О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпания "Сибирь" приняла участие в конференции "Новая экономика России: перспективы для реального бизнеса"

Доклад Директората информационных технологий авиакомпании "Сибирь" на конференции "Новая экономика России: перспективы для реального бизнеса", организованной Академией народного хозяйства при Президенте РФ. Австрия, Вена, 29-30 марта 2002 года.

Авиакомпания "Сибирь" сегодня

В 2001 году авиакомпания "Сибирь" заняла второе место среди российских авиаперевозчиков по пассажирообороту. В течение прошлого года компания выполнила более 15 тысяч рейсов, что почти в два раза больше, чем в 2000 году. Всего на рейсах "Сибири" было перевезено около двух миллионов пассажиров, что в 2,3 раза больше чем в предыдущем году. Воздушный парк "Сибири" сейчас включает около 60-ти авиалайнеров Ил-86, Ту-154, Ту-204.

По итогам 2001 года авиакомпания "Сибирь" стала лауреатом IV Всероссийской премии "Хрустальный глобус" в номинации "Лучшая Российская авиакомпания на туристическом рынке". В 2001-02 годах на ежегодном конкурсе Russian Travel Awards, проводимом туристской газетой TTG-Russia авиакомпания "Сибирь" дважды стала лауреатом в номинации "Лучшая российская авиакомпания". В ходе Международного авиакосмического салона МАКС-2001 редакции известных деловых авиационных изданий "Авиатранспортное обозрение" (Россия) и Aviation Week & Space Technology (США) вручили генеральному директору авиакомпании "Сибирь" Владиславу Филёву Диплом "Менеджер года в воздушном транспорте России".

Дополнительные бизнес-проекты авиакомпании "Сибирь"

Остановимся на ряде проектов, которые для авиакомпании не являются основным бизнесом. Практически все они начинались как решение "внутренних" проблем, как, например, большие расходы на телекоммуникации и другое техническое обеспечение продаж и, одновременно, малая экономическая отдача. Но по ходу дела эти проекты начали выходить либо на регионально-отраслевой уровень в целом, либо вообще на мировой и, соответственно, сейчас требуют определенного участия и государственных органов, и "смежников".

Стремление авиакомпании решать проблемы регионального и общеотраслевого характера наглядно демонстрируют два проекта.

Во-первых, это проект создания Новосибирского мультимодального транспортного узла. Проект включает в себя ряд направлений, где одно из основных - развитие аэропорта "Толмачево" (Новосибирск). Специалисты авиакомпании уже разработали концепцию проекта строительства международного терминала, способного принимать несколько рейсов одновременно, имеющего транзитную зону, позволяющего автоматизировать процесс обслуживания пассажиров и т.п. Наличие такого терминала позволит существенно расширить объемы и географию перевозок авиакомпании. Прогнозируемые по проекту 10 рейсов в день из Европы в Азию и столько же обратно означают около 4 миллионов пассажиров в год. С учетом уже "имеющегося" у авиакомпании "Сибирь" объема перевозок общий объем пассажиропотока составит не менее 6 миллионов. Новосибирск, при соответствующем развитии других видов транспорта и инфраструктуры, сможет стать крупнейшим транспортным узлом России. Сейчас проект находится на стадии составления плана финансовых инвестиций. Стоимость строительства международного терминала оценивается примерно в $150-225 млн. Общая стоимость проекта создания мультимодального транспортного узла - $600 млн.

Отдельно хочется отметить важность одной из составляющих мультимодального узла - информационного обеспечения транспортных потоков. Только современный информационный узел и надежные каналы связи смогут обеспечить скоростную доставку в электронном виде любых документов, рассылку в другие транспортные узлы наподобие Новосибирского любой информации о графиках движения авиалайнеров, морских и речных судов, железнодорожных составов и автомобилей во всех уголках страны, смогут предотвратить сбои при транспортировке и т.д. В этом направлении "Сибирь" сделала очень серьезный "задел".

На сегодняшний день создан Межрегиональный Информационно-Коммуникационный Центр для обеспечения жизнедеятельности авиакомпании "Сибирь". Этот узел объединяет около 300 офисов и 1000 рабочих мест в 17:01 22.04.2002 более чем 100 городах России, Германии, а так же в Англии, Израиле, Китае, Южной Корее, на Кипре. При его работе используются самые современные технологии и оборудование (о чем более подробно см. ниже).

Во-вторых, авиакомпания "Сибирь" активно поддерживает научные разработки и их применение в промышленности. Одним из ярких примеров тому - проект создания промышленного производства мощных автоматизированных лазерных технологических комплексов на основе разработок Института теоретической и прикладной механики СО РАН. Данные лазеры обладают рядом уникальных технических характеристик. По применяемой технологии (газовые, СО-2), развиваемой мощности, безопасности работы и минимальными эксплуатационными издержками они не имеют аналогов в России и входят в десятку world top-model. Почему "Сибирь" развивает этот проект? Потому что с помощью таких лазеров можно резать и сваривать алюминий, а это уже - "революция" в технологии производства корпусов самолетов. Новая технология позволит существенно сократить сроки и стоимость изготовления самолетов. Уже в этом году планируется выпустить 10 лазеров с мощностью каждого не менее 5 кВт. Причем они будут изготовлены промышленным способом в Новосибирске на базе специально созданного для этого совместного (авиакомпании "Сибирь" и Института теоретической и прикладной механики СО РАН) предприятия "ОКБ лазерной техники".

Хочется обратить внимание на то, что у этого проекта есть еще и другие перспективы, связанные с продажей лазеров на мировом рынке, который к 2000 году уже достиг 70 млрд. долларов США. Темпы роста этого рынка очень высоки - около 80-90%% в год. И это на фоне общего падения активности в области наукоемких технологий. Российский потенциал оценивается в 10% мирового рынка, т.е. 5-10 млрд. долларов США. Доля же сибирских "лазеров" может составить 10-20%%, т.е. 0,5-2 млрд. долларов США.

Наконец, еще один наукоемкий проект, который уже был затронут в докладе - проект развития информационно-технической поддержки деятельности авиакомпании "Сибирь" и транспортной сферы вообще, который на сегодняшний день "вылился" в создание Межрегионального Информационно-Коммуникационного Центра международного уровня.

Что собой представляют масштабы применения информационных технологий в авиакомпании "Сибирь"? В 1999 году, когда был начат проект развития информационно-технической поддержки продаж, авиакомпания тратила более $700.000 в год, имея один центральный и 5 региональных офисов и обеспечивая продажу порядка 500.000 билетов в год. При этом компания решала массу проблем, связанную с ненадежностью работы такого сервиса. Теперь "Сибирь" перевозит 2 миллиона пассажиров. Создана собственная корпоративная сеть, в рамках которой обслуживается около 300 офисов и 1000 рабочих мест в более чем 100 городах. Сеть включает в себя десятки современных цифровых каналов связи, несколько опорных центров (Москва, Новосибирск, Иркутск) с круглосуточными службами поддержки, собственные центры бронирования авиаперевозок, работающие по технологиям "Сирена-2.3" и "Сирена-2000", а так же технику в количестве: 700 собственных персональных компьютеров и около 100 единиц серверного и коммуникационного оборудования. Автоматизирован внутренний учет в авиакомпании (программный комплекс "Азия", системы "ФИН-3" и "Экономика"), бухгалтерский учет ("Галактика"), работают автоматизированные системы анализа и контроля полетной информации и т.д. Такая "экономия" была достигнута не только за счет "партнерских" программ (как, например, с "Глобал Один", "Ростелеком" и т.д.) и постоянного повышения квалификации собственных специалистов, но и за счет использования современных информационных технологий.

Информационные технологии и авиационной бизнес

К современным информационным технологиям, в первую очередь, нужно отнести Интернет. Сейчас "Сибирь" активно использует возможности "мировой паутины": подключение собственных офисов и независимых агентств по продаже авиаперевозок, PR-акции, корпоративный сайт, аукционы, распродажи через Интернет, продажа и оформление авиабилетов через Интернет и многое другое.

Реальную базу для новых направлений авиационного бизнеса составляют следующие сферы применения информационных технологий в авиакомпании: системы бронирования перевозок и так называемый "электронный" билет.

На сегодняшний день в "Сибири" создана и отработана на практике технология оформления авиабилета и его оплаты через Интернет . Сейчас клиент, заходя на сайт компании, может в режиме on-line увидеть расписание рейсов любого авиаперевозчика, наличие мест, действующие тарифы и правила их применения. Он может сделать заказ, оплатить его с помощью кредитной карты или путем банковского перевода или наличными и получить подтверждение о выписанном билете, не выходя из-за своего компьютера. доставка билета до офиса или он его может забрать в аэропорту. Но при этом сам по себе билет как бумажный бланк все-таки остается, хотя по сути он нужен только для прохождения регистрации и спецконтроля в аэропорту. Для создания полностью автоматизированной и безбумажной технологии оформления перевозки осталось сделать последний шаг - отказаться от бумажного бланка и создать "электронный" билет. Как вариант, это может быть некая универсальная пластиковая карта. На ней будут храниться деньги, паспортные данные, сведения о приобретенных авиабилетах, полученных услуг по перевозкам и т.п. Если к этому прибавить специальное оборудование для записи и чтения этих карт в аэропортах, средства защиты информации, то билет уже не нужен. Пассажир получает максимум удобств. Компании освобождаются от огромной работы по печати, учету, обработки бланков билетов. А авиационный бизнес и смежные с ним отрасли получают серьезный толчок для развития. Потребуется и специальное оборудование (точное машиностроение), и универсальная карта и ее массовое распространение (банковская система, IT-компании), и огромная сеть надежных каналов связи (Госсвязь, телекоммуникационные компании) и проработка технических и юридических вопросов безопасности. Это большая работа, но, на наш взгляд, она необходима, т.к. такого рода передовые технологии уже захватывают мир, и вопрос появления этого в России - вопрос времени. По расчетам специалистов "Сибири" проект "электронного" билета в России можно оценивать в $500 млн.

С системами бронирования авиаперевозок получается еще интереснее. Начиная с середины 2001 года, авиакомпания активно привлекает на обслуживание сторонние организации, в том числе и другие авиакомпании, Компания использует как отечественные системы бронирования (собственные центры "Сирена-2.3" и "Сирена-2000"), так и зарубежные (Gabriel). По сути, создается действительно многофункциональный Информационно-Коммуникационный Центр, обслуживающий различные организации и осуществляющий различные виды деятельности: продажа авиаперевозок, в том числе и через Интернет, хранение ресурсов мест авиакомпаний и предоставление доступа к ним, проведение интернет-аукционов, провайдерские услуги связи, создание, установка и поддержка специального программного обеспечения, обеспечение безопасности продаж и многое другое.

Но основная проблема развития, которую "Сибирь" уже не может решить в рамках сложившихся отношений - это отставание технической базы используемых программных комплексов от потребностей бизнеса и рынка! Ни у отечественных разработчиков, ни в западных системах бронирования не применяются современные информационные технологии. До сих пор используются программы, написанные на Ассемблере или Фортране, каналы связи, работающие по протоколам Р-1024, а серверное оборудование представляет из себя мейнфреймы 20-30 летней давности, хотя весь мир уже использует и другие языки программирования, и более производительную технику, и более современные технологии обработки и хранения данных. Решая собственные проблемы автоматизации, и создавая собственные программные продукты, "Сибирь" вплотную подошла к необходимости и к возможности (есть и специалисты, и техника и, самое главное, понимание необходимых технологий) создания универсальной системы хранения и бронирования ресурсов мест для российских авиакомпаний. Задача очень сложная и сроки ее решения - несколько лет, но вполне выполнима. Тем более, что экономический эффект от этого трудно переоценить. Если брать среднюю в России (да и в мире тоже) цену услуг по хранению и бронированию ресурсов мест в $1, то 25 млн. пассажиров в год по России дадут $25 млн. в год. Это деньги, которые сейчас в большинстве своем уходят за рубеж, а частично "оседают" у неэффективно работающих отечественных производителей программных продуктов для авиационного бизнеса. С другой стороны, единая система позволит решить проблемы "разброда и шатаний", связанных с наличием в России нескольких систем бронирования, "нестыкующихся" друг с другом ни технически, ни "экономически".

Можно прогнозировать, что качественная, надежная в работе и гибко настраиваемая на потребности реального бизнеса система сможет обслуживать и другие виды транспорта - железнодорожный, водный и т.д. Как еще один возможный вариант развития этого проекта - мировой рынок авиационных услуг. В этих случаях общая доходность проекта возрастает на 1-2 порядка и может уже исчисляться миллиардами долларов США в год.

Проблемы, с которыми "Сибирь" сталкивается в своем развитии

Немного слов о ряде проблем, с которыми сталкивается авиакомпания. Условно их можно разбить на группы:

1. Информационная безопасность при широком использовании Интернет-технологий.

