О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ильюшин - сын Ильюшина

31 марта исполняется 75 лет летчику-испытателю генерал-майору Владимиру Сергеевичу Ильюшину. Ильюшин-испытатель - сын Ильюшина-конструктора, став генералом, не стал "генеральским сынком". Всего в жизни он добился своим упорным трудом и природным талантом.

А добился многого: Заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, Лауреат Ленинской премии, многократный мировой рекордсмен.

Отец его - Сергей Владимирович Ильюшин - был одним из самых выдающихся авиационных конструкторов России и, конечно, мечтал видеть сына продолжателем своего дела, но еще мальчишкой Владимир пошел наперекор воле отца.

Летать на "кукурузнике" По-2 юного Володю научил легендарный летчик Владимир Коккинаки еще в 1943 году. Собирался поступать в МАИ, но в 1944-м призвали в армию и... определили слушателем Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского. Одновременно с учебой в академии Владимир Ильюшин уже профессионально стал учиться летать в столичном аэроклубе.

В 1951 году получен диплом военного инженера, и за спиной выпускника академии - восемь лет летного стажа. Отец считал, что это идеальный сплав для будущего создателя самолетов, должных быть непременно лучшими в мире. Владимиру специально подготовили место конструктора в "папином" ОКБ. Однако сын категорически отказался идти по стопам отца и стал летчиком-испытателем. Ильюшин-старший был настолько потрясен таким своеволием, что двадцать лет(!) практически не разговаривал с родным сыном.

Профессия испытателя смертельно опасна. Не раз в небе случались критические ситуации, но летчик едва не погиб на земле. 5 июня 1960 года "Победа" с группой подвыпивших ударников коммунистического труда столкнулась влобовую с "Волгой" Ильюшина. Спас летчика коллега-испытатель и будущий космонавт Георгий Береговой, случайно оказавшийся на трассе, где произошла катастрофа. Да мастерство врачей.

Травмы были столь серьезными, что, казалось, дорога в небо заказана навсегда. Но уже через год с небольшим Ильюшин испытывал перехватчик Су-15. К этому времени отец, оставивший пост генерального конструктора, впервые после двадцатилетней размолвки признал за сыном правоту его выбора.

Так уж сложилось, что практически вся летная жизнь Ильюшина-испытателя была связана с ОКБ, которым руководил Павел Осипович Сухой. Владимир Ильюшин дал путевку в жизнь практически всем машинам знаменитой марки "Су" вплоть до красавца Су-27. Именно он начал испытания так и не превзойденной никем "сотки" - машины, опередившей время.

У расчетливых американцев есть незыблемое правило - если в проекте самолета 50 процентов новизны, то его не строят. В "сотке" Сухого новизны было... 100 процентов! И она летала! Причем так, что даже американские специалисты назвали самолет чудом ХХI века. Испытания стотонной машины, развивавшей скорость в три раза выше звуковой, шли на редкость удачно. Сам Ильюшин был на седьмом небе от чисто полетного счастья. Казалось, Советский Союз вот-вот получит универсальный самолет, на базе которого можно строить и пассажирские сверхзвуковые лайнеры, и стратегические бомбовозы, и даже космические ракетопланы, но... В начале семидесятых после успешного десятого полета все испытания были прекращены, а перспективнейшую тему закрыли. Кто совершил это, так и осталось тайной аппаратных интриг давнего уже времени...

Владимир Сергеевич Ильюшин в свои 75 лет смотрится по-прежнему молодцевато. И его замечательная по яркости жизнь не может не служить образцом для подражания нашей слегка заблудшей молодежи. С днем рождения, товарищ генерал! Здоровья и жизни до заветной сотки!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка