Газета.Ru
27 апреля 2002, 14:34
Правительство вышло из тендера с "Сухим"
В пятницу вечером на заседании правительственной комиссии по военно-промышленным вопросам, которое провел премьер Михаил Касьянов, наконец, определили - кто будет разрабатывать российский истребитель пятого поколения. Как сообщил после заседания министр промышленности, науки и технологии Илья Клебанов, головной организацией в самом масштабном проекте российского ОПК станет АВПК "Сухой". Претендовавшей на победу в тендере корпорации "МиГ" придется довольствоваться выполнением вспомогательных работ.
ВВС передали свои требования к будущему истребителю еще весной прошлого года. Ответственные чиновники - вице-премьер Илья Клебанов и глава Росавиакосмоса Юрий Коптев - неоднократно заявляли, что разработчик нового суперсамолета станет известен до конца 2001 года. Затем стал называться новый срок - I квартал 2002 года. В январе в Минобороны была создана экспертная комиссия, которая рассмотрела представленные проекты и подготовила заключение для правительства. Однако и к 20 марта, как обещал Юрий Коптев, судьба истребителя не определилась.
Такое промедление понятно - очень напряженная борьба шла между претендентами. Реально их было двое - АВПК "Сухой" и РСК "МиГ". Третий участник - ОКБ имени Яковлева подстраховался на любой исход и скооперировался как с "Сухим", так и с "МиГом". С самого начала шансы "Сухого" выглядели предпочтительнее - ему благоволил вице-премьер Илья Клебанов, а главком ВВС Анатолий Корнуков заявлял, что новый истребитель может быть разработан на базе Су-47 "Беркут" - самолета с обратной стреловидностью крыла, который произвел сенсацию на авиасалоне в Жуковском в 1999 году.
Кроме того, у производителей "Су" лучше шел бизнес - портфель экспортных контрактов на $7 млрд позволял фирме частично финансировать суперпроект из своих источников.
В течение зимы, однако, расклад несколько поменялся - Илья Клебанов из вице-премьера превратился в простого министра, уволили в отставку Анатолия Корнукова, а "МиГ" резко улучшил свои экспортные доходы. Это и привело к новому раунду закулисной борьбы, исход которой, впрочем, не принес неожиданностей. Решающим аргументом стало наличие у "Сухого" летающего прототипа истребителя пятого поколения - самолета "Беркут".
Фактически две ведущие российские корпорации боролись за право стать основным разработчиком военной авиатехники. Ведь государство постепенно избавляется от дублирования в оборонке и концентрирует скудный бюджет в нескольких крупных холдингах разного профиля. В случае с истребителем пятого поколения бюджет будет не таким уж и скудным.
После заседания правительственной комиссии представители АВПК "Сухой" с удовлетворением отметили: "Более 25 лет в авиационной промышленности не было программ, сравнимых с этой по оборонной значимости, наукоемкости и требуемому финансированию". Государственная программа вооружений предусматривает выделение на создание самолета $1,5 млрд на протяжении девяти лет.
Однако эта сумма может оказаться сильно заниженной - по оценкам Юрия Коптева, только на "доводку" двигателя понадобится $700 млн, а ведь в военной технике пятого поколения самое дорогостоящее - это сверхсовременная электронная начинка. Откуда государство возьмет такие деньги - не очень понятно.
Кроме того, нереалистичными выглядят и сроки реализации проекта. Объявляется, что истребитель будет принят на вооружение уже в 2008-2009 годах. Между тем даже в советские времена на разработку принципиально нового военного самолета уходило до 15 лет. Так что, победив в тендере, "Сухой" поставил перед собой почти невыполнимую задачу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 23, 2024
Саранск и Беларусь может связать прямой авиарейс
Апрель 23, 2024
Аэропорт Минвод прервал работу для ремонта полосы
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 23, 2024
Сбер стал единственным владельцем аэропорта в Горно-Алтайске и начал проектные работы