2. Отсутствие единых стандартов при применении сети Интернет и других информационных технологий.

3. Проблемы взаимодействия со "смежниками".

Основная проблема при широком использовании сети Интернет - информационная безопасность.

Мы выделяем два аспекта информационной безопасности:
  • коммерческая (хищения и/или несанкционированный доступ)

  • техническая (компьютерные вирусы и атаки хакеров)
Не углубляясь в особенности и отдельные проблемы с обеспечением информационной безопасности хочется обратить внимание на следующее - несмотря на применение специальных программных и аппаратных средств защиты, ограничение передаваемой информации по публичным каналам связи, использование различных методов административного контроля - проблема обеспечения информационной безопасности остается и должна решаться в масштабах отрасли в целом, а может и в масштабах всей страны. Необходимы и законы, и органы контроля, и, вероятно, даже прямая государственная поддержка отечественных производителей средств обеспечения безопасности. Необходимо, чтобы продукция этих производителей была передовой и конкурентоспособной, в том числе и по цене.

Проблема еще и в том, что отсутствует должная регламентация и лицензирование этой деятельности со стороны государства. По сети авиакомпании передаётся информация, которая в соответствии с законом РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 25.01.1995 года должна защищаться. Это, например, персональные данные граждан. Защита таких данных предполагает шифрование. Указ президента РФ N 334 от 03.04.95 г. обязывает юридических и физических лиц, применять только сертифицированные шифровальные средства и иметь лицензию ФАПСИ на их эксплуатацию, чего практически никто не имеет. В результате на сегодняшний день практически все участники авиационного бизнеса, хранящие и передающие данные о пассажирах, являются нарушителями закона. Ни кто из них не в состоянии самостоятельно найти приемлемый выход из сложившейся ситуации, т.к. ни удовлетворяющих всем требованиям средств защиты, ни юридической базы для их применения не существует. Проблему необходимо решать в тесном взаимодействии с соответствующими государственными органами. Огромное значение, в частности, имеет окончательное утверждение закона о электронно-цифровой подписи.

Проблему взаимодействия со смежными отраслями можно проиллюстрировать следующим примером. Идея создать универсальную систему бронирования любых видов перевозок не нова. На Западе это уже реализовано. В России это сделать очень сложно, но можно. Можно начать с создания взаимного информационного обмена между различными системами - это вполне реально. Например, авиационные и железнодорожные перевозки. Но здесь много проблем. Например, в настоящее время в любой кассе авиакомпании "Сибирь" уже можно оформить железнодорожную перевозку по Германии. В тоже время для оформления российского железнодорожного билета необходимо идти в железнодорожные кассы и стоять в длинных очередях. Причиной этого является монополизм железной дороги и, как следствие, не заинтересованность в развитии. Так, например, предложения с нашей стороны в адрес руководства Западно-Сибирской железной дороги о предоставлении для пассажиров справки о расписании поездов с нашего пульта доступа к системам бронирования уже больше года остаются только предложениями.

Реальные перспективы для реального бизнеса

Итак, подводя итог вышесказанному, хочется еще раз обратить внимание на проблемы, с которыми сталкивается "Сибирь" и которые, на наш взгляд, требуют безотлагательных решений.

Это необходимость:
  • разработки единых законов, а также технологий и стандартов по защите информации и электронной идентификации личности;

  • разработки формы и условий применения единого для российского пассажира "электронного" билета для всех видов транспорта;

  • интеграции систем продаж различных видов (авиационные, железнодорожные, водные) и типов (пассажирские, грузовые, специальные) перевозок.
"Сибирь" предлагает к обсуждению свои проекты, которые уже гораздо больше, чем просто "свои" и которые авиакомпании одной не "поднять". Хотя бы потому, что это проекты либо масштаба отрасли в целом (лазерная технология резки и сварки алюминия и, соответственно, принципиально новая технология сборки корпусов самолетов), либо регионального масштаба (транспортный мультимодальный узел в Новосибирске), либо масштаба всей страны. Они оцениваются в миллиарды долларов и просто не могут быть осуществлены без реальной государственной поддержки ("электронные" билеты или универсальная система бронирования любых видов перевозок). На наш взгляд эти проекты интересны и своими масштабами, и своей "реальностью". За ними новые рабочие места, реальные доходы и, самое главное, перспективы "освоения" западных рынков....
Авторские права на данный материал принадлежат «АК "Сибирь"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка