О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Жемчужина авиастроения взлетит не скоро

Полтора года назад в высоких республиканских кабинетах очень надеялись быстро поставить на крыло новый региональный лайнер "Ту-324". Воплощая мечту в реальность, власти не жалели денег на его создание.

И вскоре "тушка", спроектированная КБ имени Туполева в содружестве с 40 другими конструкторскими бюро и НИИ, стала приобретать конкретные очертания. Рабочие КАПО не без гордости называли 50-местный пассажирский реактивный "Ту-324" жемчужиной авиастроения. Он и в самом деле вобрал в себя все самое лучшее, что есть в отечественной науке и аэродинамике. К тому же проект позволял модифицировать лайнер, чтобы использовать его не только как пассажирский в разных вариантах (бизнес-класс и VIP), но и как транспортный, патрульный и санитарный.

Подготовка документации правительству республики обошлась в кругленькую сумму, эквивалентную 70 миллионам долларов. Но "тушку" строить - это вам не легковушку собирать. После подсчетов стоимости работ, необходимых для завершения строительства самолета, выяснилось, что потребуется еще не менее 250 миллионов долларов. У республики, которая с прошлого года большую часть налоговых платежей стала перечислять в федеральный центр, такой суммы, составляющей треть бюджета, не нашлось.

Источники финансирования решили искать в Москве. ...Президент Минтимер Шаймиев предложил председателю правительства России Михаилу Касьянову совместное финансирование программы выпуска "Ту-324" - из федерального и республиканского бюджетов. Переговоры тянулись несколько месяцев. В конце концов проект создания "Ту-324" вошел отдельной строкой в госбюджет страны на этот год и предусмотрен "Федеральной целевой программой развития гражданской авиационной техники в 2002 - 2010 годах и на период до 2015 года". Но дорабатывать его будет не республика, а "Росавиакосмос".

Но жемчужину авиастроения мы, похоже, не скоро увидим. Как стало известно, сертификацию "Ту-324" намечено провести в 2005 году. Но и к этому сроку самолет может быть не готов.

- Хотя правительство РФ и запланировало выделить нужную сумму, у "Росавиакосмоса" до сих пор нет денег вести проект, - сказал советник премьер-министра РТ по вопросам машиностроения, оборонной промышленности и конверсии Назир Киреев. - А самолет взлетел бы уже в этом году, если бы не затягивалось финансирование программы его строительства. Затягивание приведет к тому, что денежные затраты могут возрасти многократно.

...Чтобы "Ту-214" поднялся в небо, ушло десять лет. Теперь вот вымучиваем новый самолет. И когда он появится, никто не знает. А если появится, что будет с ним - неизвестно. Захотят ли авиакомпании приобретать лайнеры, которые успевают морально устареть, пока их наконец-то поставят на крыло?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Вечерняя Казань». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка