О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Уже в мае самолеты из Грозного смогут летать в Москву

Генеральный директор чеченских авиалиний Усман Ахмаров уверен, что недостатка в пассажирах не будет

Восстановление грозненского аэропорта "Северный", конечно, не будет свидетельством абсолютного торжества мирной жизни в Чечне. Однако значение открытия прямого авиасообщения между Грозным и Москвой трудно переоценить. О планах предстоящей работы "НГ" рассказал генеральный директор "Вайнахавиа" Усман Ахмаров.

Усман Ахмадович Ахмаров второй год работает генеральным директором возрождаемых в Чечне авиалиний государственного предприятия "Вайнахавиа". По специальности экономист. Долгое время работал в одной из частных компаний. Учится заочно в Ленинградской академии гражданской авиации.

-Усман Ахмадович, сегодня аэропорт "Северный", до войны один из красивейших на Северном Кавказе, - зрелище печальное.

- К восстановлению аэропорта мы приступили почти два года назад. Но до декабря 2001 года мы на это не получили практически ни копейки. Все, что смогли сделать своими руками, так это построить временный терминал. Но этого хватило бы для того, чтобы по временной схеме все-таки запустить аэропорт, опираясь на оборудование федеральных войск - радиолокаторы и приводные радиостанции. И хотя оно недостаточно сертифицировано под гражданские перевозки, тем не менее пользоваться им мы могли бы. Но как только мы попросили военных об этом, они повели себя весьма странно - собрали технику и отвезли ее на свою базу в Ханкалу. В декабре прошлого года правительством РФ для функционирования "Северного" наконец-то были выделены деньги - 27 миллионов рублей. Этого хватило для того, чтобы приобрести необходимую оргтехнику, выплатить зарплату и оплатить налоги. Затем для "Северного" было выделено еще около 80 миллионов рублей - почти все деньги были потрачены на приобретение необходимого оборудования для управления воздушным движением. В конце апреля эту технику уже будут устанавливать в нашем аэропорту. В этом году пока никакого финансирования не проводилось. Вот и думай, как дальше отстраивать "Северный". А ведь по всем планам мы полностью должны завершить его восстановление до 2005 года.

На мой взгляд, такая "поэтапность" восстановительных работ не совсем приемлема для аэропортов. По такой схеме можно отстраивать города или села. Здесь же необходимо все делать комплексно. Ведь нельзя, образно говоря, в этом году установить локатор, а в следующем - пеленгатор. Безопасность полетов зависит еще и от взлетной полосы, а также обустройства территории вокруг аэропорта. Поэтому Министерство транспорта категорически отказывается подписывать соглашение о финансировании "Северного", поскольку там якобы проставлена сумма на уровне прошлого года, а она крайне мизерна.

- Выходит, что "Северный" еще надолго закрыт для пассажирских перевозок?

- Нет. После того как будет установлено оборудование для управления полетов, "Северный" начнет функционировать. Мы планируем по временной схеме уже в мае осуществлять хотя бы 2-3 рейса в неделю на Москву. Есть ряд компаний, которые изъявили желание осуществлять полеты, и мы с ними уже сегодня готовы подписать договор на перевозку пассажиров.

- Сегодня обстановка в Чечне далеко не спокойная. Вы думаете, что в республике найдутся желающие пользоваться услугами авиакомпаний?

- Не сомневаюсь. Меня об этом на каждом шагу спрашивают. Население понимает, что свой аэропорт просто необходим. Ведь сегодня около 80% наших потенциальных пассажиров пользуются авиалиниями Дагестана и Ингушетии. Из-за блокпостов людям проблематично добираться в сопредельные республики, даже лишний раз съездить за билетом. Кстати, в ближайшее время мы планируем оказывать населению услуги в приобретении билетов, ведь наконец-то у нас появилась связь, а также доставлять пассажиров в аэропорты Ингушетии и Дагестана на своих автобусах.

- Вы уверены, что пользоваться линией "Вайнахавиа" будет безопасно?

- Не сомневаюсь. В 1995-1996 годах у нас в республике летали не только пассажирские самолеты, но и регулярно ходили поезда. И никаких ЧП не происходило. Нам просто необходимо, чтобы аэропорт заработал. На мой взгляд, этого очень хочет полпред в Южном федеральном округе Виктор Казанцев и его команда. Они делают все возможное, но, повторюсь, средств на восстановление "Северного" выделяется крайне мало. Я не могу понять, почему нас так ограничили в средствах. В 1995-1996 годах на ремонт "Северного" выделялось приблизительно в десять раз больше денег, чем сейчас. А ведь тогда он практически не был поврежден. Сейчас же совсем иная картина - весь аэропорт в развалинах, а мы получаем на его восстановление крохи. И еще. Как знаете, аэропорт - это режимная зона, но, увы, не для наших военных. Они на своих машинах проезжают где хотят, разбирая при этом ограждение. К тому же возле аэропорта расположился их учебный полигон. Это вообще недопустимо. Представляете, военные стрельбища на фоне полетов пассажирских самолетов. У меня есть ряд писем, подписанных на самом высоком уровне, с требованием к военным освободить территорию. Но те не спешат этого делать, показывая всем своим видом, что аэропорт "завоеван" ими.

- Сегодня на окраине "Северного" находится не только полигон, но и кладбище разбитых самолетов. Печальное зрелище.

- Это память еще о первой войне. На одном из самолетов еще сохранилась яркая надпись "СТИГ", что означает "небо". Этот самолет принадлежал Джохару Дудаеву. И дудаевский самолет, и другие уже не подлежат восстановлению. Этот "воздушный хлам" нужно пустить на металлолом, а средства, вырученные от его продажи, на восстановление "Северного". Но сегодня нет желающих приобрести разбитые самолеты. А ведь были, и совсем недавно, но тогда не было разрешения вывозить что-либо за пределы территории аэропорта....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка