. В свое время вы помогли Египту в трудную минуту, и сейчас я хотя бы отчасти отдаю вам старый долг"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка