О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ночные снайперы

Попасть в расписание аэропорта Шереметьево чартеры смогут только ночью

Получив отсрочку по "шумам", альянс туроператоров и чартерных перевозчиков тут же мгновенно увяз в новой проблеме. Невольным инициатором скандала в очередной раз стал аэропорт Шереметьево. В новом летнем расписании чартерам там отвели "задворки". Турфирмам, желающим летать в удобное время суток, придется доплачивать.

Международный аэропорт Шереметьево объявил о новой программе чартерных рейсов на весенне-летний сезон 2002 года. Как сообщил коммерческий директор ОАО "МАШ" Юрий Бирюков, новая программа чартерных рейсов позволит улучшить качество обслуживания пассажиров и авиакомпаний. При этом г-н Бирюков заметил, что вопрос "острый", признав, что о новом чартерном расписании аэропорт объявляет "с неким опозданием". По словам Бирюкова, цель программы - создание нормальных условий для выполнения регулярных рейсов.

Улучшение качества обслуживания, с точки зрения Шереметьева, состоит в том, что с 15 мая 2002 года будет введен запрет на осуществление чартеров в пики вылета регулярных рейсов - с 8.00 до11.30, а также с 13.30 до18.30. Основное время вылета чартерных рейсов переносится на ночь и раннее утро - 23.30 - 7.30. С того же 15 мая обслуживание чартеров будет относиться к категории дополнительных услуг, за которые аэропорт начнет получать комиссию. Размер комиссии не уточнялся - было лишь сказано, что он зависит от направления и времени вылета. По информации РАТА-news, с 00.00 до 4.00 Шереметьево готово работать вообще без комиссионных. Если авиакомпании захотят получить более удобный слот, то они должны заплатить аэропорту (на время с 8. 00 до 11.30 и с 13.30 до 18.30 чартеры претендовать не смогут вообще). Все чартерные рейсы будут выполняться из Шереметьева-1. Официально деньги планируется взимать за дополнительные услуги.

Деньги на крыло

Предварительные переговоры по новой программе уже проведены с "Аэрофлотом", "Континентальными авиалиниями" и туроператорами "Инна-тур", "Натали турс", "ТЕЗ-тур" и др. По словам заместителя гендиректора компании "Инна-тур" Дмитрия Горина, Шереметьево намерено заключать трехсторонние договоры между турфирмами, перевозчиками и аэропортом.

В контракте также будет оговорено все летнее расписание - от бесплатных ночных рейсов до самых удобных дневных субботних перелетов. По данным "Ко", платное время оценится от $5 до $30 за каждое кресло. Эта схема может принести аэропорту до $30 млн. По словам Бирюкова, сумма сбора будет зависеть от направления, типа самолета, времени вылета и других факторов. В среднем туроператорам, пожелавшим сохранить выгодное расписание, придется доплачивать около $10 за кресло. Учитывая, что в салоне Ил-86 350 кресел, сумма доплаты за чартерный рейс составит от $3500 до $10 000. То есть, если перевозчики пожелают заплатить за все свои рейсы, МАШ получит дополнительно $12 млн - $30 млн.

Генеральный представитель компании "ТЕЗ-тур" Александр Синигибский убежден, что реакция клиентов на турпакеты с ночным вылетом будет негативной, и далеко не все захотят платить дополнительные $30 за удобное время. "В этой ситуации из 25 шереметьевских рейсов нашей компании мы сможем сохранить не более трех", - говорит г-н Синигибский. Илья Иткин, генеральный директор турфирмы "ПАК-груп", также считает, что пакеты с ночным перелетом (тем более дорогие) продаются плохо. Хотя в мировой практике неудобное время вылета чартеров - обычное дело. Однако россияне привыкли к тому, что чартерные рейсы выполняются "в очередь" с регулярными, и "перестроить" их будет нелегко. Большинство операторов не сомневаются, что нововведения Шереметьева отразятся либо на норме прибыли компании, либо на стоимости турпакета. Программы сверстаны на весь сезон, и солидный оператор все неожиданные доплаты должен по идее осуществлять за свой счет. И не только впрямую. Ирина Петрова, генеральный директор турфирмы "Солвекс", к примеру, рассказала, что для своих клиентов она всегда выбирала время вылета с 11.00 до 13.00. Компания обслуживает большое количество региональных клиентов, а поезда приходят в Москву, как правило, до 8.00. Теперь же их туристам придется где-то убивать время до ночи (или приезжать в Москву накануне и платить за ночевку). Да и большинству москвичей добраться до аэропорта в ночное время иначе как на такси практически невозможно. Сотрудникам авиакомпаний и техническому персоналу за работу в ночное время тоже придется доплачивать.

При такой "ценовой политике" неизбежно вырастут и цены на билеты - правда, не столь значительно. Практически все туроператоры утверждают, что из-за жесткой рыночной конкуренции, особенно обостряющейся в летний сезон, наценка на билеты будет минимальной и вряд ли сильно отразится на стоимости тура. Кстати, с туроператорами согласен и г-н Бирюков. По его утверждению, загрузка чартерных бортов не превышает 80%. Так что у турфирм, оказывается, есть скрытые резервы.

МАШ, может, не надо?

Инициатива МАШ вряд ли удивит западных туроператоров. Для них ночные чартерные рейсы - хороший тон. Дополнительные сборы с чартеров существуют во многих аэропортах мира, но мало где превышают $15 за место. Однако новация руководства МАШ - не только дань западным традициям. Ни для кого не секрет, что Шереметьево задыхается от избытка рейсов и пассажиров. В 2001 года через этот аэропорт было выполнено 3000 чартерных рейсов. Например, в пики вылетов аэропорт обслуживал 230-240 только чартерных рейсов, которые, по выражению заместителя коммерческого директора Дмитрия Пронюшкина, "летают, когда им удобно". На чартеры приходилось 18% от общего объема обслуженных Шереметьевом рейсов (а дали они аэропорту лишь 7% от общего дохода). МАШ технически не готов к такой нагрузке. Поэтому акценты в построении нового летнего расписания смещены в сторону увеличения регулярных рейсов. Однако все шереметьевские проблемы известны давно. Почему надо было объявлять о нововведениях прямо перед началом летнего сезона? Очередная загадка, которую некому разгадывать.

И очередной козырь в колоду главного конкурента - аэропорта Домодедово. По словам гендиректора Домодедова Сергея Рудакова, привлечение чартерных рейсов - одно из стратегических направлений развития аэропорта. Летняя чартерная программа 2002 года в 2,5 раза объемнее прошлогодней, поэтому здесь подобные сборы вводить пока не собираются и с радостью примут тех, кого не устраивает новая политика Шереметьева. Кстати, первой свои чартеры в Домодедово переведет "Кавминводыавиа". Однако туроператоры сомневаются, что Домодедово сможет принять всех желающих. По словам Горина, хотя Шереметьево и создало супердефицит чартерных рейсов, перевести все чартеры в Домодедово практически нереально. Аэропорт просто захлебнется. К тому же при переводе рейсов возникают проблемы по стыковкам.

В последнее время в разделе лакомого чартерного пирога все активнее участвуют лидеры "регулярного" рынка. "Если ограничения по шумам не снимут, "Аэрофлот" усилит испанское и итальянское направления", - заявил гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов накануне вояжа Христенко в Европу. Между тем туроператоры по Испании сходятся в том, что высокие цены на рейс национального перевозчика в Барселону абсолютно не приемлемы для этого направления, завоевавшего огромную популярность благодаря относительно дешевому отдыху. А в планы "Аэрофлота" снижение цен на билеты не входит. Напротив, в этом году тарифы национального перевозчика вырастут в среднем на 6,8%. Подорожают в основном билеты в бизнес-класс на отдельных направлениях. Зато, по словам г-на Окулова, будет улучшено обслуживание, меню станет разнообразнее, а салоны - комфортнее. На все это планируется потратить около $30 млн.

О своих планах по увеличению чартерных перевозок уже объявили компании "Красэйр" и "Сибирь". В 2002 году "Сибирь" намерена выполнить из Шереметьева около 1000 чартерных рейсов и перевезти 600 тыс. - 700 тыс. пассажиров (в 2001 году - 627 рейсов и 489 тыс. пассажиров). Компания "Красэйр" намеревается перевезти более 150 тыс. пассажиров и заявила 550 международных чартеров в период с мая по октябрь. Основные направления - Греция, Тунис, Турция, Испания, Хорватия, Италия, Кипр, Португалия, Болгария...
Авторские права на данный материал принадлежат «Компания». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка